Культура
ТУРКАМ МОЖНО И БЕЗ ДЖАЗА
27 июля
В этом году фестиваль было трудно назвать чисто джазовым. Скорее, при составлении программы ориентация шла на имена исполнителей - тех, кто так или иначе пересекался с организаторами фестиваля в их творческой карьере.
Слушателей на фестивале в этом году было чуть меньше, чем в прошлом. Питаться, равно как и жить вообще, приходилось на ставшие уже привычными "джазики" - местную валюту, на которую можно обменять кровные рубли, а вот обратно уже никак (только от десяти "джазиков", и то вкупе с заявлением на имя кого-то из организаторов). Впрочем, спасибо организаторам, внутренние цены на фестивале не были безумными.
Jazz Q уместился в два дня - 11 самостоятельных концертов на двух площадках, стоящих рядом. Из отечественных, а потому известных исполнителей выступили Игорь Бутман, пригласивший с собой на сцену символ джазового Петербурга - Давида Голощекина, завсегдатаи питерской джазовой сцены Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский.
А вот иностранные знаменитости были в основном либо афроамериканскими саксофонистами, либо пожилыми пианистами, легонько перебиравшими между джазовыми гармониями классические интонации Моцарта и Ко. Музыкальных открытий своими выступлениями они, правда, не принесли, но все равно приятно, что наш город посетили знаменитости прошлых лет, выступавшие, например, как Рэнди Вэстон, в Америке 1940-х или, как Джордж Дюк, в ансамбле Фрэнка Заппы.
По опыту прошлого года было ясно, что самое сладкое организаторы оставляют на вечер. Так, "козырем" первого дня было выступление Мэйсео Паркера - знаменитого саксофониста, выступавшего с Джеймсом Брауном и Бутси Коллинзом, Принсом и Red Hot Chili Peppers. Пожалуй, после резковатой фортепианной игры Эдди Палмьери и нежной, романтично-мягкой мелодики Hot Club du Norvege это было первым и единственным истинно джазовым откровением фестиваля международного уровня. Голос прославленного музыканта Мэйсео Паркера, выступавшего и в качестве саксофониста, и в качестве певца, удивительно мягко сочетался с голосом его сына Кори Паркера, работавшего на бэк-вокале у отца. Молодой Паркер даже двигался необыкновенно пластично, в духе брейка с его полумеханическими перемещениями рук и головы. Это были те самые негритянские джазовые интонации и те самые движения, которым мы привыкли завидовать, сидя дома у телевизора.
В выступлении группы Мэйсео Паркера была и ирония: девушка-Шекспир выходила на сцену и читала монолог "Быть или не быть", сам Мэйсео сыграл под Рэя Чарльза, спев его песню... Пожалуй, это было единственное выступление за оба вечера, которое было не частью фестиваля, а самостоятельным действием, не дававшим публике заскучать своим разнообразием.
Впрочем, по способности удивить публику мало что сравнится с выступлением турецкого дуэта барабанщика и духовика из дуэта Sarikamis во второй вечер Jazz Q. Их появление в национальных костюмах, с редкими этническими инструментами и совершенно "без джаза" смутило практически всю публику и даже частично организаторов. Художественный руководитель фестиваля Андрей Кондаков признался, что джаза в этой музыке тоже не слышит, просто за границей он их услышал тоже на джазовом фестивале, а потому и пригласил. Хотелось бы, конечно, чтобы музыканты прошествовали со сцены к людям, но об этом договориться не успели.
В целом Jazz Q стал по большей части не серьезным фестивалем, а поводом для встреч единомышленников, развлечением, прогулкой под сенью деревьев Заячьего острова и употреблением хот-догов с пивом или мороженым. Хоть и под хорошую музыку.
Алина ЦИОПА
Слушателей на фестивале в этом году было чуть меньше, чем в прошлом. Питаться, равно как и жить вообще, приходилось на ставшие уже привычными "джазики" - местную валюту, на которую можно обменять кровные рубли, а вот обратно уже никак (только от десяти "джазиков", и то вкупе с заявлением на имя кого-то из организаторов). Впрочем, спасибо организаторам, внутренние цены на фестивале не были безумными.
Jazz Q уместился в два дня - 11 самостоятельных концертов на двух площадках, стоящих рядом. Из отечественных, а потому известных исполнителей выступили Игорь Бутман, пригласивший с собой на сцену символ джазового Петербурга - Давида Голощекина, завсегдатаи питерской джазовой сцены Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский.
А вот иностранные знаменитости были в основном либо афроамериканскими саксофонистами, либо пожилыми пианистами, легонько перебиравшими между джазовыми гармониями классические интонации Моцарта и Ко. Музыкальных открытий своими выступлениями они, правда, не принесли, но все равно приятно, что наш город посетили знаменитости прошлых лет, выступавшие, например, как Рэнди Вэстон, в Америке 1940-х или, как Джордж Дюк, в ансамбле Фрэнка Заппы.
По опыту прошлого года было ясно, что самое сладкое организаторы оставляют на вечер. Так, "козырем" первого дня было выступление Мэйсео Паркера - знаменитого саксофониста, выступавшего с Джеймсом Брауном и Бутси Коллинзом, Принсом и Red Hot Chili Peppers. Пожалуй, после резковатой фортепианной игры Эдди Палмьери и нежной, романтично-мягкой мелодики Hot Club du Norvege это было первым и единственным истинно джазовым откровением фестиваля международного уровня. Голос прославленного музыканта Мэйсео Паркера, выступавшего и в качестве саксофониста, и в качестве певца, удивительно мягко сочетался с голосом его сына Кори Паркера, работавшего на бэк-вокале у отца. Молодой Паркер даже двигался необыкновенно пластично, в духе брейка с его полумеханическими перемещениями рук и головы. Это были те самые негритянские джазовые интонации и те самые движения, которым мы привыкли завидовать, сидя дома у телевизора.
В выступлении группы Мэйсео Паркера была и ирония: девушка-Шекспир выходила на сцену и читала монолог "Быть или не быть", сам Мэйсео сыграл под Рэя Чарльза, спев его песню... Пожалуй, это было единственное выступление за оба вечера, которое было не частью фестиваля, а самостоятельным действием, не дававшим публике заскучать своим разнообразием.
Впрочем, по способности удивить публику мало что сравнится с выступлением турецкого дуэта барабанщика и духовика из дуэта Sarikamis во второй вечер Jazz Q. Их появление в национальных костюмах, с редкими этническими инструментами и совершенно "без джаза" смутило практически всю публику и даже частично организаторов. Художественный руководитель фестиваля Андрей Кондаков признался, что джаза в этой музыке тоже не слышит, просто за границей он их услышал тоже на джазовом фестивале, а потому и пригласил. Хотелось бы, конечно, чтобы музыканты прошествовали со сцены к людям, но об этом договориться не успели.
В целом Jazz Q стал по большей части не серьезным фестивалем, а поводом для встреч единомышленников, развлечением, прогулкой под сенью деревьев Заячьего острова и употреблением хот-догов с пивом или мороженым. Хоть и под хорошую музыку.
Алина ЦИОПА