Экономика
РАЗВИТИЕ ОЖД ТОРМОЗЯТ "ЗАЙЦЫ"
09 августа
На этой неделе закончилась реконструкция пятисоткилометрового участка Петербург - Москва Октябрьской железной дороги. С этого момента руководство магистрали обещает возить пассажиров без простоев и опозданий, а также множить и совершенствовать услуги поездов повышенной комфортности. О том, как мы ездим по железной колее вблизи Петербурга и как будем ездить, корреспонденту "НВ" рассказал начальник отдела эксплуатации службы пригородных перевозок ОЖД Владимир Варганов.
- Владимир Григорьевич, один из наших читателей прикинул, какие расстояния и за какое время преодолевают пригородные электрички, вычислив среднюю скорость. Она получилась меньше сорока километров в час. Это если от станции к станции поезда приходят в строго назначенное время, не простаивают, не опаздывают. А ведь они еще как опаздывают... Выходит, в пригородах нас возят по железной дороге едва не со скоростью телеги. Что скажете?
- Проблема есть. По нашим подсчетам, правда, эта средняя скорость 42 километра в час, но все равно, согласен, невелика.
- И она, получается, изначально заложена в самом расписании? А до какой скорости типовая российская электричка может разгоняться?
- До ста-ста двадцати километров в час. Только не надо забывать, что у пригородных пассажирских перевозок свои особенности. Те же пассажиры просят, чтобы платформы, а стало быть, и остановки электричек были почаще - пригородные поселения разрастаются. И просьбы эти выполняются. Недавно платформы добавились, например, в направлении станций Ладожская, Вырица, в некоторых других местах. Но больше остановок - меньше, стало быть, скорость. Другая причина ее снижения - слабо развитая в стране сопутствующая железным дорогам транспортная инфрастуктура. Слишком много напрямую состыкованных автодорожных переездов. У каждого неохраняемого переезда машинист по правилам обязан снизить скорость до двадцати километров. Часто вдоль железнодорожного полотна возникают всевозможные строения, глухие заборы - здесь тоже полагается ехать осторожно. Автомобилисты могут не заметить поезд. Кроме того, на скорость влияет общее состояние дороги.
- То есть по кривым рельсам далеко не умчишься...
- По кривым не по кривым, но они изнашиваются, деформируются, их надо вовремя подновлять, чтобы ехать без опаски с нормальной скоростью. Вот только что закончилась реконструкция участка пути Петербург - Москва. По нему в день нашего железнодорожного праздника впервые прошел скоростной электропоезд ЭР-200. Но здесь же идут и пригородные электрички - теперь гораздо уверенней и четче. Дорогу ремонтировали и на других участках. Всего обновили 500 километров.
С 7 августа, как и планировали, не будет "окон", то есть отмен, переносов отправления пригородных поездов, станет налаживаться порядок на дороге.
Но хорошая дорога - условие не единственное. "Российские железные дороги" - открытое акционерное общество, все акции принадлежат государству. Мы как филиал обязаны сами зарабатывать. А что ОЖД имеет с пригородных пассажирских перевозок? Два миллиарда убытка только в прошлом году. "Зайцы"! Как-то вместе с телевидением покатались на популярных дачных маршрутах, посчитали безбилетников. На одной станции в кассе было продано, как нам сказали, 20 билетов, а поезд пошел битком. То есть все остальные как бы льготники. А когда столько безбилетников, контролерам с ними трудно управиться.
- Но если без конца опоздания и тележная скорость, говорят: "За такой сервис нам приплачивать должны..."
- Так пожалуйста: если, скажем, часовое опоздание произошло по вине железной дороги, верните в кассу билет, вам его оплатят. Имеется теперь такое правило. Рынок есть рынок. Но за полновесную услугу нужно полновесно же платить. Затраты должны окупаться. Только тогда можно поддерживать дело на приличном уровне. Так что проблему клиентов в нашем случае создают сами клиенты. Заработанные деньги мы должны вкладывать как раз в развитие дорожной инфрастуктуры, тратить на новую технику. Но поскольку своих доходов не имеем, зависим от государственных дотаций, а их дают по минимуму - чтобы не оставляли мысли, как подзаработать самим. Тем не менее закупили восемь комфортабельных рельсовых автобусов на дизельном ходу, которые будут курсировать на неэлектрофицированных участках дороги. Пустили ускоренную электричку до Луги. Пассажирам - на час короче дорога. Комфорт больше, чем в автобусах дальнего следования. И все же для того, чтобы привести наше железнодорожное пассажирское хозяйство по-настоящему в современный и безукоризненный вид, нужно гораздо больше денег, чем имеем. Потому - основная проблема в "зайцах".
- А как их сделать нормальными пассажирами? Тем более что завсегдатаи электричек - народ не особо состоятельный.
- Недавно мы ввели месячные абонементы. Их особенность: чем дальше поездка, тем дешевле она обходится. Что-то такое, возможно, из области гибкой ценовой политики, предпримем еще, чтобы билеты было покупать выгодно.
- Столичные железнодорожники вводят единый диспетчерский центр, который, по их заявлениям, опоздание поездов, и в том числе электричек, сделает технически почти что невозможным. Во многих отделениях РЖД в качестве демонополизации сферы пассажирских перевозок создаются отдельные пригородные акционерные компании. И они полны решимости сделать эту работу прибыльным бизнесом. А как к этому относятся на нашей ОЖД?
- Насчет необыкновенного диспетчерского центра пока определенных решений нет. А вот пригородные акционерные компании будут создаваться. Первая - на Оредежском направлении - приступает к делу. Опыт соседей - нижегородских железнодорожников, у которых такие компании уже работают - подтверждает: реорганизация пошла на пользу. Но при этом и контроль там стал жестче - его тоже передали отдельной специализированной компании. Примерно такие же нововведения планируются и у нас.
Лев АНИКИН
- Владимир Григорьевич, один из наших читателей прикинул, какие расстояния и за какое время преодолевают пригородные электрички, вычислив среднюю скорость. Она получилась меньше сорока километров в час. Это если от станции к станции поезда приходят в строго назначенное время, не простаивают, не опаздывают. А ведь они еще как опаздывают... Выходит, в пригородах нас возят по железной дороге едва не со скоростью телеги. Что скажете?
- Проблема есть. По нашим подсчетам, правда, эта средняя скорость 42 километра в час, но все равно, согласен, невелика.
- И она, получается, изначально заложена в самом расписании? А до какой скорости типовая российская электричка может разгоняться?
- До ста-ста двадцати километров в час. Только не надо забывать, что у пригородных пассажирских перевозок свои особенности. Те же пассажиры просят, чтобы платформы, а стало быть, и остановки электричек были почаще - пригородные поселения разрастаются. И просьбы эти выполняются. Недавно платформы добавились, например, в направлении станций Ладожская, Вырица, в некоторых других местах. Но больше остановок - меньше, стало быть, скорость. Другая причина ее снижения - слабо развитая в стране сопутствующая железным дорогам транспортная инфрастуктура. Слишком много напрямую состыкованных автодорожных переездов. У каждого неохраняемого переезда машинист по правилам обязан снизить скорость до двадцати километров. Часто вдоль железнодорожного полотна возникают всевозможные строения, глухие заборы - здесь тоже полагается ехать осторожно. Автомобилисты могут не заметить поезд. Кроме того, на скорость влияет общее состояние дороги.
- То есть по кривым рельсам далеко не умчишься...
- По кривым не по кривым, но они изнашиваются, деформируются, их надо вовремя подновлять, чтобы ехать без опаски с нормальной скоростью. Вот только что закончилась реконструкция участка пути Петербург - Москва. По нему в день нашего железнодорожного праздника впервые прошел скоростной электропоезд ЭР-200. Но здесь же идут и пригородные электрички - теперь гораздо уверенней и четче. Дорогу ремонтировали и на других участках. Всего обновили 500 километров.
С 7 августа, как и планировали, не будет "окон", то есть отмен, переносов отправления пригородных поездов, станет налаживаться порядок на дороге.
Но хорошая дорога - условие не единственное. "Российские железные дороги" - открытое акционерное общество, все акции принадлежат государству. Мы как филиал обязаны сами зарабатывать. А что ОЖД имеет с пригородных пассажирских перевозок? Два миллиарда убытка только в прошлом году. "Зайцы"! Как-то вместе с телевидением покатались на популярных дачных маршрутах, посчитали безбилетников. На одной станции в кассе было продано, как нам сказали, 20 билетов, а поезд пошел битком. То есть все остальные как бы льготники. А когда столько безбилетников, контролерам с ними трудно управиться.
- Но если без конца опоздания и тележная скорость, говорят: "За такой сервис нам приплачивать должны..."
- Так пожалуйста: если, скажем, часовое опоздание произошло по вине железной дороги, верните в кассу билет, вам его оплатят. Имеется теперь такое правило. Рынок есть рынок. Но за полновесную услугу нужно полновесно же платить. Затраты должны окупаться. Только тогда можно поддерживать дело на приличном уровне. Так что проблему клиентов в нашем случае создают сами клиенты. Заработанные деньги мы должны вкладывать как раз в развитие дорожной инфрастуктуры, тратить на новую технику. Но поскольку своих доходов не имеем, зависим от государственных дотаций, а их дают по минимуму - чтобы не оставляли мысли, как подзаработать самим. Тем не менее закупили восемь комфортабельных рельсовых автобусов на дизельном ходу, которые будут курсировать на неэлектрофицированных участках дороги. Пустили ускоренную электричку до Луги. Пассажирам - на час короче дорога. Комфорт больше, чем в автобусах дальнего следования. И все же для того, чтобы привести наше железнодорожное пассажирское хозяйство по-настоящему в современный и безукоризненный вид, нужно гораздо больше денег, чем имеем. Потому - основная проблема в "зайцах".
- А как их сделать нормальными пассажирами? Тем более что завсегдатаи электричек - народ не особо состоятельный.
- Недавно мы ввели месячные абонементы. Их особенность: чем дальше поездка, тем дешевле она обходится. Что-то такое, возможно, из области гибкой ценовой политики, предпримем еще, чтобы билеты было покупать выгодно.
- Столичные железнодорожники вводят единый диспетчерский центр, который, по их заявлениям, опоздание поездов, и в том числе электричек, сделает технически почти что невозможным. Во многих отделениях РЖД в качестве демонополизации сферы пассажирских перевозок создаются отдельные пригородные акционерные компании. И они полны решимости сделать эту работу прибыльным бизнесом. А как к этому относятся на нашей ОЖД?
- Насчет необыкновенного диспетчерского центра пока определенных решений нет. А вот пригородные акционерные компании будут создаваться. Первая - на Оредежском направлении - приступает к делу. Опыт соседей - нижегородских железнодорожников, у которых такие компании уже работают - подтверждает: реорганизация пошла на пользу. Но при этом и контроль там стал жестче - его тоже передали отдельной специализированной компании. Примерно такие же нововведения планируются и у нас.
Лев АНИКИН