Экономика
"ТАИТИ, ТАИТИ... НАС И ТУТ НЕПЛОХО КОРМЯТ!"
26 июля
В России и в Петербурге в частности любую зарубежную компанию встречают как дорогого гостя. Прогонят, правда, по всем бюрократическом кругам, но на каждом этапе будут опекать и поддерживать инвестора.
Но много ли наших фирм открывает свои филиалы за рубежом? И легко ли нашему бизнесмену выйти на европейский рынок - не просто с товаром, а именно с бизнесом? Мы поинтересовались этим в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.
По словам заместителя президента ТПП, директора Центра международного сотрудничества Антона Савощева, сама процедура выхода - дело несложное. Законодательных барьеров, этому препятствующих, не существует. Правда, есть страны, в которых работать невыгодно. Например, Норвегия.
Другое дело Финляндия, в которой сегодня, по мнению Антона Савощева, созданы весьма благоприятные условия для выхода российских компаний. Кстати, при посредничестве Петербургской торгово-промышленной палаты с нынешнего года юристы из Страны тысячи озер бесплатно консультируют представителей российских предприятий о возможностях выхода на финский рынок.
В перспективе в ТПП планируется подобная подготовка к выходу на рынки Италии, Швеции, Китая. В Китае уже организуют свои производства российские предприятия среднего бизнеса - текстильные и деревообрабатывающие. Среди них есть и петербургские.
Но в Европе российский бизнес представлен достаточно скромно. Причем в основном компаниями федерального уровня. Список не очень велик. "Еврохим", "Сибнефть", Внешторгбанк.
Есть еще "Северсталь", владеющая металлургическими заводами даже в США, "ЛУКОЙЛ", скупающий автозаправочные сети по всему миру. Вот, пожалуй, и все.
Правда, неофициально говорится, что на самом деле российский бизнес представлен в Европе едва ли не шире, чем их у нас. Но все это, как и в случае с футбольным клубом "Челси", не переходит под российский флаг, а так и остается английской, латвийской или какой другой компанией. И ни престижа, ни денег России не добавляет.
Перемены наметились в последние годы. Сегежский ЦБК приобрел в Швеции профильный завод, к слову, один из крупнейших в Европе. Ведущая строительная компания Северо-Западного федерального округа - группа ЛСР приобрела эстонскую фирму Aeroc International, которая занимается выпуском газобетона и продажей строительных материалов. Конечная цель сделки - выход в лидеры всего региона по производству газобетона.
Покупки действующих предприятий за рубежом в тех случаях, когда продукция предназначена в первую очередь для России, достаточно проста и требует только денег. Но если наш бизнесмен хочет продавать свой продукт за рубежом - сложности вырастают на порядок.
В этом убедились в одной из самых высокотехнологичных петербургских компаний - "Транзас", которая сегодня имеет 12 представительств в разных странах мира.
- Мы продвигаем российские высокие технологии, но работать с нашими фирмами иностранные партнеры долгое время опасались, - рассказали в пресс-службе предприятия. - Поэтому был сделан такой маркетинговый ход - позиционировать "Транзас" как интернациональную компанию. В этом случае мы попадали в сферу понятного всем законодательства и могли получать льготные кредиты, как любая западная компания. Организация международных продаж сосредоточена в головном офисе в Ирландии, где наблюдается быстрое развитие IT-технологий, созданы благоприятные условия для бизнеса.
Это позволило наладить продажи на зарубежных рынках и создать дистрибьюторскую сеть.
Еще один распространенный способ "протолкнуть" свой товар на Запад - совместный договор о поставке продукции с какой-нибудь известной компанией. Таким путем пошла пивоваренная компания "Балтика". Если российский пивной рынок петербургские пивовары освоили давно, то на Запад они вышли, подписав договор с "Аэрофлотом".
С 2001 года "Балтику" стали предлагать пассажирам, путешествующим рейсами "Аэрофлота" из аэропорта Шереметьево (Москва) в крупнейшие города мира. В конце прошлого года "Балтика" открыла свое представительство в Гамбурге.
Параллельно "Балтика" заключила лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией "Алдарис" - теперь и в Латвии производится пиво двух сортов - "Пшеничное" № 8 и "Легкое" № 1. С продажей первой лицензии на производство пива "Балтика" за рубежом впервые российское пиво стало производиться за пределами России.
Итак, что в итоге? Европейцы достаточно охотно встречают российский бизнес, когда речь идет о приобретении предприятий, которые будут поставлять свою продукцию в Россию или же о покупке без перерегистрации - когда российский владелец будет получать прибыль как физическое лицо, но не сможет вывозить в Россию прибыль самой компании. Намного сложнее идет продвижение российского бизнеса под своим флагом. В этом случае он вынужден или решать вопрос с помощью больших денег, как наши ведущие компании, или позиционировать себя как международную с российским участием компанию, или завоевывать себе рынок шаг за шагом.
Но в Торгово-промышленный палате нам открыли еще один "секрет": подавляющее большинство даже успешных компаний вообще не имеет намерений выходить на зарубежные рынки. В России требования к культуре и "чистоте" бизнеса ниже, зарабатывать деньги здесь проще. Именно поэтому отечественные предприниматели с тревогой ожидают вступления в ВТО - ведь это еще шире откроет двери перед западным бизнесом, в то время как наш не только не стремится и не готов к выходу на зарубежные рынки, но и свой боится потерять.
Феликс ГЛОКМАН
Но много ли наших фирм открывает свои филиалы за рубежом? И легко ли нашему бизнесмену выйти на европейский рынок - не просто с товаром, а именно с бизнесом? Мы поинтересовались этим в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.
По словам заместителя президента ТПП, директора Центра международного сотрудничества Антона Савощева, сама процедура выхода - дело несложное. Законодательных барьеров, этому препятствующих, не существует. Правда, есть страны, в которых работать невыгодно. Например, Норвегия.
Другое дело Финляндия, в которой сегодня, по мнению Антона Савощева, созданы весьма благоприятные условия для выхода российских компаний. Кстати, при посредничестве Петербургской торгово-промышленной палаты с нынешнего года юристы из Страны тысячи озер бесплатно консультируют представителей российских предприятий о возможностях выхода на финский рынок.
В перспективе в ТПП планируется подобная подготовка к выходу на рынки Италии, Швеции, Китая. В Китае уже организуют свои производства российские предприятия среднего бизнеса - текстильные и деревообрабатывающие. Среди них есть и петербургские.
Но в Европе российский бизнес представлен достаточно скромно. Причем в основном компаниями федерального уровня. Список не очень велик. "Еврохим", "Сибнефть", Внешторгбанк.
Есть еще "Северсталь", владеющая металлургическими заводами даже в США, "ЛУКОЙЛ", скупающий автозаправочные сети по всему миру. Вот, пожалуй, и все.
Правда, неофициально говорится, что на самом деле российский бизнес представлен в Европе едва ли не шире, чем их у нас. Но все это, как и в случае с футбольным клубом "Челси", не переходит под российский флаг, а так и остается английской, латвийской или какой другой компанией. И ни престижа, ни денег России не добавляет.
Перемены наметились в последние годы. Сегежский ЦБК приобрел в Швеции профильный завод, к слову, один из крупнейших в Европе. Ведущая строительная компания Северо-Западного федерального округа - группа ЛСР приобрела эстонскую фирму Aeroc International, которая занимается выпуском газобетона и продажей строительных материалов. Конечная цель сделки - выход в лидеры всего региона по производству газобетона.
Покупки действующих предприятий за рубежом в тех случаях, когда продукция предназначена в первую очередь для России, достаточно проста и требует только денег. Но если наш бизнесмен хочет продавать свой продукт за рубежом - сложности вырастают на порядок.
В этом убедились в одной из самых высокотехнологичных петербургских компаний - "Транзас", которая сегодня имеет 12 представительств в разных странах мира.
- Мы продвигаем российские высокие технологии, но работать с нашими фирмами иностранные партнеры долгое время опасались, - рассказали в пресс-службе предприятия. - Поэтому был сделан такой маркетинговый ход - позиционировать "Транзас" как интернациональную компанию. В этом случае мы попадали в сферу понятного всем законодательства и могли получать льготные кредиты, как любая западная компания. Организация международных продаж сосредоточена в головном офисе в Ирландии, где наблюдается быстрое развитие IT-технологий, созданы благоприятные условия для бизнеса.
Это позволило наладить продажи на зарубежных рынках и создать дистрибьюторскую сеть.
Еще один распространенный способ "протолкнуть" свой товар на Запад - совместный договор о поставке продукции с какой-нибудь известной компанией. Таким путем пошла пивоваренная компания "Балтика". Если российский пивной рынок петербургские пивовары освоили давно, то на Запад они вышли, подписав договор с "Аэрофлотом".
С 2001 года "Балтику" стали предлагать пассажирам, путешествующим рейсами "Аэрофлота" из аэропорта Шереметьево (Москва) в крупнейшие города мира. В конце прошлого года "Балтика" открыла свое представительство в Гамбурге.
Параллельно "Балтика" заключила лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией "Алдарис" - теперь и в Латвии производится пиво двух сортов - "Пшеничное" № 8 и "Легкое" № 1. С продажей первой лицензии на производство пива "Балтика" за рубежом впервые российское пиво стало производиться за пределами России.
Итак, что в итоге? Европейцы достаточно охотно встречают российский бизнес, когда речь идет о приобретении предприятий, которые будут поставлять свою продукцию в Россию или же о покупке без перерегистрации - когда российский владелец будет получать прибыль как физическое лицо, но не сможет вывозить в Россию прибыль самой компании. Намного сложнее идет продвижение российского бизнеса под своим флагом. В этом случае он вынужден или решать вопрос с помощью больших денег, как наши ведущие компании, или позиционировать себя как международную с российским участием компанию, или завоевывать себе рынок шаг за шагом.
Но в Торгово-промышленный палате нам открыли еще один "секрет": подавляющее большинство даже успешных компаний вообще не имеет намерений выходить на зарубежные рынки. В России требования к культуре и "чистоте" бизнеса ниже, зарабатывать деньги здесь проще. Именно поэтому отечественные предприниматели с тревогой ожидают вступления в ВТО - ведь это еще шире откроет двери перед западным бизнесом, в то время как наш не только не стремится и не готов к выходу на зарубежные рынки, но и свой боится потерять.
Феликс ГЛОКМАН