Экономика
АППЕТИТЫ КИТАЙЦЕВ РАСТУТ
19 июля
Эксперты международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют, что к 2011 году ежедневное мировое потребление нефти вырастет на 8,9 миллиона баррелей (1 баррель - 159 литров). По мнению МЭА, через 5 лет человечество будет потреблять 15 миллионов тонн нефти и продуктов ее переработки в день. Ну а самым динамичным "прожорливым" потребителем должен стать Китай.
На долю китайцев, по оценкам МЭА, придется почти четверть от ожидаемого прироста потребления углеводородов в мире. Сегодня Поднебесная ежедневно сжигает
7 миллионов баррелей топлива, а в 2011 году эта цифра должна достичь 9,1 барреля. Если прогноз энергетического агентства сбудется, через пять лет Китай выпустит через автомобильные и другие трубы почти 550 миллионов тонн отработанных нефтяных фракций.
Но при всей своей внушительности цифра 550 миллионов тонн на 1,3 миллиарда китайцев - это не так уж много. Мировой "обжора" - США - еще в прошлом году потребили 650 миллионов тонн сырья (14 процентов мировой добычи). При этом население США почти в пять раз меньше китайского.
Россия же в прошлом году выкачала из недр 470 миллионов тонн жидких углеводородов, а в переработку на внутреннем рынке пустила только 180 миллионов. Остальное сырье нефтяники продали за рубеж. Сто восемьдесят миллионов тонн на 140 миллионов человек населения, да при нашем суровом климате, - это скромно.
Однако последние достижения Китая по части потребления нефтепродуктов все-таки впечатляют, если учесть ограничения по автомобилизации страны. Только 2 процента китайцев имеют собственную машину. И отнюдь не из-за нехватки средств. Просто руководители КНР справедливо полагают, что выхлопные газы - главный враг экологии. И право на покупку индивидуального номера для будущей машины в некоторых городах (например, в Шанхае) разыгрывается в лотерею.
...По прогнозу МЭА, в 2011 году из недр Земли будет ежедневно извлекаться 15 миллионов тонн углеводородов, или около 5,5 миллиарда тонн в год. При этом эксперты агентства полагают, что рост спроса на нефть, которую поставляют на рынки страны ОПЕК, в ближайшие пять лет практически застопорится. Если в 2006 году экспортеры ОПЕК смогут продать 28,8 миллиона баррелей в день, то в 2011-м - всего на 1,4 миллиона баррелей больше.
В то же время доля независимых продавцов топлива вырастет с 51,3 миллиона баррелей в день (2006 год) до 56,7 миллиона (2011-й).
Добыча же нефти в странах СНГ (Россия, Казахстан, Азербайджан) в этом году составит 12 миллионов баррелей в день, а через пять лет вырастет до 14,5 миллиона. Это седьмая часть общемировой добычи.
Немного видоизменится и география нефтедобычи. Ее уровень должен снизиться в Канаде, Австралии, Анголе и Мавритании, что будет компенсировано более высокими темпами роста в Аргентине, России и Казахстане.
Большая часть динамики потребления придется на страны с развивающейся экономикой - Бразилию, Индию... А безусловным лидером, напомним, станет КНР.
Сергей ТАЧАЕВ
На долю китайцев, по оценкам МЭА, придется почти четверть от ожидаемого прироста потребления углеводородов в мире. Сегодня Поднебесная ежедневно сжигает
7 миллионов баррелей топлива, а в 2011 году эта цифра должна достичь 9,1 барреля. Если прогноз энергетического агентства сбудется, через пять лет Китай выпустит через автомобильные и другие трубы почти 550 миллионов тонн отработанных нефтяных фракций.
Но при всей своей внушительности цифра 550 миллионов тонн на 1,3 миллиарда китайцев - это не так уж много. Мировой "обжора" - США - еще в прошлом году потребили 650 миллионов тонн сырья (14 процентов мировой добычи). При этом население США почти в пять раз меньше китайского.
Россия же в прошлом году выкачала из недр 470 миллионов тонн жидких углеводородов, а в переработку на внутреннем рынке пустила только 180 миллионов. Остальное сырье нефтяники продали за рубеж. Сто восемьдесят миллионов тонн на 140 миллионов человек населения, да при нашем суровом климате, - это скромно.
Однако последние достижения Китая по части потребления нефтепродуктов все-таки впечатляют, если учесть ограничения по автомобилизации страны. Только 2 процента китайцев имеют собственную машину. И отнюдь не из-за нехватки средств. Просто руководители КНР справедливо полагают, что выхлопные газы - главный враг экологии. И право на покупку индивидуального номера для будущей машины в некоторых городах (например, в Шанхае) разыгрывается в лотерею.
...По прогнозу МЭА, в 2011 году из недр Земли будет ежедневно извлекаться 15 миллионов тонн углеводородов, или около 5,5 миллиарда тонн в год. При этом эксперты агентства полагают, что рост спроса на нефть, которую поставляют на рынки страны ОПЕК, в ближайшие пять лет практически застопорится. Если в 2006 году экспортеры ОПЕК смогут продать 28,8 миллиона баррелей в день, то в 2011-м - всего на 1,4 миллиона баррелей больше.
В то же время доля независимых продавцов топлива вырастет с 51,3 миллиона баррелей в день (2006 год) до 56,7 миллиона (2011-й).
Добыча же нефти в странах СНГ (Россия, Казахстан, Азербайджан) в этом году составит 12 миллионов баррелей в день, а через пять лет вырастет до 14,5 миллиона. Это седьмая часть общемировой добычи.
Немного видоизменится и география нефтедобычи. Ее уровень должен снизиться в Канаде, Австралии, Анголе и Мавритании, что будет компенсировано более высокими темпами роста в Аргентине, России и Казахстане.
Большая часть динамики потребления придется на страны с развивающейся экономикой - Бразилию, Индию... А безусловным лидером, напомним, станет КНР.
Сергей ТАЧАЕВ