Культура
ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА НАЧНУТСЯ С КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
30 августа
В течение 15 месяцев выдающемуся творению великого архитектора Карла Росси возвращали задуманные создателем облик и "начинку". Бельэтаж и зрительный зал теперь имеют такую же планировку, как в XVIII веке, восстановлена роспись плафона в царской ложе. Рулон шелка, которым была обита ложа, "опознан" по фотографии на складе, и по его образу и подобию выткали весь необходимый для убранства интерьера шелк.
Во время подготовительных работ театр открывал свои секреты: обнаруживались тайные комнаты, забытые росписи, неизвестные проходы, замурованные дверные проемы. Но самые интересные вещи, как выяснилось, хранились в костюмерном цехе: 280 000 сценических платьев разных эпох накопилось в Александринке, самые интересные вошли в экспозицию созданного в театре Музея русской драмы. Жемчужиной коллекции можно назвать костюмы по эскизам Александра Головина к спектаклям Всеволода Мейерхольда "Дон Жуан" и "Маскарад", поставленным в 1910-е годы.
- Коллекция Головина уникальна! Сохранились костюмы репрессированного режиссера к спектаклю "Маскарад", прожившему долгую сценическую жизнь, но снятому из репертуара около 40 лет назад, - сказал корреспонденту "НВ" в эксклюзивной беседе руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров. - Факт находки каждого костюма, а их в общей сложности 300, и все они считались утраченными, был для нас подлинным счастьем. Пользуясь случаем, я хочу выразить большую благодарность людям, которые все сохранили в первозданном виде: не перешили, не выбросили, не срезали пуговицы. Теперь зрители также могут увидеть костюм Марии Гавриловны Савиной, предметы ее гардероба. Костюм спектакля "Гамлет" поставленного - страшно сказать! - в 1837 году. Я не знаю, где еще сохранились костюмы той поры.
Многие из драгоценностей или платьев, которые вы видите в экспозиции, приносили потомки актеров. Раньше существовала традиция, когда, допустим, актриса уходила из жизни, многие ее личные вещи, даже драгоценности, наследники передавали в театр. Кое-что мы уже не можем опознать, не знаем, кому что принадлежало, но мы понимаем: если сапфиры натуральные или перстень с бриллиантом, это подарок, императорский подарок - обычно их дарили на юбилеи.
- Все выставленное в музее хранилось в театре?
- Ни одного экспоната со стороны! Но в музее одна тысячная того, что у нас есть. Мы сейчас в театре образовали музейный фонд и постепенно переводим многие экспонаты из режима просто складского хранения на режим музейного хранения, но это очень длительный процесс. У нас создана творческо-исследовательская часть, где есть и хранители, и научные работники.
В театре даже медицинская часть своя была. Наш медицинский кабинет находится на своем месте с 1868 года. В каждом императорском театре всегда был дежурный полицмейстер, не меньше чем в чине полковника. А у него - своя комната. Комната сохранилась, но сейчас она играет роль администраторской. Была в театре и церковь, сохранились колокола.
Юбилейные торжества начнутся с освящения здания Александринского театра митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В честь этого события впервые за многие годы зазвенят колокола театральной церкви.
К 250-летию со дня основания театра при участии губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Смольном состоялась церемония вручения государственных наград сотрудникам Александринского театра. Звание народного артиста Российской Федерации присвоено артисту Владимиру Лисецкому, исполнителю ролей Добчинского в "Ревизоре", доктора Дорна в чеховской "Чайке" и Дулитла в "Пигмалионе". За годы работы в Александринском театре им было сыг-рано более 120 ролей.
Звания заслуженных артистов Российской Федерации были присвоены Елене Зиминой, Владимиру Миронову, Наталье Паниной и Светлане Шейченко.
Восьми артистам были вручены орден Почета, орден Дружбы, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Главный художник, заведующие радиошумовой, машинно-декорационной и электронно-осветительской частями отмечены медалями Пушкина.
Ордена Почета удостоился председатель комитета по культуре Николай Буров - артист Александринки с 1978 года. Ну а само Федеральное государственное учреждение культуры "Российский академический театр драмы им. А.С. Пушкина" получило только диплом губернатора Санкт-Петербурга третьей степени - с формулировкой "За большой вклад в развитие культуры и театрального искусства Санкт-Петербурга и в связи с 250-летием со дня основания".
Дарья ОСИНСКАЯ
Во время подготовительных работ театр открывал свои секреты: обнаруживались тайные комнаты, забытые росписи, неизвестные проходы, замурованные дверные проемы. Но самые интересные вещи, как выяснилось, хранились в костюмерном цехе: 280 000 сценических платьев разных эпох накопилось в Александринке, самые интересные вошли в экспозицию созданного в театре Музея русской драмы. Жемчужиной коллекции можно назвать костюмы по эскизам Александра Головина к спектаклям Всеволода Мейерхольда "Дон Жуан" и "Маскарад", поставленным в 1910-е годы.
- Коллекция Головина уникальна! Сохранились костюмы репрессированного режиссера к спектаклю "Маскарад", прожившему долгую сценическую жизнь, но снятому из репертуара около 40 лет назад, - сказал корреспонденту "НВ" в эксклюзивной беседе руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров. - Факт находки каждого костюма, а их в общей сложности 300, и все они считались утраченными, был для нас подлинным счастьем. Пользуясь случаем, я хочу выразить большую благодарность людям, которые все сохранили в первозданном виде: не перешили, не выбросили, не срезали пуговицы. Теперь зрители также могут увидеть костюм Марии Гавриловны Савиной, предметы ее гардероба. Костюм спектакля "Гамлет" поставленного - страшно сказать! - в 1837 году. Я не знаю, где еще сохранились костюмы той поры.
Многие из драгоценностей или платьев, которые вы видите в экспозиции, приносили потомки актеров. Раньше существовала традиция, когда, допустим, актриса уходила из жизни, многие ее личные вещи, даже драгоценности, наследники передавали в театр. Кое-что мы уже не можем опознать, не знаем, кому что принадлежало, но мы понимаем: если сапфиры натуральные или перстень с бриллиантом, это подарок, императорский подарок - обычно их дарили на юбилеи.
- Все выставленное в музее хранилось в театре?
- Ни одного экспоната со стороны! Но в музее одна тысячная того, что у нас есть. Мы сейчас в театре образовали музейный фонд и постепенно переводим многие экспонаты из режима просто складского хранения на режим музейного хранения, но это очень длительный процесс. У нас создана творческо-исследовательская часть, где есть и хранители, и научные работники.
В театре даже медицинская часть своя была. Наш медицинский кабинет находится на своем месте с 1868 года. В каждом императорском театре всегда был дежурный полицмейстер, не меньше чем в чине полковника. А у него - своя комната. Комната сохранилась, но сейчас она играет роль администраторской. Была в театре и церковь, сохранились колокола.
Юбилейные торжества начнутся с освящения здания Александринского театра митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В честь этого события впервые за многие годы зазвенят колокола театральной церкви.
К 250-летию со дня основания театра при участии губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Смольном состоялась церемония вручения государственных наград сотрудникам Александринского театра. Звание народного артиста Российской Федерации присвоено артисту Владимиру Лисецкому, исполнителю ролей Добчинского в "Ревизоре", доктора Дорна в чеховской "Чайке" и Дулитла в "Пигмалионе". За годы работы в Александринском театре им было сыг-рано более 120 ролей.
Звания заслуженных артистов Российской Федерации были присвоены Елене Зиминой, Владимиру Миронову, Наталье Паниной и Светлане Шейченко.
Восьми артистам были вручены орден Почета, орден Дружбы, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Главный художник, заведующие радиошумовой, машинно-декорационной и электронно-осветительской частями отмечены медалями Пушкина.
Ордена Почета удостоился председатель комитета по культуре Николай Буров - артист Александринки с 1978 года. Ну а само Федеральное государственное учреждение культуры "Российский академический театр драмы им. А.С. Пушкина" получило только диплом губернатора Санкт-Петербурга третьей степени - с формулировкой "За большой вклад в развитие культуры и театрального искусства Санкт-Петербурга и в связи с 250-летием со дня основания".
Дарья ОСИНСКАЯ