Экономика
ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ
16 августа
Переговоры между чиновниками транспортных министерств России и Финляндии об условиях аренды Сайменского канала не дали результата. Они будут продолжены уже через несколько недель, в начале сентября. Обе стороны заинтересованы в продлении договора. При этом российские транспортники рассчитывают на увеличение арендной ставки.
Директор ФГУ "Сайменский канал" Валерий Остапенко пояснил, что "макет договора" уже готов, однако основной вопрос - размер арендной ставки - до сих пор не решен. Впрочем, Валерий Остапенко рассчитывает, что до конца года все спорные моменты удастся согласовать.
Переговоры по пересмотру условий договора, срок которого истекает в 2013 году, идут непросто. Они начались в апреле 2005 года. Тогда финская сторона высказалась за пролонгацию договора, заключенного с СССР в 1962 году. Однако в Министерстве транспорта РФ считают, что для продления договора необходимо пересмотреть условия аренды.
- Ставки аренды не менялись с 1962 года, - говорит Валерий Остапенко. - Они не отвечают экономическим реалиям.
По договору, копия которого есть в распоряжении "НВ", Финляндия обязуется выплачивать арендную плату за "пользование советской частью Сайменского канала" в зависимости от грузооборота. В прошлом году грузооборот на канале составил 2,3 миллиона тонн, и, по словам Валерия Остапенко, ежегодно финны выплачивают 300 тысяч долларов.
Специалисты считают, что нынешняя сумма арендной платы экономически не обоснована. Ведь договор 1962 года имел политический подтекст - его главной задачей было укрепление отношений между СССР и Финляндией (в начале 1960-х годов власти страны Суоми взяли курс на укрепление экономических связей с Советским Союзом, и к началу 1980-х годов это превратило Финляндию в главного внешнеэкономического партнера СССР в Европе). В преамбуле договора прямо указано, что советское правительство передает в аренду часть Сайменского канала, "идя навстречу пожеланиям Финляндской Республики", с которой СССР связывают дружественные и добрососедские отношения, закрепленные соответствующим межгосударственным договором 1948 года.
Теперь же российская сторона намерена увеличить фиксированную арендную плату за пользование каналом. Однако Валерий Остапенко не говорит насколько. Зато он уточняет, что кроме фиксированной платы планируется ввести и плату за тонну груза. Она может составить 0,14-0,18 евро за тонну.
Советник генерального директора Северо-Западного пароходства Евгений Зубарев согласен с позицией российских переговорщиков:
- Ставка должна быть обязательно пересмотрена, - уверен он. - Ведь кроме канала финны арендуют и территорию вокруг него.
Действительно, в договоре указано, что кроме канала в пользование переходит и "сухопутная территория, которая находится между дорогой Нуйяма - Брусничное и трассой советской части Сайменского канала (с включением этой дороги в арендуемую территорию)".
По словам Евгения Зубарева, в момент заключения соглашения эта дорога выполняла сугубо технические функции. Сейчас же она стала магистралью, "а оплаты за нее нет". Необходимость увеличения арендных платежей он также аргументирует расходами на очистку канала, которые по договору несет Россия.
Между тем министр транспорта Финляндии Юхани Корпела заявляет, что и финны будут вынуждены повысить плату за проход судов по каналу - если Россия изменит условия аренды. Впрочем, по мнению Валерия Остапенко, финское правительство едва ли пойдет на радикальное повышение тарифов, ведь в этом случае пострадают и местные компании, на которых во многом держится экономика Восточной Финляндии.
А директор по развитию Санкт-Петербургского морского порта Валерий Котняев считает, что увеличение арендных ставок ударит по российским стивидорным компаниям, которые занимаются погрузкой и разгрузкой судов:
- 14-18 евроцентов за тонну груза - это очень высокие ставки, - говорит он. - Ведь каждое судно везет не одну тысячу тонн. Эти расходы будут заложены в стоимость фрахта, а так как в Финляндии все ставки стивидорских компаний фиксированные, то "подвинуться" придется русским.
Справка
Сайменский канал соединяет приграничные районы Финляндии и России. Длина канала 43 км. Он построен в 1856 году,
а в 1968-м реконструирован. По договору 1962 года между СССР и Финляндией советская часть канала передана в аренду Финляндии сроком на 50 лет.
В 2005 году по Сайменскому каналу было перевезено 2,3 млн тонн грузов. Ежегодная плата России со стороны Финляндии составляет 300 тыс. долларов.
Алексей МАРАЧЕВ
Директор ФГУ "Сайменский канал" Валерий Остапенко пояснил, что "макет договора" уже готов, однако основной вопрос - размер арендной ставки - до сих пор не решен. Впрочем, Валерий Остапенко рассчитывает, что до конца года все спорные моменты удастся согласовать.
Переговоры по пересмотру условий договора, срок которого истекает в 2013 году, идут непросто. Они начались в апреле 2005 года. Тогда финская сторона высказалась за пролонгацию договора, заключенного с СССР в 1962 году. Однако в Министерстве транспорта РФ считают, что для продления договора необходимо пересмотреть условия аренды.
- Ставки аренды не менялись с 1962 года, - говорит Валерий Остапенко. - Они не отвечают экономическим реалиям.
По договору, копия которого есть в распоряжении "НВ", Финляндия обязуется выплачивать арендную плату за "пользование советской частью Сайменского канала" в зависимости от грузооборота. В прошлом году грузооборот на канале составил 2,3 миллиона тонн, и, по словам Валерия Остапенко, ежегодно финны выплачивают 300 тысяч долларов.
Специалисты считают, что нынешняя сумма арендной платы экономически не обоснована. Ведь договор 1962 года имел политический подтекст - его главной задачей было укрепление отношений между СССР и Финляндией (в начале 1960-х годов власти страны Суоми взяли курс на укрепление экономических связей с Советским Союзом, и к началу 1980-х годов это превратило Финляндию в главного внешнеэкономического партнера СССР в Европе). В преамбуле договора прямо указано, что советское правительство передает в аренду часть Сайменского канала, "идя навстречу пожеланиям Финляндской Республики", с которой СССР связывают дружественные и добрососедские отношения, закрепленные соответствующим межгосударственным договором 1948 года.
Теперь же российская сторона намерена увеличить фиксированную арендную плату за пользование каналом. Однако Валерий Остапенко не говорит насколько. Зато он уточняет, что кроме фиксированной платы планируется ввести и плату за тонну груза. Она может составить 0,14-0,18 евро за тонну.
Советник генерального директора Северо-Западного пароходства Евгений Зубарев согласен с позицией российских переговорщиков:
- Ставка должна быть обязательно пересмотрена, - уверен он. - Ведь кроме канала финны арендуют и территорию вокруг него.
Действительно, в договоре указано, что кроме канала в пользование переходит и "сухопутная территория, которая находится между дорогой Нуйяма - Брусничное и трассой советской части Сайменского канала (с включением этой дороги в арендуемую территорию)".
По словам Евгения Зубарева, в момент заключения соглашения эта дорога выполняла сугубо технические функции. Сейчас же она стала магистралью, "а оплаты за нее нет". Необходимость увеличения арендных платежей он также аргументирует расходами на очистку канала, которые по договору несет Россия.
Между тем министр транспорта Финляндии Юхани Корпела заявляет, что и финны будут вынуждены повысить плату за проход судов по каналу - если Россия изменит условия аренды. Впрочем, по мнению Валерия Остапенко, финское правительство едва ли пойдет на радикальное повышение тарифов, ведь в этом случае пострадают и местные компании, на которых во многом держится экономика Восточной Финляндии.
А директор по развитию Санкт-Петербургского морского порта Валерий Котняев считает, что увеличение арендных ставок ударит по российским стивидорным компаниям, которые занимаются погрузкой и разгрузкой судов:
- 14-18 евроцентов за тонну груза - это очень высокие ставки, - говорит он. - Ведь каждое судно везет не одну тысячу тонн. Эти расходы будут заложены в стоимость фрахта, а так как в Финляндии все ставки стивидорских компаний фиксированные, то "подвинуться" придется русским.
Справка
Сайменский канал соединяет приграничные районы Финляндии и России. Длина канала 43 км. Он построен в 1856 году,
а в 1968-м реконструирован. По договору 1962 года между СССР и Финляндией советская часть канала передана в аренду Финляндии сроком на 50 лет.
В 2005 году по Сайменскому каналу было перевезено 2,3 млн тонн грузов. Ежегодная плата России со стороны Финляндии составляет 300 тыс. долларов.
Алексей МАРАЧЕВ