Экономика

СООБРАЗИЛИ НА ТРОИХ

18 июля
Председатель правления, генеральный директор General Motors американец Ричард Вагонер и президент группы Renault - Nissan бразилец Карлос Гон сделали совместное заявление, которое встряхнет мировой автопром и одну из его новых столиц - Санкт-Петербург. Топ-менеджеры объявили, что через три месяца гиганты автоиндустрии Америки, Франции и Японии объединятся. В результате этого сенсационного решения General Motors, Renault и Nissan будут контролировать почти четверть мирового автомобильного рынка, а их совокупный доход составит 327 миллиардов долларов.
Лидеры мирового автопрома вынашивали свои планы исходя из каких-то глобальных соображений. Может, чтобы минимизировать убытки General Motors, который слишком долго был в лидерах и теперь за это расплачивается, может, чтобы противостоять ставшей слишком уж популярной "Тойоте", может, чтобы не сбивать друг другу цены (но тогда этим должны заняться антимонопольные ведомства). Но одним из пунктов реализации этих планов стал Петербург.
Напомним, что в июне 2006 года Ричард Вагонер и Карлос Гон побывали в Питере, и отнюдь не в качестве туристов. 13 июня мистер Вагонер заложил в Шушарах первый камень в будущий автомобильный завод GM, который в конце 2008 года начнет выпуск внедорожников Chevrolet Captiva.
Первая очередь завода рассчитана на 25 тысяч среднеразмерных джипов в год с ориентировочной стоимостью внедорожника в 30 тысяч долларов США. Детройтский концерн в 2006-2008 годах вложит в бизнес в Петербурге 115 миллионов долларов.
В тот же день и тоже в рамках X Петербургского экономического форума президент французско-японской группы Renault - Nissan Карлос Гон подписал с Германом Грефом инвестиционный договор о строительстве в Питере автосборочного производства полного цикла, включая сварку и окраску автомобилей Nissan. Только Renault ничего не подписывал и не закладывал, потому что уже выпускает свои "Меганы" и "Логаны" в Москве.
Первые "Ниссаны" должны сойти с конвейера в промышленной зоне Каменки в 2009 году. В завод производительностью 50 тысяч автомобилей в год японцы готовы инвестировать 200 миллионов долларов - на 85 миллионов больше, чем американцы в Шушарах. Питерский конвейер будет ежегодно собирать 50 тысяч машин Nissan. Каких - пока неизвестно.
Напомним, что в тех же Шушарах в конце 2007 года сойдут с конвейера и первые автомобили от третьего по объемам продаж мирового автопроизводителя - концерна Toyota. Предполагаемый объем выпуска - 20 тысяч машин представительского класса Toyota Camry.
Словом, к 2009 году General Motors, Nissan и Toyota совместными усилиями намерены собирать в Петербурге 95 тысяч иномарок в год. Такими масштабами в России пока не может похвастаться никто.
В нашей стране сборку иномарок пока ведут 7 площадок. Совместными усилиями в 2005 году они произвели около 200 тысяч автомобилей. Пятьдесят процентов от этого вала приходится на две модели: Chevrolet Niva (совместный продукт General Motors и АвтоВАЗа) и Ford Focus (модель завода "Форд-Всеволожск" в Ленинградской области).
Всеволожский завод с объемом производства 50 тысяч Ford Focus пока является региональным автомобильным лидером по сборке иномарок. (В этом году Ford Motor Сompany намерен сделать 60 тысяч машин.)
Но франко-японско-американское объединение, о котором сообщили Ричард Вагонер и Карлос Гон, будет иметь далеко идущие последствия не только на мировых рынках, но и в России.
Итак, каждая четвертая новая машина, собранная на планете, вскоре будет изделием мегахолдинга General Motors - Renault - Nissan. В таком альянсе, наверное, больше японцев заинтересован GM, закончивший прошлый год с убытками в 8 миллиардов долларов. Правда, американцы сохранили за собой первое место в мире по объемам продаж, чем и привлекли партнера.
Теперь о питерских перспективах альянса. Не случайно Nissan и GM объявили о своих планах в Северной Пальмире в один день. Первые лица компаний уже тогда знали, что придут к совместному бизнесу, в том числе и в Петербурге.
Если суммировать их инвестиции в нашем городе на 2006-2008 годы, то они составят 315 миллионов долларов. Больше в автомобильной России только у концерна Volkswagen, который собирается инвестировать в свой новый завод в Калуге 330 миллионов.
Считаем дальше. В 2009 году General Motors и Nissan на питерских площадках произведут 75 тысяч иномарок. Это больше, чем у областного Ford , который, несмотря на забастовки, уверенно держит в регионе первое место и по производству, и по продажам иномарок. Но прямыми конкурентами General Motors - Renault - Nissan и Ford Motor Сompany все-таки не будут.
Ценовая ниша Ford Focus - 15-17 тысяч долларов, а джип Chevrolet Captiva будет стоить в два раза дороже.
Кстати, на закладке первого камня в завод GM в Шушарах президент концерна Ричард Вагонер подчеркнул, что уверен в платежеспособности российских клиентов и успехе продаж Chevrolet Captiva.
В итоге складывается следующая картина. Альянс будет выпускать всю линейку автомобилей - от "демократичных" Renault до дорогих GM. Nissan, очевидно, займет нишу среднего ценового сегмента. "Тройственный союз" будет вести согласованную ценовую политику, но задирать цены им не позволит конкуренция со стороны Ford, Volkswagen и Toyota. В Петербурге им для минимизации издержек (в этом главный смысл объединения) нужно будет совместно заниматься подготовкой кадров, производством комплектующих - на новых заводах или по договорам с российскими предприятиями, унифицировать сеть автосервиса. Это выгодно как городу, так и российским потребителям.
Плюс к тому концерны подают пример российским промышленникам, которые до сих пор живут каждый своим огородом и объединение с партнером, тем более с конкурентом, видят только в страшных снах.

Прямая речь

Карлос Гон, президент Nissan Motor Сorp., исполнительный директор группы Renault - Nissan:
- Я не возьму на себя управление третьей компанией. Мы не делаем предложения о покупке General Motors, и у нас нет намерения сделать такое предложение. Мы не пытаемся приобрести что-либо, а просто пытаемся сотрудничать с другими людьми. А это, согласитесь, совсем другое дело.
Ричард Вагонер, председатель правления, генеральный директор General Motors:
- Я не против альянса с Renault и Nissan. 7 июля 2006 года наш совет директоров одобрил предложение о создании этого альянса. Согласно трехстороннему заявлению изучение условий сотрудничества может занять 90 дней.
Анонимный топ-менеджер Toyota Motor Сompany:
- Мы не заинтересованы в том, чтобы альянс General Motors и Renault - Nissan состоялся. Toyota рассматривает возможность сделать GM более выгодное предложение об альянсе. Аналитики рассматривают стратегические планы, нацеленные на то, чтобы помочь General Motors стать прибыльным концерном.
Сергей ТАЧАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь