Культура
ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО ВЕРНУЛАСЬ К ПАВЛУ ФИЛОНОВУ
19 июля
Антураж экспозиции, выставленной в Корпусе Бенуа, устрашает: в черной-пречерной комнате звучит "космическая" музыка, на стенах таинственным излучением светятся картины, на которых теснятся дома, руки, ноги, головы существ, скорее напоминающих гуманоидов с обложкек журналов про НЛО, нежели людей. Однако это люди. Они смотрят на нас впалыми невыразительными глазами. Или, расплываясь в астрономической туманности, превращаются в одни глаза, недоверчиво поглядывающие зеленым взором на посетителей...
В отличие от других мастеров своего времени - Кандинского, Малевича, Шагала, - Павел Филонов не был известен за рубежом. Абсолютное большинство его картин принадлежит Русскому музею, однако в столь внушительном объеме (160 работ) они в последний раз экспонировались аж в 1988 году. О том, как 18 лет назад ту выставку открывала Валентина Матвиенко (еще в ранге заместителя председателя горисполкома), нам рассказал Владимир Гусев:
- Это было начало эпохи перемен, - вспомнил директор Русского музея. - Сегодняшняя выставка Филонова в сравнении с предыдущей демонстрирует, как много возможностей мы получили за это время.
И на этот раз выставку открывала Валентина Матвиенко - уже в качестве губернатора. Она заметила, что петербуржцам особенно важно понять творчество Филонова, ибо он жил в нашем городе и скончался здесь, в блокаду, завещав все свои картины России.
У Филонова была непростая судьба. Родившись в бедной московской семье и переехав в Петербург в 1897-м, он получил диплом маляра-уборщика. Потом были паломничества в Грецию и Палестину, участие в многочисленных выставках, так и не открытая персональная в Русском музее... В 1930-е начались аресты, и тогда Филонов изобразил на одной из своих картин рядом с осужденными пасынками самого Сталина...
- Приурочив эту выставку к саммиту, Россия показала изменения в своей идеологии, которая раньше давила на изобразительное искусство, - отметил Владимир Гусев. - Сейчас мы открыты, и выставочную и закупочную политику определяют уже не идеологи, а специалисты, музейщики. Раньше такая выставка не могла бы состояться.
- Филонов - потрясающий художник с живописно-колористической точки зрения, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Но у него есть и сверхидея - воспроизводить мир не так, как мы видим его, а показывать рост, изменения - то, что недоступно для нашего глаза.
Эта выставка - событие и для музыкальной общественности Петербурга. В наш город впервые привезен синтезатор АНС - "Александр Николаевич Скрябин", спроектированный в 1938 году инженером Евгением Мурзиным. Его звучание многие помнят по фильму "Солярис" и другим работам Тарковского. На этот раз "партитурой" для синтезатора стали полотна Филонова, отпечатанные в негативе на стекле. Горизонтальные линии на картинах означают длительность нот, а их положение по вертикали - высоту.
Алина ЦИОПА
В отличие от других мастеров своего времени - Кандинского, Малевича, Шагала, - Павел Филонов не был известен за рубежом. Абсолютное большинство его картин принадлежит Русскому музею, однако в столь внушительном объеме (160 работ) они в последний раз экспонировались аж в 1988 году. О том, как 18 лет назад ту выставку открывала Валентина Матвиенко (еще в ранге заместителя председателя горисполкома), нам рассказал Владимир Гусев:
- Это было начало эпохи перемен, - вспомнил директор Русского музея. - Сегодняшняя выставка Филонова в сравнении с предыдущей демонстрирует, как много возможностей мы получили за это время.
И на этот раз выставку открывала Валентина Матвиенко - уже в качестве губернатора. Она заметила, что петербуржцам особенно важно понять творчество Филонова, ибо он жил в нашем городе и скончался здесь, в блокаду, завещав все свои картины России.
У Филонова была непростая судьба. Родившись в бедной московской семье и переехав в Петербург в 1897-м, он получил диплом маляра-уборщика. Потом были паломничества в Грецию и Палестину, участие в многочисленных выставках, так и не открытая персональная в Русском музее... В 1930-е начались аресты, и тогда Филонов изобразил на одной из своих картин рядом с осужденными пасынками самого Сталина...
- Приурочив эту выставку к саммиту, Россия показала изменения в своей идеологии, которая раньше давила на изобразительное искусство, - отметил Владимир Гусев. - Сейчас мы открыты, и выставочную и закупочную политику определяют уже не идеологи, а специалисты, музейщики. Раньше такая выставка не могла бы состояться.
- Филонов - потрясающий художник с живописно-колористической точки зрения, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Но у него есть и сверхидея - воспроизводить мир не так, как мы видим его, а показывать рост, изменения - то, что недоступно для нашего глаза.
Эта выставка - событие и для музыкальной общественности Петербурга. В наш город впервые привезен синтезатор АНС - "Александр Николаевич Скрябин", спроектированный в 1938 году инженером Евгением Мурзиным. Его звучание многие помнят по фильму "Солярис" и другим работам Тарковского. На этот раз "партитурой" для синтезатора стали полотна Филонова, отпечатанные в негативе на стекле. Горизонтальные линии на картинах означают длительность нот, а их положение по вертикали - высоту.
Алина ЦИОПА