Экономика
ЦЕНЫ НА БЕНЗИН "ПРОСНУЛИСЬ"
11 июля
После 10-месячной заморозки розничных цен на нефтепродукты столь приятный процесс, похоже, закончился. В июле 2006 года цены на московских АЗС впервые в этом году повысились - на 30-50 копеек за литр. До Питера ценовая волна еще не докатилась, но за последнюю неделю средние цены на городских АЗС изменились на 5-10 копеек. Итоговый прирост ожидается на уровне 50 копеек за литр.
По сравнению с двумя прошло-годними рывками, когда бензин в июне - сентябре подорожал сразу на 2 рубля за литр, это немного.
Сдержанные компромиссы
Розничные цены на нефтепродукты в России не повышались с сентября 2005-го, когда кабинет министров договорился с шестью крупнейшими нефтяными компаниями об их заморозке на внутреннем рынке. Договаривались до 1 января 2006 года, а получилось еще лучше.
Этот компромисс до середины 2006 года устраивал обе стороны. Стабильные цены на внутреннем рынке сдерживали инфляцию, но были невыгодны нефтяникам. В свою очередь, те зарабатывали на безудержном экспорте. Некоторые компании отправляли на экспорт 60-70 процентов своей добычи, но на инфляционную скорость в России это не влияло.
В июне этого года продавцы топлива намекнули правительству, что неплохо бы повысить цены и на внутреннем рынке. Основание - возросшие издержки производства. Только в I квартале цены на все виды энергоносителей (газ, тепло, электричество) выросли в отрасли на 10-11 процентов, железнодорожные грузовые тарифы - на 12-13, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - на
4 процента и т. п.
Работать себе в убыток нефтяники не привыкли, и в Минтопэнерго согласились с их доводами.
В начале июля оптовые цены на все виды нефтепродуктов повысились на всех российских НПЗ на 100-250 рублей за тонну. Цифры нестрашные, так как оптовая прибавка в процентах составила всего 1-2.
Но так как в опте прейскуранты с начала года переписываются уже в третий раз, итоговый рост за 6 месяцев составил 4-5 процентов. Розничные операторы до июля на рост прейскурантов в оптовом звене не реагировали: маржа их устраивала
В ближайшие недели владельцы АЗС могут повысить цены даже на 40-50 копеек за литр. Но при среднегородской цене самого популярного у автомобилистов бензина Аи-92 в 17 рублей рост цен составит 3-4 процента. Это ниже уровня инфляции в России за январь - июнь (6,2 процента).
Административная "нефтянка"
Инфляционный максимум текущего года, который определили Минфин, ЦБ России и Министерство экономического
развития и торговли (МЭРТ), - 8,5-9 процентов. Министры уверены, что на этот раз с поставленной задачей справятся.
У них есть грустный опыт. В 2004 и 2005 годах инфляция, по прогнозу МЭРТ, не должна была превысить 9 процентов, а получилось 12 и 11 процентов соответственно. И это - официальные цифры, которые всегда оптимистичнее жизненных.
Основная причина невыполнения инфляционного плана двух прошлых лет, по мнению руководителей экономического блока правительства РФ, - слабый административный контроль за нефтяной отраслью. В прошлом году, например, внутренние цены на топливо повысились сразу на 20 процентов, что разогнало инфляцию.
Премьер Михаил Фрадков и глава МЭРТ Герман Греф решили в этом году не повторять прошлых ошибок и серьезно поговорили с нефтяными баронами России.
Накануне посевной, в апреле-мае 2006 года, Михаил Фрадков, например, проводил совещания с президентами "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", "Роснефти" и других корпораций еженедельно. Те согласились не только со-хранить дешевые цены для механизаторов, но и до июня 2006 года не повышать цены на внутреннем рынке вообще. Свое обещание Вагит Алекперов, Владимир Богданов и другие нефтяные бароны выполнили. Могли бы и отказаться сотрудничать со "следствием", но не стали. Минтопэнерго имел в рукаве железный аргумент - заградительные пошлины на экспорт сырья.
Герман Греф весной даже заявил, что не позволит нефтяникам извлекать сверхприбыли за счет российских потребителей - для этого существует экспорт и бешеные цены (сегодня - 70 долларов за баррель) на российскую нефть Urals.
Как видим, министры в переговорах применяли отнюдь не рыночные методы. Но позитивный для страны результат налицо: розничные цены на нефтепродукты в первом полугодии 2006 года в России вообще не изменялись!
На радостях министры даже разрешили нефтяным компаниям немного повысить внутренние цены на бензин, что те и сделали. Но рост цен на бензин в этом году, по заверению вице-премьера Александра Жукова, не выйдет из инфляционного коридора 8-9 процентов. Потому что кабинет министров не собирается третий год подряд докладывать Путину, что удержать инфляцию не удалось из-за высоких внутренних цен на нефтепродукты.
Сергей ТАЧАЕВ
По сравнению с двумя прошло-годними рывками, когда бензин в июне - сентябре подорожал сразу на 2 рубля за литр, это немного.
Сдержанные компромиссы
Розничные цены на нефтепродукты в России не повышались с сентября 2005-го, когда кабинет министров договорился с шестью крупнейшими нефтяными компаниями об их заморозке на внутреннем рынке. Договаривались до 1 января 2006 года, а получилось еще лучше.
Этот компромисс до середины 2006 года устраивал обе стороны. Стабильные цены на внутреннем рынке сдерживали инфляцию, но были невыгодны нефтяникам. В свою очередь, те зарабатывали на безудержном экспорте. Некоторые компании отправляли на экспорт 60-70 процентов своей добычи, но на инфляционную скорость в России это не влияло.
В июне этого года продавцы топлива намекнули правительству, что неплохо бы повысить цены и на внутреннем рынке. Основание - возросшие издержки производства. Только в I квартале цены на все виды энергоносителей (газ, тепло, электричество) выросли в отрасли на 10-11 процентов, железнодорожные грузовые тарифы - на 12-13, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - на
4 процента и т. п.
Работать себе в убыток нефтяники не привыкли, и в Минтопэнерго согласились с их доводами.
В начале июля оптовые цены на все виды нефтепродуктов повысились на всех российских НПЗ на 100-250 рублей за тонну. Цифры нестрашные, так как оптовая прибавка в процентах составила всего 1-2.
Но так как в опте прейскуранты с начала года переписываются уже в третий раз, итоговый рост за 6 месяцев составил 4-5 процентов. Розничные операторы до июля на рост прейскурантов в оптовом звене не реагировали: маржа их устраивала
В ближайшие недели владельцы АЗС могут повысить цены даже на 40-50 копеек за литр. Но при среднегородской цене самого популярного у автомобилистов бензина Аи-92 в 17 рублей рост цен составит 3-4 процента. Это ниже уровня инфляции в России за январь - июнь (6,2 процента).
Административная "нефтянка"
Инфляционный максимум текущего года, который определили Минфин, ЦБ России и Министерство экономического
развития и торговли (МЭРТ), - 8,5-9 процентов. Министры уверены, что на этот раз с поставленной задачей справятся.
У них есть грустный опыт. В 2004 и 2005 годах инфляция, по прогнозу МЭРТ, не должна была превысить 9 процентов, а получилось 12 и 11 процентов соответственно. И это - официальные цифры, которые всегда оптимистичнее жизненных.
Основная причина невыполнения инфляционного плана двух прошлых лет, по мнению руководителей экономического блока правительства РФ, - слабый административный контроль за нефтяной отраслью. В прошлом году, например, внутренние цены на топливо повысились сразу на 20 процентов, что разогнало инфляцию.
Премьер Михаил Фрадков и глава МЭРТ Герман Греф решили в этом году не повторять прошлых ошибок и серьезно поговорили с нефтяными баронами России.
Накануне посевной, в апреле-мае 2006 года, Михаил Фрадков, например, проводил совещания с президентами "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", "Роснефти" и других корпораций еженедельно. Те согласились не только со-хранить дешевые цены для механизаторов, но и до июня 2006 года не повышать цены на внутреннем рынке вообще. Свое обещание Вагит Алекперов, Владимир Богданов и другие нефтяные бароны выполнили. Могли бы и отказаться сотрудничать со "следствием", но не стали. Минтопэнерго имел в рукаве железный аргумент - заградительные пошлины на экспорт сырья.
Герман Греф весной даже заявил, что не позволит нефтяникам извлекать сверхприбыли за счет российских потребителей - для этого существует экспорт и бешеные цены (сегодня - 70 долларов за баррель) на российскую нефть Urals.
Как видим, министры в переговорах применяли отнюдь не рыночные методы. Но позитивный для страны результат налицо: розничные цены на нефтепродукты в первом полугодии 2006 года в России вообще не изменялись!
На радостях министры даже разрешили нефтяным компаниям немного повысить внутренние цены на бензин, что те и сделали. Но рост цен на бензин в этом году, по заверению вице-премьера Александра Жукова, не выйдет из инфляционного коридора 8-9 процентов. Потому что кабинет министров не собирается третий год подряд докладывать Путину, что удержать инфляцию не удалось из-за высоких внутренних цен на нефтепродукты.
Сергей ТАЧАЕВ