Культура
ГОГОЛЬ ПО-БЕЗРУКОВСКИ...
08 сентября
Режиссер Миндаугас Карбаускис, недавний выпускник мастерской Петра Фоменко, привез к нам Сергея Безрукова и спектакль под дипломатичным названием "Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
Наверняка взыскательная и проницательная петербургская публика сразу же обнаружит, что получилась этакая "игра в классики", где фривольное обращение с сюжетом и персонажем, жонглирование жанром и смыслом в общем-то допустимы. Кстати, название это схоже с тем, которое в 1842 году (именно тогда увидела свет первая публикация поэмы) присвоила книге "высочайшая цензура" - "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Вот, собственно, и все, что роднит сценическое воплощение с литературной основой. Нет тут ни гоголевского разоблачительства и морализаторства, ни сострадания к народу и боли за Россию, ни
осуждения всех без исключения персонажей поэмы, заложенных в души миллионов детей советской школой.
Здесь Чичикову симпатизируешь, сопереживаешь и даже в какой-то степени надеешься на успех его предприятия. Проецируя его образ на "героев нашего времени", невольно осознаешь, что он владеет теми премудростями, коим сегодня специально обучаются, желая обеспечить себе успешную карьеру: ораторским искусством, психологией бизнеса и дипломатией.
Правда, есть кое-что созвучное неуловимому и ускользающему гоголевскому портрету Чичикова: "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод". Учтена и пресловутая гоголевская "носология". Только тут наш герой отнюдь не "высмаркивается чрезвычайно громко... как труба", а понюхивает табачок и сочно почихивает. Иногда даже передразнивая почтенную публику. Небывалый актерский кураж и высокопрофессиональное хулиганство Безрукова наделили его Чичикова не просто масочностью и пантомимичностью. Весь он какой-то суетливый, птичий, почти чирикающий. Чего стоит его: "Чи-Чи-Чичиков". "Птичье" доведено до животного или по-детски непосредственного и мультяшного - наш герой семенит на носочках, ползает, прыгает и даже кувыркается. Припоминается фраза Манилова: "...не имел чести получить такого образования, как вы, - это видно в каждом вашем движении". То, как движется, думает и говорит Безруков, достойно восхищения. Его актерская работа не просто кардинально отличается от всех предыдущих, это выход на новый, неожиданно высокий актерский уровень.
Марина ЛИСОВЕЦ
Наверняка взыскательная и проницательная петербургская публика сразу же обнаружит, что получилась этакая "игра в классики", где фривольное обращение с сюжетом и персонажем, жонглирование жанром и смыслом в общем-то допустимы. Кстати, название это схоже с тем, которое в 1842 году (именно тогда увидела свет первая публикация поэмы) присвоила книге "высочайшая цензура" - "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Вот, собственно, и все, что роднит сценическое воплощение с литературной основой. Нет тут ни гоголевского разоблачительства и морализаторства, ни сострадания к народу и боли за Россию, ни
осуждения всех без исключения персонажей поэмы, заложенных в души миллионов детей советской школой.
Здесь Чичикову симпатизируешь, сопереживаешь и даже в какой-то степени надеешься на успех его предприятия. Проецируя его образ на "героев нашего времени", невольно осознаешь, что он владеет теми премудростями, коим сегодня специально обучаются, желая обеспечить себе успешную карьеру: ораторским искусством, психологией бизнеса и дипломатией.
Правда, есть кое-что созвучное неуловимому и ускользающему гоголевскому портрету Чичикова: "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод". Учтена и пресловутая гоголевская "носология". Только тут наш герой отнюдь не "высмаркивается чрезвычайно громко... как труба", а понюхивает табачок и сочно почихивает. Иногда даже передразнивая почтенную публику. Небывалый актерский кураж и высокопрофессиональное хулиганство Безрукова наделили его Чичикова не просто масочностью и пантомимичностью. Весь он какой-то суетливый, птичий, почти чирикающий. Чего стоит его: "Чи-Чи-Чичиков". "Птичье" доведено до животного или по-детски непосредственного и мультяшного - наш герой семенит на носочках, ползает, прыгает и даже кувыркается. Припоминается фраза Манилова: "...не имел чести получить такого образования, как вы, - это видно в каждом вашем движении". То, как движется, думает и говорит Безруков, достойно восхищения. Его актерская работа не просто кардинально отличается от всех предыдущих, это выход на новый, неожиданно высокий актерский уровень.
Марина ЛИСОВЕЦ