Экономика
РАДОСТЬ БУТЛЕГЕРА
11 августа
По прогнозу участников ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса" (АЛБИ), теперь в Питер будет завозиться в основном недорогое ординарное вино, но в больших количествах. Некоторые импортеры уже объявили, что сворачивают бизнес в России и в Питере.
С 1 июля 2006 года действуют поправки к федеральному "алкогольному" закону, главная из которых - внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) с заменой акцизных марок.
Разработчики этой системы подготовились к ее пуску столь плохо, что "электронная накладная" (так называют ЕГАИС участники алкогольного рынка) постоянно зависает и дает сбои. Из-за отсутствия новых марок и технических средств для работы системы производители вот уже полтора месяца трудятся вхолостую. До потребителей продукция не доходит. За июль и десять дней августа спиртное в петербургских магазинах (там, где оно есть) подорожало на 15-20 процентов, и это не предел.
Участники "пьяного" рынка забили тревогу сразу. Президент ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса" (АЛБИ) Игорь Попов вчера сообщил: "Ассоциация обращалась во все инстанции от губернатора Матвиенко до президента Путина - доработайте систему, разрешите производителям до 1 января 2007 года клеить на бутылки старые акцизные марки! Никто ведь не отправляет новый корабль в плавание без ходовых испытаний...
Региональная власть оказала нам моральную поддержку, но ничего в этой проблеме изменить не могла. Председатель Торгово-промышленной палаты Примаков и глава Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин идею переноса действия закона поддержали, обещали содействие. Но, к сожалению, отменить поправку, которая породила в отрасли системный кризис, могут только депутаты Государственной думы. А они до сентября в отпуске. К этому времени на винных полках останется только контрафактная продукция, а многие легальные игроки рынка попросту разорятся".
Специальное заседание правительства России, посвященное кризису, состоялось только в
20-х числах июля. Такая "оперативность" говорит о многом. Премьер-министр Фрадков в провале алкогольной реформы обвинил и ведомство Грефа, и ФНС, и главного финансиста страны Кудрина. Глава кабинета пожурил министров, а те пообещали, что в августе ЕГАИС заработает бесперебойно.
Участники рынка в это не верят, считают убытки и готовят иски в суд. Председатель совета Северо-Западной ассоциации АЛБИ Александр Табачков отметил, что из-за сбоев в прохождении "электронной накладной" на таможне контейнеры с импортными напитками неделями простаивают в Морском порту. За простой владельцам груза приходится платить десятки тысяч долларов.
Но на кого подавать иски - на ФНС, Минфин или, может быть, конкретно Грефа?!
Перспектив у этих исков нет, и в сложившейся патовой ситуации нет перспектив и у легальных производителей. Те компании, которым удалось получить новые марки и настроить компьютеры ЕГАИС, работают круглосуточно, и их водка исчезает с магазинных полок мгновенно. Другие же заводы (их большинство) простаивают и ждут, когда умельцы силовых ведомств правильно свяжут все звенья фискальной электронной цепи.
По прогнозу Игоря Попова, к сентябрю 2006 года цены на все виды легального алкоголя крепостью свыше 15 градусов поднимутся в Петербурге на 30-40 процентов по сравнению с июнем. И еще не факт, что на прилавки вернется прежнее изобилие.
В таких условиях править алкогольный бал начнут бутлегеры, которые под "крышей" продажных милицейских чинов будут поставлять в магазины "Дипломат", "Гжелку" или "Путинку", изготовленные в кустарных условиях смешением пищевого спирта и воды.
Члены АЛБИ уверяют, что элитный алкоголь и качественные импортные вина к питерскому потребителю уже не вернутся. Представитель группы компаний "Сварог", делающей деньги на поставках в Россию дорогих спиртных напитков, отметил вчера, что ассортимент импортируемой продукции в июле-августе 2006 года сократился с двух тысяч наименований до трехсот.
Французские коньяк и вина, настоящий шотландский виски и другие благородные напитки всегда поставляются не контейнерами, а небольшими партиями. В новых условиях очередь на оформление таможенного входа в ЕГАИС составляет неделю и больше и не зависит от количества товара.
Увы, время алкогольных гурманов проходит. Заказать бутылку мартини, не говоря о десятилетнем бордо, вскоре станет проблематичным даже в ресторане. Вот что может сделать непродуманное рвение российских министров и силовиков.
Прямая речь
Игорь Попов, президент АЛБИ:
- Пока ЕГАИС дает только отрицательный результат. Техническая часть системы не отработана, конструкция сырая, отправленные данные доходят до налоговых органов с опозданием. Типичная ситуация: оптовая компания засылает сведения о товаре в ЕГАИС, везет легальную продукцию в магазин, ее ставят на полку и продают, но до фискальных органов информация оперативно не доходит - где-то зависла. Получается, что из-за технических проблем любой ревизор может привлечь к ответственности законопослушного торговца алкоголем.
Александр Табачков, председатель совета ЕГАИС:
- Мы радовались, когда профессионалов алкогольного бизнеса пригласили в рабочую экспертную группу для подготовки поправок в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." Между первым и вторым чтениями наши эксперты внесли конструктивные предложения, их систематизировали и приняли. К нашему изумлению и негодованию, в окончательном чтении, которое всегда носит технический характер, депутаты вернулись к варианту, который и правили профессионалы алкогольного рынка! Вот так власть сотрудничает с бизнесом.
Александр Пушкин, директор по продажам одной из компаний:
- ЕГАИС, в принципе, наверное, работает, но как - мы не знаем. Разработчики системы настолько запутали программу, что любой новый компьютерный нюанс блокирует всю прежнюю версию.
Сергей ТАЧАЕВ
С 1 июля 2006 года действуют поправки к федеральному "алкогольному" закону, главная из которых - внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) с заменой акцизных марок.
Разработчики этой системы подготовились к ее пуску столь плохо, что "электронная накладная" (так называют ЕГАИС участники алкогольного рынка) постоянно зависает и дает сбои. Из-за отсутствия новых марок и технических средств для работы системы производители вот уже полтора месяца трудятся вхолостую. До потребителей продукция не доходит. За июль и десять дней августа спиртное в петербургских магазинах (там, где оно есть) подорожало на 15-20 процентов, и это не предел.
Участники "пьяного" рынка забили тревогу сразу. Президент ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса" (АЛБИ) Игорь Попов вчера сообщил: "Ассоциация обращалась во все инстанции от губернатора Матвиенко до президента Путина - доработайте систему, разрешите производителям до 1 января 2007 года клеить на бутылки старые акцизные марки! Никто ведь не отправляет новый корабль в плавание без ходовых испытаний...
Региональная власть оказала нам моральную поддержку, но ничего в этой проблеме изменить не могла. Председатель Торгово-промышленной палаты Примаков и глава Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин идею переноса действия закона поддержали, обещали содействие. Но, к сожалению, отменить поправку, которая породила в отрасли системный кризис, могут только депутаты Государственной думы. А они до сентября в отпуске. К этому времени на винных полках останется только контрафактная продукция, а многие легальные игроки рынка попросту разорятся".
Специальное заседание правительства России, посвященное кризису, состоялось только в
20-х числах июля. Такая "оперативность" говорит о многом. Премьер-министр Фрадков в провале алкогольной реформы обвинил и ведомство Грефа, и ФНС, и главного финансиста страны Кудрина. Глава кабинета пожурил министров, а те пообещали, что в августе ЕГАИС заработает бесперебойно.
Участники рынка в это не верят, считают убытки и готовят иски в суд. Председатель совета Северо-Западной ассоциации АЛБИ Александр Табачков отметил, что из-за сбоев в прохождении "электронной накладной" на таможне контейнеры с импортными напитками неделями простаивают в Морском порту. За простой владельцам груза приходится платить десятки тысяч долларов.
Но на кого подавать иски - на ФНС, Минфин или, может быть, конкретно Грефа?!
Перспектив у этих исков нет, и в сложившейся патовой ситуации нет перспектив и у легальных производителей. Те компании, которым удалось получить новые марки и настроить компьютеры ЕГАИС, работают круглосуточно, и их водка исчезает с магазинных полок мгновенно. Другие же заводы (их большинство) простаивают и ждут, когда умельцы силовых ведомств правильно свяжут все звенья фискальной электронной цепи.
По прогнозу Игоря Попова, к сентябрю 2006 года цены на все виды легального алкоголя крепостью свыше 15 градусов поднимутся в Петербурге на 30-40 процентов по сравнению с июнем. И еще не факт, что на прилавки вернется прежнее изобилие.
В таких условиях править алкогольный бал начнут бутлегеры, которые под "крышей" продажных милицейских чинов будут поставлять в магазины "Дипломат", "Гжелку" или "Путинку", изготовленные в кустарных условиях смешением пищевого спирта и воды.
Члены АЛБИ уверяют, что элитный алкоголь и качественные импортные вина к питерскому потребителю уже не вернутся. Представитель группы компаний "Сварог", делающей деньги на поставках в Россию дорогих спиртных напитков, отметил вчера, что ассортимент импортируемой продукции в июле-августе 2006 года сократился с двух тысяч наименований до трехсот.
Французские коньяк и вина, настоящий шотландский виски и другие благородные напитки всегда поставляются не контейнерами, а небольшими партиями. В новых условиях очередь на оформление таможенного входа в ЕГАИС составляет неделю и больше и не зависит от количества товара.
Увы, время алкогольных гурманов проходит. Заказать бутылку мартини, не говоря о десятилетнем бордо, вскоре станет проблематичным даже в ресторане. Вот что может сделать непродуманное рвение российских министров и силовиков.
Прямая речь
Игорь Попов, президент АЛБИ:
- Пока ЕГАИС дает только отрицательный результат. Техническая часть системы не отработана, конструкция сырая, отправленные данные доходят до налоговых органов с опозданием. Типичная ситуация: оптовая компания засылает сведения о товаре в ЕГАИС, везет легальную продукцию в магазин, ее ставят на полку и продают, но до фискальных органов информация оперативно не доходит - где-то зависла. Получается, что из-за технических проблем любой ревизор может привлечь к ответственности законопослушного торговца алкоголем.
Александр Табачков, председатель совета ЕГАИС:
- Мы радовались, когда профессионалов алкогольного бизнеса пригласили в рабочую экспертную группу для подготовки поправок в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." Между первым и вторым чтениями наши эксперты внесли конструктивные предложения, их систематизировали и приняли. К нашему изумлению и негодованию, в окончательном чтении, которое всегда носит технический характер, депутаты вернулись к варианту, который и правили профессионалы алкогольного рынка! Вот так власть сотрудничает с бизнесом.
Александр Пушкин, директор по продажам одной из компаний:
- ЕГАИС, в принципе, наверное, работает, но как - мы не знаем. Разработчики системы настолько запутали программу, что любой новый компьютерный нюанс блокирует всю прежнюю версию.
Сергей ТАЧАЕВ