Экономика
ИЗ БОЛГАР В ГРЕКИ
06 сентября
В ходе "южного турне" Владимира Путина по Греции, ЮАР и Марокко состоялись трехсторонние переговоры российского лидера, премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса и президента Болгарии Георгия Пырванова. Руководители стран договорились о строительстве еще одного нефтепровода из России в Западную Европу - через Болгарию и Грецию. Российская нефть будет танкерами доставляться из Новороссийска и других портов Черного моря в болгарский Бургас, а затем по трансбалканскому нефтепроводу перекачиваться в греческий порт Александруполис.
Вообще-то нефть в объеме 70 миллионов тонн в год достаточно успешно возят из Черного моря в Средиземное танкерами. Но в последнее время "пробки" в Дарданеллах становятся все более длинными и случаются все чаще. Груженые танкеры простаивают в очередях на проход через Босфор. Рекорд ожидания достигает 30 дней! Незапланированные расходы одних только российских судовладельцев и грузоотправителей в 2004 году превысили 400 миллионов долларов. А Турция вводит все новые лимиты движения танкеров, строго ограничивает их водоизмещение и в перспективе намерена полностью запретить их движение по проливам. И Турцию можно понять - ведь в случае аварии танкера в узких и неудобных проливах многомиллионному Стамбулу грозит полномасштабная катастрофа.
Любопытно, что на этот раз даже в официальных российских СМИ нет эйфории по поводу успешного подписания еще одного экспортного нефтяного проекта. Даже телеканал "Евроньюс" уделил этому событию куда больше внимания, чем федеральные каналы России. Энтузиазм Евросоюза вполне понятен с учетом ситуации на Ближнем Востоке. Понятна также и сдержанность по поводу роста нефтяного экспорта российской общественности. Вышел на предельную мощность экспортный порт Приморск в Ленинградской области, неподалеку достраивается еще один "нефтяной" порт Высоцк. Ударными темпами строится нефтепровод Восточная Сибирь - Китай (за несколько месяцев проложено 250 километров). И вот еще одна экспортная нитка - вдобавок к нефтепроводам, которые были построены в советское время.
Интересный комментарий дал "НВ" по этому поводу доктор геолого-минералогических наук заместитель директора ВНИИ океанологии Олег Супруненко:
- Прокладка дорогостоящих нефтепроводов в условиях, когда разведанных запасов нефти осталось на полтора-два десятка лет, - это бизнес с коротким прицелом. Он может быть оправданным только при условии капитальных вложений в детальную разведку и подготовку новых месторождений, в том числе на арктическом шельфе. Этого, к сожалению, сейчас не наблюдается.
Можно предположить, что и в российском руководстве, и в деловом сообществе нет целостной и внятной концепции нефтяного экспорта и роли России на мировом энергетическом рынке. Вспомним недавние дискуссии вокруг нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Многие наши руководители обижались, что в этот проект не приняли Россию, что трасса специально проложена в обход российской территории и является альтернативой российского экспорта. В хоре "обиженных" на Баку и Тбилиси практически не слышны были голоса тех, кто считал запуск Баку - Джейхана удачей для России. По их мнению, излишне большая доля России на мировом энергетическом рынке не столько выгодна, сколько опасна. Представим себе, что в округе только у одного хозяина есть хлеб. А кругом богатые, сильные и не имеющие хлеба соседи. В таких условиях можно, конечно, удачно торгануть своими запасами, но велик риск того, что соседи, навалившись всем миром, установят в вашем доме свои порядки или же просто разнесут ваш амбар по бревнышку.
Так что чем больше будет поставок на рынок нефти помимо России, тем меньшее давление на нее будет оказывать западное сообщество и тем на большее время хватит нефтяных запасов ей самой.
Возвращаясь к теме нефтепровода Бургас - Александруполис, отметим, что он, к счастью, ситуацию с объемом экспорта не изменит. Просто половина от 70 миллионов тонн нефти, доставлявшейся в средиземноморский бассейн танкерами, пойдет по трубе. Однако вялая реакция на очередное соглашение российского бизнес-сообщества свидетельствует, что оно перестает отождествлять свои интересы с интересами крупных нефтяных экспортеров.
Михаил ЖУРАВЛЕВ
Вообще-то нефть в объеме 70 миллионов тонн в год достаточно успешно возят из Черного моря в Средиземное танкерами. Но в последнее время "пробки" в Дарданеллах становятся все более длинными и случаются все чаще. Груженые танкеры простаивают в очередях на проход через Босфор. Рекорд ожидания достигает 30 дней! Незапланированные расходы одних только российских судовладельцев и грузоотправителей в 2004 году превысили 400 миллионов долларов. А Турция вводит все новые лимиты движения танкеров, строго ограничивает их водоизмещение и в перспективе намерена полностью запретить их движение по проливам. И Турцию можно понять - ведь в случае аварии танкера в узких и неудобных проливах многомиллионному Стамбулу грозит полномасштабная катастрофа.
Любопытно, что на этот раз даже в официальных российских СМИ нет эйфории по поводу успешного подписания еще одного экспортного нефтяного проекта. Даже телеканал "Евроньюс" уделил этому событию куда больше внимания, чем федеральные каналы России. Энтузиазм Евросоюза вполне понятен с учетом ситуации на Ближнем Востоке. Понятна также и сдержанность по поводу роста нефтяного экспорта российской общественности. Вышел на предельную мощность экспортный порт Приморск в Ленинградской области, неподалеку достраивается еще один "нефтяной" порт Высоцк. Ударными темпами строится нефтепровод Восточная Сибирь - Китай (за несколько месяцев проложено 250 километров). И вот еще одна экспортная нитка - вдобавок к нефтепроводам, которые были построены в советское время.
Интересный комментарий дал "НВ" по этому поводу доктор геолого-минералогических наук заместитель директора ВНИИ океанологии Олег Супруненко:
- Прокладка дорогостоящих нефтепроводов в условиях, когда разведанных запасов нефти осталось на полтора-два десятка лет, - это бизнес с коротким прицелом. Он может быть оправданным только при условии капитальных вложений в детальную разведку и подготовку новых месторождений, в том числе на арктическом шельфе. Этого, к сожалению, сейчас не наблюдается.
Можно предположить, что и в российском руководстве, и в деловом сообществе нет целостной и внятной концепции нефтяного экспорта и роли России на мировом энергетическом рынке. Вспомним недавние дискуссии вокруг нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Многие наши руководители обижались, что в этот проект не приняли Россию, что трасса специально проложена в обход российской территории и является альтернативой российского экспорта. В хоре "обиженных" на Баку и Тбилиси практически не слышны были голоса тех, кто считал запуск Баку - Джейхана удачей для России. По их мнению, излишне большая доля России на мировом энергетическом рынке не столько выгодна, сколько опасна. Представим себе, что в округе только у одного хозяина есть хлеб. А кругом богатые, сильные и не имеющие хлеба соседи. В таких условиях можно, конечно, удачно торгануть своими запасами, но велик риск того, что соседи, навалившись всем миром, установят в вашем доме свои порядки или же просто разнесут ваш амбар по бревнышку.
Так что чем больше будет поставок на рынок нефти помимо России, тем меньшее давление на нее будет оказывать западное сообщество и тем на большее время хватит нефтяных запасов ей самой.
Возвращаясь к теме нефтепровода Бургас - Александруполис, отметим, что он, к счастью, ситуацию с объемом экспорта не изменит. Просто половина от 70 миллионов тонн нефти, доставлявшейся в средиземноморский бассейн танкерами, пойдет по трубе. Однако вялая реакция на очередное соглашение российского бизнес-сообщества свидетельствует, что оно перестает отождествлять свои интересы с интересами крупных нефтяных экспортеров.
Михаил ЖУРАВЛЕВ