Культура
ВО ЧТО ЖЕ НАС ЕЩЕ УДАРИТЬ?..
05 сентября
ЕСТЬ ТУТ КТО ЖИВОЙ?
Для отчаяния есть причины. Живые представлены на телеэкране куда как менее привлекательно и симпатично: это либо отягощенные собственной значимостью чиновники, либо озабоченные своей популярностью звезды эстрады, либо некие околоуголовные элементы: взрыватели рынков, эрмитажные воры и погромщики из Кондопоги. Куда-то ушел с экрана живой хороший человек, которого хвалят и ставят в пример просто так: "потому что хороший и пользу приносит". Но даже очевидный гений и талантливый петербургский математик Перельман, чья научная работа двинула человечество по пути прогресса, отказавшийся от миллиона долларов, преподан публике в СМИ по этой же причине как не вполне вменяемый чудик... Все вменяемые давно уже стали академиками, член-корами, "корами и чьими-то корешами", как говорил Райкин. А этот гениальный выскочка - всего-то кандидат наук, абсолютно не признанный чиновниками от науки. В списках хороших людей и ученых не значится. Значит ли это, что быть просто хорошим и талантливым человеком в наше время - это значит уподобляться лоху? Не уверен. И выхватывать таких простых людей из суетливой жизни, из неведения и темноты - посильная ежедневная задача ТВ. А вот тут есть риск - вдруг похвалишь не того живого, какого надо, и он окажется тайным оппозиционером или сочувствующим террористам... Другое дело - хвалить тех, кого уж нет и кто далече.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ ДОВЛАТОВА
Есть два способа поминать добрым словом ушедших. Или с любовью, или с выгодой. Будь Сергей Донатович Довлатов сейчас жив (ему в воскресенье исполнилось бы только 65), вряд ли бы его так возносили до небес именно те телеканалы, на которых недопустимым дурным тоном считается малейший сарказм в отношении власти. Известно, что у автора "Зоны" и "Компромисса" были большие проблемы как раз с теми, кто стоял на страже госбезопасности. Довлатов живой был бы сейчас опасен, а потому определенно и даже совершенно точно нецензурен. Авторы блестящего видеофильма из цикла "Культурный слой", показанного позавчера на 5-м телеканале, удачно обошли все политические риски, не задавшись естественным вопросом: нужен ли был бы сегодня здравствующий Довлатов нынешней вертикально выстроенной России? Ведь смысл доноса на Довлатова в КГБ трех его коллег, "письменников", процитированного в фильме, состоит в том, что "чем талантливей литератор, тем опаснее он для государства". А разбирать его творчество - все равно что разбирать "по цвету падающие на государство и общество бомбы". "Какие там синенькие, какие - желтенькие..." Опасен для общества, и точка. Потому что правду ищет... При госмонополии на правду Довлатовы опасны. Таков был донос. Как быстро летит время... Довлатов уже не опасен. И теперь анализировать некогда "взрывоопасное" творчество писателя его друзья-"саперы" могут без всякого риска для государственной безопасности.
Гораздо менее претенциозное телеэссе памяти Довлатова показал и канал "Культура". Документальный фильм Максима Гуреева и Алексея Сивого "Остановка на местности" не столько о Довлатове, сколько о тоске по таким людям, как он. Наличие в жизни таких людей, как Довлатов, примиряет с несправедливостью и не дает пасть духом!.. Простые съемки псковских "далей", простые люди в кадре - герои и прототипы "Заповедника", странная музыка и... ком в горле от закадрового голоса актера Андрея Руденского.
ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ. РОВНО НА "ДЕЦЛ"
К слову, о любви к конъюнктуре. Видите ли, по законам телерынка хвалить и ставить в пример живых людей на современном ТВ можно только за деньги. Если ты рекламируешь профессиональные и человеческие качества какого-либо современника, тебя тут же заподозрят в корыстном с ним сговоре. Бывают исключения. Если верить авторам сюжета, показанного по НТВ, рэпперу, именующему себя "певцом Децл", реклама на этом канале обошлась ровно в триста российских рублей или в пятьдесят украинских гривен. Некую бабусю на Украине, не умеющую ни читать, ни писать, облапошили мошенники, всучив ей на сдачу 50-гривновую фальшивую купюру с портретом Децла вместо Тараса Шевченко. Совершенно случайно об этом "чудовищном" случае узнал рэппер. И совершенно случайно в момент возмущения рядом оказалась съемочная группа НТВ. Объектив бесстрастно зафиксировал, как Децл отсчитывает аж три сотни рублей в пользу невинно потерпевшей от циничных мошенников бабуси. И всем стало хорошо. На "децл" лучше, чем было. А главное - все герои сюжета живы и здоровы. Ничего, что телезрителю немножечко стыдно. Потому что нетрудно предположить, что за имиджевую рекламу на федеральном канале в подобных случаях заказчик платит в десятки тысяч раз больше, чем получила за участие в постановочном сюжете облагодетельствованная Децлом бедная старушка. Но это ведь сущие мелочи по сравнению с тем примером, который подал культовый герой своим юным фанатам. Главное, что добро хоть на время телесюжета победило зло...
В НЕВЫНОСИМО ЧЕРНЫХ ТОНАХ
Знаете, что является высшей оценкой профессионализма на современном ТВ? Эксклюзивное интервью с убитыми горем родственниками погибших (упавших, взорвавшихся, сгоревших). "Скажите, что вы чувствуете в данный момент?" - такое у только что потерявшего семью человека может спросить некто, родившийся не от живых родителей, а в результате пробирочных экспериментов, клонирования. Простой вопрос "для чего?" должен был бы иметь простой ответ - "чтобы почтить память" или "чтобы подобное не повторялось". Скажите честно, вы можете с полной уверенностью сказать, что траурная паранойя, устроенная на ТВ, способствует устранению причин многочисленных несчастий? Оказывается, и черный цвет на экране имеет оттенки. Есть, оказывается, и такой цвет, как "невыносимо черный". Картинка с места падения анапского рейса ТУ-154, как и хроника бесланского кошмара с обязательной демонстрацией истерзанных детей впечатались в подкорку с внутренней стороны черепа способом резьбы по кости. И там живут по сей день. Не стереть, не вытравить. Но терпишь и смотришь. Отчаянный возглас телезрителя "Да сколько можно!" не имеет адресата. Так же и Сын Божий, взирая на то, что происходит по воле Отца - на людские страдания от войн, болезней и засухи, - восклицал: "Во что же вас еще ударить!"... Но не добавил: "...чтоб вы одумались..."
Валерий ТАТАРОВ
Для отчаяния есть причины. Живые представлены на телеэкране куда как менее привлекательно и симпатично: это либо отягощенные собственной значимостью чиновники, либо озабоченные своей популярностью звезды эстрады, либо некие околоуголовные элементы: взрыватели рынков, эрмитажные воры и погромщики из Кондопоги. Куда-то ушел с экрана живой хороший человек, которого хвалят и ставят в пример просто так: "потому что хороший и пользу приносит". Но даже очевидный гений и талантливый петербургский математик Перельман, чья научная работа двинула человечество по пути прогресса, отказавшийся от миллиона долларов, преподан публике в СМИ по этой же причине как не вполне вменяемый чудик... Все вменяемые давно уже стали академиками, член-корами, "корами и чьими-то корешами", как говорил Райкин. А этот гениальный выскочка - всего-то кандидат наук, абсолютно не признанный чиновниками от науки. В списках хороших людей и ученых не значится. Значит ли это, что быть просто хорошим и талантливым человеком в наше время - это значит уподобляться лоху? Не уверен. И выхватывать таких простых людей из суетливой жизни, из неведения и темноты - посильная ежедневная задача ТВ. А вот тут есть риск - вдруг похвалишь не того живого, какого надо, и он окажется тайным оппозиционером или сочувствующим террористам... Другое дело - хвалить тех, кого уж нет и кто далече.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ ДОВЛАТОВА
Есть два способа поминать добрым словом ушедших. Или с любовью, или с выгодой. Будь Сергей Донатович Довлатов сейчас жив (ему в воскресенье исполнилось бы только 65), вряд ли бы его так возносили до небес именно те телеканалы, на которых недопустимым дурным тоном считается малейший сарказм в отношении власти. Известно, что у автора "Зоны" и "Компромисса" были большие проблемы как раз с теми, кто стоял на страже госбезопасности. Довлатов живой был бы сейчас опасен, а потому определенно и даже совершенно точно нецензурен. Авторы блестящего видеофильма из цикла "Культурный слой", показанного позавчера на 5-м телеканале, удачно обошли все политические риски, не задавшись естественным вопросом: нужен ли был бы сегодня здравствующий Довлатов нынешней вертикально выстроенной России? Ведь смысл доноса на Довлатова в КГБ трех его коллег, "письменников", процитированного в фильме, состоит в том, что "чем талантливей литератор, тем опаснее он для государства". А разбирать его творчество - все равно что разбирать "по цвету падающие на государство и общество бомбы". "Какие там синенькие, какие - желтенькие..." Опасен для общества, и точка. Потому что правду ищет... При госмонополии на правду Довлатовы опасны. Таков был донос. Как быстро летит время... Довлатов уже не опасен. И теперь анализировать некогда "взрывоопасное" творчество писателя его друзья-"саперы" могут без всякого риска для государственной безопасности.
Гораздо менее претенциозное телеэссе памяти Довлатова показал и канал "Культура". Документальный фильм Максима Гуреева и Алексея Сивого "Остановка на местности" не столько о Довлатове, сколько о тоске по таким людям, как он. Наличие в жизни таких людей, как Довлатов, примиряет с несправедливостью и не дает пасть духом!.. Простые съемки псковских "далей", простые люди в кадре - герои и прототипы "Заповедника", странная музыка и... ком в горле от закадрового голоса актера Андрея Руденского.
ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ. РОВНО НА "ДЕЦЛ"
К слову, о любви к конъюнктуре. Видите ли, по законам телерынка хвалить и ставить в пример живых людей на современном ТВ можно только за деньги. Если ты рекламируешь профессиональные и человеческие качества какого-либо современника, тебя тут же заподозрят в корыстном с ним сговоре. Бывают исключения. Если верить авторам сюжета, показанного по НТВ, рэпперу, именующему себя "певцом Децл", реклама на этом канале обошлась ровно в триста российских рублей или в пятьдесят украинских гривен. Некую бабусю на Украине, не умеющую ни читать, ни писать, облапошили мошенники, всучив ей на сдачу 50-гривновую фальшивую купюру с портретом Децла вместо Тараса Шевченко. Совершенно случайно об этом "чудовищном" случае узнал рэппер. И совершенно случайно в момент возмущения рядом оказалась съемочная группа НТВ. Объектив бесстрастно зафиксировал, как Децл отсчитывает аж три сотни рублей в пользу невинно потерпевшей от циничных мошенников бабуси. И всем стало хорошо. На "децл" лучше, чем было. А главное - все герои сюжета живы и здоровы. Ничего, что телезрителю немножечко стыдно. Потому что нетрудно предположить, что за имиджевую рекламу на федеральном канале в подобных случаях заказчик платит в десятки тысяч раз больше, чем получила за участие в постановочном сюжете облагодетельствованная Децлом бедная старушка. Но это ведь сущие мелочи по сравнению с тем примером, который подал культовый герой своим юным фанатам. Главное, что добро хоть на время телесюжета победило зло...
В НЕВЫНОСИМО ЧЕРНЫХ ТОНАХ
Знаете, что является высшей оценкой профессионализма на современном ТВ? Эксклюзивное интервью с убитыми горем родственниками погибших (упавших, взорвавшихся, сгоревших). "Скажите, что вы чувствуете в данный момент?" - такое у только что потерявшего семью человека может спросить некто, родившийся не от живых родителей, а в результате пробирочных экспериментов, клонирования. Простой вопрос "для чего?" должен был бы иметь простой ответ - "чтобы почтить память" или "чтобы подобное не повторялось". Скажите честно, вы можете с полной уверенностью сказать, что траурная паранойя, устроенная на ТВ, способствует устранению причин многочисленных несчастий? Оказывается, и черный цвет на экране имеет оттенки. Есть, оказывается, и такой цвет, как "невыносимо черный". Картинка с места падения анапского рейса ТУ-154, как и хроника бесланского кошмара с обязательной демонстрацией истерзанных детей впечатались в подкорку с внутренней стороны черепа способом резьбы по кости. И там живут по сей день. Не стереть, не вытравить. Но терпишь и смотришь. Отчаянный возглас телезрителя "Да сколько можно!" не имеет адресата. Так же и Сын Божий, взирая на то, что происходит по воле Отца - на людские страдания от войн, болезней и засухи, - восклицал: "Во что же вас еще ударить!"... Но не добавил: "...чтоб вы одумались..."
Валерий ТАТАРОВ