Экономика
ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ ПОГУБЯТ НЕПЛАТЕЖИ
19 июля
Проблемы атомного ледокольного флота России сегодня крайне актуальны. Флот недостачно финансируется, программа строительства новых ледоколов не реализована. Это грозит частичным, а то и полным прекращением судоходства по Северному морскому пути.
Уже более 45 лет оператором атомного ледокольного флота России является акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (ММП). Однако не так давно совет директоров ММП принял решение провести переговоры с федеральными органами исполнительной власти о досрочном расторжении договора с Росимуществом и Росморречфлотом. Подобное решение вызвано тем, что в последнее время стало невозможно поддерживать ледокольный флот в должном техническом состоянии.
Основной источник средств - оплата судовладельцами и грузовладельцами так называемого круглогодичного ледокольного сбора за обеспечение проводок судов по трассам Северного морского пути. Но сегодня некоторые пользователи отказались от этой оплаты, что уже в нынешнем году может привести к нехватке около 300 миллионов рублей на содержание ледоколов. На мой взгляд, создаются все предпосылки для остановки этого стратегически значимого для России флота.
Пока официальной реакции на наши обращения нет, но я убежден, что меры будут приняты. Хочется отметить, что по-настоящему ответственную позицию в этом вопросе занимает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Именно в Росимуществе четко осознают, что без поступлений ледокольного сбора флот (по статусу - имущество РФ) в скором времени может прекратить свое существование. Или же на содержание ледоколов будут необходимы дотации из государственного бюджета.
Сегодняшняя ситуация создает предпосылки для бесконтрольного судоходства по Северному морскому пути, в том числе и для иностранных судов. Но нельзя забывать, что Севморпуть - сложнейшая система управления судоходством в таком опасном районе, как Арктика. Система имеет свою администрацию, штабы морских операций, комплексы навигационной, гидрографической, ледокольной проводок. И управляется она именно государством, которое обеспечивает безопасное судоходство и гарантирует поставки жизненно важных грузов в отдаленные районы страны. По оценкам аналитиков, за все время существования Северного морского пути на его становление и развитие государство потратило средства, сопоставимые с тремя годовыми бюджетами СССР! Поэтому требование платы за судоходство по Севморпути абсолютно оправданно.
Значимость Севморпути в развитии национальной экономики очевидна, так как сейчас наиболее интенсивно осваиваются арктические месторождения минеральных и сырьевых ресурсов.
Сегодня Мурманское пароходство устойчиво лидирует в двух сегментах: грузоперевозках на российских судах и ледокольном обслуживании трасс Северного морского пути. Дополнительно компания активно развивает нефтеналивные перевозки в Арктике. В этом направлении мы сохраняем первенство по вывозу углеводородов из арктических замерзающих морей. Для этого ММП построило единственный в мире Арктический подводный погрузочный терминал, предназначенный для круглогодичной загрузки танкеров нефтью Тимано-Печорских месторождений. Также пароходство первым открыло путь западносибирской нефти в Европу через построенный ММП рейдовый перегрузочный комплекс в Кольском заливе.
Александр МЕДВЕДЕВ, генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство"
Уже более 45 лет оператором атомного ледокольного флота России является акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (ММП). Однако не так давно совет директоров ММП принял решение провести переговоры с федеральными органами исполнительной власти о досрочном расторжении договора с Росимуществом и Росморречфлотом. Подобное решение вызвано тем, что в последнее время стало невозможно поддерживать ледокольный флот в должном техническом состоянии.
Основной источник средств - оплата судовладельцами и грузовладельцами так называемого круглогодичного ледокольного сбора за обеспечение проводок судов по трассам Северного морского пути. Но сегодня некоторые пользователи отказались от этой оплаты, что уже в нынешнем году может привести к нехватке около 300 миллионов рублей на содержание ледоколов. На мой взгляд, создаются все предпосылки для остановки этого стратегически значимого для России флота.
Пока официальной реакции на наши обращения нет, но я убежден, что меры будут приняты. Хочется отметить, что по-настоящему ответственную позицию в этом вопросе занимает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Именно в Росимуществе четко осознают, что без поступлений ледокольного сбора флот (по статусу - имущество РФ) в скором времени может прекратить свое существование. Или же на содержание ледоколов будут необходимы дотации из государственного бюджета.
Сегодняшняя ситуация создает предпосылки для бесконтрольного судоходства по Северному морскому пути, в том числе и для иностранных судов. Но нельзя забывать, что Севморпуть - сложнейшая система управления судоходством в таком опасном районе, как Арктика. Система имеет свою администрацию, штабы морских операций, комплексы навигационной, гидрографической, ледокольной проводок. И управляется она именно государством, которое обеспечивает безопасное судоходство и гарантирует поставки жизненно важных грузов в отдаленные районы страны. По оценкам аналитиков, за все время существования Северного морского пути на его становление и развитие государство потратило средства, сопоставимые с тремя годовыми бюджетами СССР! Поэтому требование платы за судоходство по Севморпути абсолютно оправданно.
Значимость Севморпути в развитии национальной экономики очевидна, так как сейчас наиболее интенсивно осваиваются арктические месторождения минеральных и сырьевых ресурсов.
Сегодня Мурманское пароходство устойчиво лидирует в двух сегментах: грузоперевозках на российских судах и ледокольном обслуживании трасс Северного морского пути. Дополнительно компания активно развивает нефтеналивные перевозки в Арктике. В этом направлении мы сохраняем первенство по вывозу углеводородов из арктических замерзающих морей. Для этого ММП построило единственный в мире Арктический подводный погрузочный терминал, предназначенный для круглогодичной загрузки танкеров нефтью Тимано-Печорских месторождений. Также пароходство первым открыло путь западносибирской нефти в Европу через построенный ММП рейдовый перегрузочный комплекс в Кольском заливе.
Александр МЕДВЕДЕВ, генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство"