Культура
ОЛИВЕР СТОУН: "ПАТРИОТИЗМ - ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"
27 июля
Режиссер Оливер Стоун прекрасно говорит по-французски. Поэтому, когда его иногда приглашают выступить на канадском радио, он с удовольствием соглашается, надеясь поговорить на своем втором родном языке. Мало кто знает о том, что его мать - француженка, потому что для всего мира Стоун в первую очередь американский режиссер, и именно с Америкой и с ее историей связывают его фильмы. А ему хочется поговорить по-французски...
Квебекская станция KLYR пригласила Стоуна поучаствовать в разговоре о выходе его нового фильма "Мировой торговый центр", но предупредила о том, что ему не удастся сказать ни слова по-французски: аудитория предполагалась международная, и потому, хоть провинция Квебек и франкоязычная, для общения был выбран английский. Я, записавшись поучаствовать в чате, этому обстоятельству тоже обрадовался.
ФИЛЬМ ОБ 11 СЕНТЯБРЯ ДОЛЖЕН ВЫЙТИ К 11 СЕНТЯБРЯ
- Фильм "Мировой торговый центр" выйдет на экраны осенью?
- Надеюсь выпустить его к годовщине национальной трагедии, к 11 сентября. Посмотрим, как пойдут дела на студии, но это было бы не только символично, но и разумно. Определенные фильмы следует смотреть в определенное время, и моя картина из этого "модельного ряда".
- Трагедию 11 сентября вы восприняли как личную?
- Думаю, что таковой она стала для каждого американца. Страну я вижу своим домом, а когда в ваш дом врываются посторонние люди, перекрывают воду, отключают свет, тепло, а напоследок устраивают в нем пожар, вы надеетесь только на одно: чтобы поскорее приехали пожарные и погасили огонь, а полиция наподдала наглым пришельцам. Но никто не приезжает, телефон безмолвствует, а незнакомцы потешаются над вашим горем и тычут в вас пальцами. Причем самое странное: ваши соседи, которых вы знаете едва ли не всю жизнь, молчат, позакрывались в домах. Именно так я воспринимаю ситуацию, которая сложилась после 11 сентября. Именно об этом я хотел сделать фильм - о том, что в стране хозяйничают чужие люди.
ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ПРОБИТЬ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
- Как снять хороший фильм о терроре? Каким образом можно показать трагедию, в которой основные ее виновники так ни разу и не появляются на экране?
- Только через призму личного отношения к ней. Только через жизнь отдельного человека. Иначе получится очередная пропагандистская фишка, которую бессмысленно называть искусством. Бригады террористов, подготовка к акту, затем его исполнение, после чего бесчисленные (или сосчитанные) трупы ни в чем не повинных людей - все это где-то существует, все это где-то присутствует, но на экране должен быть виден человек. Причем лучше один, максимум два. В "Мировом торговом центре" их двое - полицейские Джон Маклохлин и Уилл Химено, которых вытащили из руин рухнувших башен. Можно детально реконструировать и отснять подготовку к теракту, а затем то, что происходит с людьми. Однако лично мне этот путь кажется провальным. Потому что человека может пробить только человеческая трагедия. Только представив себе, что на месте другого можешь быть ты сам, начинаешь осознавать, насколько кошмарно то, что произошло. Я всегда делал фильмы об отдельных людях, о людях, которые находятся в состоянии личной борьбы - с обстоятельствами, с врагами, с самими собой, в конце концов. Может быть, для кого-нибудь это чересчур хитрый ход - фильм о трагедии народа снят практически с двумя актерами, которых, мало того, еще и не всегда видно на экране, но вот тут я ничего поделать не могу. Если бы я считал иначе, то и снимал бы иначе.
- Ваши герои - люди с железной волей. Это касается как ребят из "Взвода", так и Александра Македонского. Маклохлин и Химено тоже из этого ряда?
- Несомненно. Конечно, можно сказать: как же так, зачем сравнивать совершенно несовместимые, казалось бы, вещи - Александра Великого и, скажем, Джима Моррисона или, еще того хуже, Ричарда Никсона, но их и ни к чему сравнивать! Все мои герои сами по себе. И при этом они практически все - реально существовавшие люди. Просто жили в разных условиях, в разные времена, в разных странах. Но если бы Александр Македонский проживал в 2002 году в Штатах, он бы отправился искать Усаму бен Ладена, и я вас уверяю, он бы его нашел! И тогда бы бен Ладену не поздоровилось! А Маклохлин и Химено - люди не менее героические, чем все вышеперечисленные. Просто их героизм иного порядка, более бытовой, что ли. Но он не становится от этого менее героическим...
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА БЫЛА БЕЗУМИЕМ
- Вам никогда не хотелось снять фильм о Кеннеди?
- Я его снял.
- Но JFK - картина не о самом человеке, а об его убийстве!
- Иначе было не сделать. В трагической судьбе Кеннеди убийство - ее наивысшая точка. После него мир переменился. Если бы Кеннеди не застрелили, он бы повел нашу страну совсем другим курсом. Ситуация в мире могла бы быть совсем другой, если бы он остался жив. А так... Понимаете, убийство Кеннеди ознаменовало собой смену эпох: закончилась эра мечты, идеалистических концепций, которые присутствовали в моей молодости. Началось совсем другое время: расовые войны, Вьетнам, Уотергейт. Если бы Джон Фицджеральд остался в живых, мы никогда бы не сунулись во Вьетнам, я в этом уверен. Холодная война стала безумием, от которого мне было очень долго не избавиться. Мы жили под гнетом милитаризма, который указывал нам, что самое важное в мире - это борьба с коммунизмом, хотя между ними разница - простым глазом не заметишь. Война, любая, выцеживает из людей энергию, они становятся пустыми, как пластиковые оболочки. Национализм и патриотизм - это реальные враги человечества.
- Ваше прошлое, ваша юность не "достают" вас в реальном, так сказать, времени?
- Я не любитель предаваться воспоминаниям в стиле "когда я был молодым" или "когда я был во Вьетнаме". Но иногда старые привычки действительно "достают". Временами они мешают жить, и тогда приходится брать себя за глотку, чтобы алкоголь или наркотики убрались подальше.
УШЕЛ ДИ КАПРИО - УШЕЛ И Я
- Вы так любите снимать биографические картины. Кого бы вам еще хотелось вывести на экран в ближайшее время?
- Джона Леннона, если получится. Леннон всегда оставался личностью загадочной, знаковой для таких людей, как я. Притягательность Леннона в том, что он всегда находил странные ракурсы для своего творчества, неожиданность его решений совершенно завораживающая. Поэтому Леннон. Хотя есть и другие персонажи. Маргарет Тэтчер, например, очень интересная дама, волевая и совершенно независимая в своих суждениях. Есть еще одна идея, которую мне бы очень хотелось воплотить в жизнь, - заговор с целью убить Рузвельта. Вообще заговоры - это фантастически интересные игры взрослых людей. Понять, что движет теми, кто в них участвует, - задача не из легких. Но я никогда не решал задачки для первоклассников.
- Почему вы не сняли "Американского психопата"?
- Потому что мне был интересен не только персонаж, но и Ди Каприо, согласившийся сниматься в этой картине. Как только он ушел из проекта, сразу же ушел и я. Я не видел в этой роли никого, кроме Леонардо, поэтому что было зря толочь воду в ступе?
- С кем из актеров, которые у вас обычно снимаются, вы поддерживаете дружеские отношения?
- С Томми Ли Джонсом. Он мой близкий друг. Я на это, по крайней мере, надеюсь.
Александр ХОХРЕВ
Квебекская станция KLYR пригласила Стоуна поучаствовать в разговоре о выходе его нового фильма "Мировой торговый центр", но предупредила о том, что ему не удастся сказать ни слова по-французски: аудитория предполагалась международная, и потому, хоть провинция Квебек и франкоязычная, для общения был выбран английский. Я, записавшись поучаствовать в чате, этому обстоятельству тоже обрадовался.
ФИЛЬМ ОБ 11 СЕНТЯБРЯ ДОЛЖЕН ВЫЙТИ К 11 СЕНТЯБРЯ
- Фильм "Мировой торговый центр" выйдет на экраны осенью?
- Надеюсь выпустить его к годовщине национальной трагедии, к 11 сентября. Посмотрим, как пойдут дела на студии, но это было бы не только символично, но и разумно. Определенные фильмы следует смотреть в определенное время, и моя картина из этого "модельного ряда".
- Трагедию 11 сентября вы восприняли как личную?
- Думаю, что таковой она стала для каждого американца. Страну я вижу своим домом, а когда в ваш дом врываются посторонние люди, перекрывают воду, отключают свет, тепло, а напоследок устраивают в нем пожар, вы надеетесь только на одно: чтобы поскорее приехали пожарные и погасили огонь, а полиция наподдала наглым пришельцам. Но никто не приезжает, телефон безмолвствует, а незнакомцы потешаются над вашим горем и тычут в вас пальцами. Причем самое странное: ваши соседи, которых вы знаете едва ли не всю жизнь, молчат, позакрывались в домах. Именно так я воспринимаю ситуацию, которая сложилась после 11 сентября. Именно об этом я хотел сделать фильм - о том, что в стране хозяйничают чужие люди.
ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ПРОБИТЬ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
- Как снять хороший фильм о терроре? Каким образом можно показать трагедию, в которой основные ее виновники так ни разу и не появляются на экране?
- Только через призму личного отношения к ней. Только через жизнь отдельного человека. Иначе получится очередная пропагандистская фишка, которую бессмысленно называть искусством. Бригады террористов, подготовка к акту, затем его исполнение, после чего бесчисленные (или сосчитанные) трупы ни в чем не повинных людей - все это где-то существует, все это где-то присутствует, но на экране должен быть виден человек. Причем лучше один, максимум два. В "Мировом торговом центре" их двое - полицейские Джон Маклохлин и Уилл Химено, которых вытащили из руин рухнувших башен. Можно детально реконструировать и отснять подготовку к теракту, а затем то, что происходит с людьми. Однако лично мне этот путь кажется провальным. Потому что человека может пробить только человеческая трагедия. Только представив себе, что на месте другого можешь быть ты сам, начинаешь осознавать, насколько кошмарно то, что произошло. Я всегда делал фильмы об отдельных людях, о людях, которые находятся в состоянии личной борьбы - с обстоятельствами, с врагами, с самими собой, в конце концов. Может быть, для кого-нибудь это чересчур хитрый ход - фильм о трагедии народа снят практически с двумя актерами, которых, мало того, еще и не всегда видно на экране, но вот тут я ничего поделать не могу. Если бы я считал иначе, то и снимал бы иначе.
- Ваши герои - люди с железной волей. Это касается как ребят из "Взвода", так и Александра Македонского. Маклохлин и Химено тоже из этого ряда?
- Несомненно. Конечно, можно сказать: как же так, зачем сравнивать совершенно несовместимые, казалось бы, вещи - Александра Великого и, скажем, Джима Моррисона или, еще того хуже, Ричарда Никсона, но их и ни к чему сравнивать! Все мои герои сами по себе. И при этом они практически все - реально существовавшие люди. Просто жили в разных условиях, в разные времена, в разных странах. Но если бы Александр Македонский проживал в 2002 году в Штатах, он бы отправился искать Усаму бен Ладена, и я вас уверяю, он бы его нашел! И тогда бы бен Ладену не поздоровилось! А Маклохлин и Химено - люди не менее героические, чем все вышеперечисленные. Просто их героизм иного порядка, более бытовой, что ли. Но он не становится от этого менее героическим...
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА БЫЛА БЕЗУМИЕМ
- Вам никогда не хотелось снять фильм о Кеннеди?
- Я его снял.
- Но JFK - картина не о самом человеке, а об его убийстве!
- Иначе было не сделать. В трагической судьбе Кеннеди убийство - ее наивысшая точка. После него мир переменился. Если бы Кеннеди не застрелили, он бы повел нашу страну совсем другим курсом. Ситуация в мире могла бы быть совсем другой, если бы он остался жив. А так... Понимаете, убийство Кеннеди ознаменовало собой смену эпох: закончилась эра мечты, идеалистических концепций, которые присутствовали в моей молодости. Началось совсем другое время: расовые войны, Вьетнам, Уотергейт. Если бы Джон Фицджеральд остался в живых, мы никогда бы не сунулись во Вьетнам, я в этом уверен. Холодная война стала безумием, от которого мне было очень долго не избавиться. Мы жили под гнетом милитаризма, который указывал нам, что самое важное в мире - это борьба с коммунизмом, хотя между ними разница - простым глазом не заметишь. Война, любая, выцеживает из людей энергию, они становятся пустыми, как пластиковые оболочки. Национализм и патриотизм - это реальные враги человечества.
- Ваше прошлое, ваша юность не "достают" вас в реальном, так сказать, времени?
- Я не любитель предаваться воспоминаниям в стиле "когда я был молодым" или "когда я был во Вьетнаме". Но иногда старые привычки действительно "достают". Временами они мешают жить, и тогда приходится брать себя за глотку, чтобы алкоголь или наркотики убрались подальше.
УШЕЛ ДИ КАПРИО - УШЕЛ И Я
- Вы так любите снимать биографические картины. Кого бы вам еще хотелось вывести на экран в ближайшее время?
- Джона Леннона, если получится. Леннон всегда оставался личностью загадочной, знаковой для таких людей, как я. Притягательность Леннона в том, что он всегда находил странные ракурсы для своего творчества, неожиданность его решений совершенно завораживающая. Поэтому Леннон. Хотя есть и другие персонажи. Маргарет Тэтчер, например, очень интересная дама, волевая и совершенно независимая в своих суждениях. Есть еще одна идея, которую мне бы очень хотелось воплотить в жизнь, - заговор с целью убить Рузвельта. Вообще заговоры - это фантастически интересные игры взрослых людей. Понять, что движет теми, кто в них участвует, - задача не из легких. Но я никогда не решал задачки для первоклассников.
- Почему вы не сняли "Американского психопата"?
- Потому что мне был интересен не только персонаж, но и Ди Каприо, согласившийся сниматься в этой картине. Как только он ушел из проекта, сразу же ушел и я. Я не видел в этой роли никого, кроме Леонардо, поэтому что было зря толочь воду в ступе?
- С кем из актеров, которые у вас обычно снимаются, вы поддерживаете дружеские отношения?
- С Томми Ли Джонсом. Он мой близкий друг. Я на это, по крайней мере, надеюсь.
Александр ХОХРЕВ