Культура
ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ: "ВЫИГРАЕТ ТОТ, КТО БУДЕТ БОРОТЬСЯ ЗА КАЧЕСТВО"
08 сентября
Даже во время летнего отпуска известный актер театра и кино Игорь Ясулович не смог расстаться с работой. Непродолжительное время, предназначенное на отдых, он частично посвятил зарубежным гастролям и работе в жюри кинофестиваля "Окно в Европу", не так давно проходившего в Выборге. И судя по количеству ролей, сыгранных Игорем Ясуловичем в театре и в кино, на отсутствие работы жаловаться ему не приходится.
-Так меня приучили, - говорит Игорь Николаевич. - Помимо того, что я делаю в театре, и того, что предлагают в кино, есть еще преподавательская работа.
- А как вы, как профессионал, оцениваете современный театр и кинематограф?
- Моя работа почти не дает мне возможности нормально смотреть как театральные спектакли, так и кино. Я могу опираться лишь на то, что слышу от коллег, или на прочитанные критические статьи. Но что слухами пользоваться? Самому надо смотреть. Но, увы, времени на это практически нет.
Раньше, когда я работал в Театре киноактера, Университет марксизма-ленинизма проводил у нас семинары, и по понедельникам показывали лучшие фильмы. Не только отечественные, но и зарубежные. Поскольку показ проходил поздно вечером, можно было остаться после спектакля и таким образом удовлетворить свое любопытство.
- Но хотя бы по телевизору что-то смотрите?
- Некогда. После спектакля приходишь домой уже часам к одиннадцати вечера. Ну и что можно посмотреть? Вот ничего и не смотришь, потому что надо пообщаться с семьей, поужинать, а смотреть что-то за едой не очень удобно. Стараюсь лишь не пропускать какие-то документальные фильмы, где много хроники. Очень люблю такое кино.
- Но ведь можно смотреть какие-то новинки на дисках...
- Мне больше нравится смотреть кино на нормальном экране, но для похода в кинотеатр нужно иметь свободное время. О чем говорить, если я часто даже своих кинопремьер не вижу!
- И все-таки, что в современном российском кинематографе радует, а что огорчает?
- Радует, что кино поднимается, что его жизнь стала разнообразной. Огорчает, что в погоне за тем, чтобы сделать все подешевле, забываются очень важные вещи, влияющие на качество. Когда-то в порядке вещей было в съемочный период закладывать такое понятие, как освоение декораций в павильоне, были обязательными репетиции. Это было необходимым для качества фильма. Сегодня же зачастую по нынешним телевизионным нормативам снимается одна серия в день. Да, приходится на такое идти, но это - явные потери в качестве, невозможность сосредоточиться и разобраться. Хочется думать, что и это будет преодолено. Мне кажется, зритель устает от того, что, переключая телеканалы, он видит схожие сюжеты и зачастую одни и те же лица. На мой взгляд, в нашем кинематографе выиграет тот, кто будет бороться за качество.
- Вам приходится отказываться от предложений сыграть в кино?
- Иногда. В частности, когда предлагают роль, схожую с той, что я уже играл. Например, в картине режиссера Александра Муратова я сыграл ученого-архивиста. Вдруг мне звонят с очередным предложением. Выясняется, что нужно сыграть похожего ученого, но работающего не в архиве, а в каком-то институте. Ну и зачем это? К тому же своим согласием я окажу медвежью услугу той картине, которая снимается, - будут говорить о тиражировании...
- А сам зритель поменялся?
- Я могу судить только по театру. Не мое дело исследовать такие процессы, но думаю, что в процентном соотношении эта пропорция сохраняется: всегда есть люди, которые приходят в театр не для "развлекаловки", а для того, чтобы получить какой-то эмоциональный и духовный заряд, поразмышлять. Мы сейчас в Московском ТЮЗе выпустили спектакль "Нелепая поэмка" по трем главам из романа Достоевского "Братья Карамазовы". Правда, не так много спектаклей сыграли, но собирается полный зал, среди публики я вижу много довольно молодых лиц, которые внимательно слушают. Внимают. Это вселяет надежду. При том, что режиссер Кама Гинкас, который делал спектакль, был очень обеспокоен, придет ли на этот спектакль зритель. И даже пошел на то, на что
раньше никогда не соглашался, - на предварительную рекламу. Он начал давать интервью, рассказывать о спектакле, приглашать журналистов, когда мы завершали работу, чтобы вызвать какой-то интерес. Но выяснилось, что людям это нужно без всякой рекламы. И такой тишины в зале я давно не слышал... Думаю, все происходит циклично, волнами. Иногда бывает спад, иногда зрительский интерес нарастает. Когда я пришел учиться в институт, были очень часты и модны разговоры о том, что театр умирает. Время от времени они возникают вновь. Но, как видите, театр не умер, кинематограф - тоже.
- Из театральных работ что за последнее время впечатлило?
- Мы недавно были на гастролях в Бразилии, где посмотрели несколько спектаклей, представленных на театральном фестивале. Не могу сказать, что мне очень понравилось, но было интересно посмотреть бразильскую версию "Отелло", спектакль чилийской труппы "Мамаша Кураж"...
- Некоторые люди из мира театра и кино обладают неактерскими талантами. Например, Станислав Говорухин пишет картины. А у вас есть какие-то неизвестные широкой публике таланты? Может быть, вы отменно готовите!
- Готовить я практически не умею и не очень люблю. Всегда восхищался, как с этим справляются мои друзья Владимир Грамматиков и питерский режиссер Женя Мезенцев. У них это фантастично получается! Конечно, с течением времени я научился что-то делать, потому что временами приходится оставаться одному. Актерская жизнь - кочевая, приходится много ездить и питаться в разных ресторанах, закусочных и забегаловках. Часто это надоедает, хочется домашней еды. А если так, то какой-то минимум надо уметь делать. Во время зарубежных гастролей мне нравится останавливаться в апартамент-отелях. Там в номерах есть небольшая кухня, и ты можешь чувствовать себя как дома.
- Театр, кино, преподавательская работа... Ведь должна быть какая-то смена деятельности! Может быть, на даче удается переключаться?
- Дачи у нас нет, но есть дом в деревне в четырехстах километрах от Москвы. Он у нас уже больше двадцати лет. Когда приезжаем туда, мне, конечно, приходится что-то делать руками. То же крылечко поправить или забор...
- То есть вы гвоздь вбить способны?
- Ну а какие тут могут быть проблемы? Если ты делаешь что-то не один раз, вырабатываются определенные навыки. Помощников не всегда дождешься - проще самому сделать. Не говоря уже о том, что ты освобождаешься от зависимости от других людей.
- Участок рядом с домом есть?
- Есть небольшой огород. Поскольку мы приезжаем в деревню только на летний период, жена сажает лишь то, что пойдет на стол: лук, чеснок, зелень, огурчики.
- Вы сумели снискать любовь зрителей небольшими, но очень запоминающимися ролями. Традиционные для некоторых актеров мечты о Гамлете не посещали?
- Об этом можно думать и мечтать только в молодости. В жизни же ты играешь то, что тебе дают, то, что предначертано судьбой. Кто-то получает возможность сыграть Гамлета, а кто-то играет нечто другое. Главное - делать это искренне и по-человечески.
Беседовала Анастасия ПЕНЗИНА
-Так меня приучили, - говорит Игорь Николаевич. - Помимо того, что я делаю в театре, и того, что предлагают в кино, есть еще преподавательская работа.
- А как вы, как профессионал, оцениваете современный театр и кинематограф?
- Моя работа почти не дает мне возможности нормально смотреть как театральные спектакли, так и кино. Я могу опираться лишь на то, что слышу от коллег, или на прочитанные критические статьи. Но что слухами пользоваться? Самому надо смотреть. Но, увы, времени на это практически нет.
Раньше, когда я работал в Театре киноактера, Университет марксизма-ленинизма проводил у нас семинары, и по понедельникам показывали лучшие фильмы. Не только отечественные, но и зарубежные. Поскольку показ проходил поздно вечером, можно было остаться после спектакля и таким образом удовлетворить свое любопытство.
- Но хотя бы по телевизору что-то смотрите?
- Некогда. После спектакля приходишь домой уже часам к одиннадцати вечера. Ну и что можно посмотреть? Вот ничего и не смотришь, потому что надо пообщаться с семьей, поужинать, а смотреть что-то за едой не очень удобно. Стараюсь лишь не пропускать какие-то документальные фильмы, где много хроники. Очень люблю такое кино.
- Но ведь можно смотреть какие-то новинки на дисках...
- Мне больше нравится смотреть кино на нормальном экране, но для похода в кинотеатр нужно иметь свободное время. О чем говорить, если я часто даже своих кинопремьер не вижу!
- И все-таки, что в современном российском кинематографе радует, а что огорчает?
- Радует, что кино поднимается, что его жизнь стала разнообразной. Огорчает, что в погоне за тем, чтобы сделать все подешевле, забываются очень важные вещи, влияющие на качество. Когда-то в порядке вещей было в съемочный период закладывать такое понятие, как освоение декораций в павильоне, были обязательными репетиции. Это было необходимым для качества фильма. Сегодня же зачастую по нынешним телевизионным нормативам снимается одна серия в день. Да, приходится на такое идти, но это - явные потери в качестве, невозможность сосредоточиться и разобраться. Хочется думать, что и это будет преодолено. Мне кажется, зритель устает от того, что, переключая телеканалы, он видит схожие сюжеты и зачастую одни и те же лица. На мой взгляд, в нашем кинематографе выиграет тот, кто будет бороться за качество.
- Вам приходится отказываться от предложений сыграть в кино?
- Иногда. В частности, когда предлагают роль, схожую с той, что я уже играл. Например, в картине режиссера Александра Муратова я сыграл ученого-архивиста. Вдруг мне звонят с очередным предложением. Выясняется, что нужно сыграть похожего ученого, но работающего не в архиве, а в каком-то институте. Ну и зачем это? К тому же своим согласием я окажу медвежью услугу той картине, которая снимается, - будут говорить о тиражировании...
- А сам зритель поменялся?
- Я могу судить только по театру. Не мое дело исследовать такие процессы, но думаю, что в процентном соотношении эта пропорция сохраняется: всегда есть люди, которые приходят в театр не для "развлекаловки", а для того, чтобы получить какой-то эмоциональный и духовный заряд, поразмышлять. Мы сейчас в Московском ТЮЗе выпустили спектакль "Нелепая поэмка" по трем главам из романа Достоевского "Братья Карамазовы". Правда, не так много спектаклей сыграли, но собирается полный зал, среди публики я вижу много довольно молодых лиц, которые внимательно слушают. Внимают. Это вселяет надежду. При том, что режиссер Кама Гинкас, который делал спектакль, был очень обеспокоен, придет ли на этот спектакль зритель. И даже пошел на то, на что
раньше никогда не соглашался, - на предварительную рекламу. Он начал давать интервью, рассказывать о спектакле, приглашать журналистов, когда мы завершали работу, чтобы вызвать какой-то интерес. Но выяснилось, что людям это нужно без всякой рекламы. И такой тишины в зале я давно не слышал... Думаю, все происходит циклично, волнами. Иногда бывает спад, иногда зрительский интерес нарастает. Когда я пришел учиться в институт, были очень часты и модны разговоры о том, что театр умирает. Время от времени они возникают вновь. Но, как видите, театр не умер, кинематограф - тоже.
- Из театральных работ что за последнее время впечатлило?
- Мы недавно были на гастролях в Бразилии, где посмотрели несколько спектаклей, представленных на театральном фестивале. Не могу сказать, что мне очень понравилось, но было интересно посмотреть бразильскую версию "Отелло", спектакль чилийской труппы "Мамаша Кураж"...
- Некоторые люди из мира театра и кино обладают неактерскими талантами. Например, Станислав Говорухин пишет картины. А у вас есть какие-то неизвестные широкой публике таланты? Может быть, вы отменно готовите!
- Готовить я практически не умею и не очень люблю. Всегда восхищался, как с этим справляются мои друзья Владимир Грамматиков и питерский режиссер Женя Мезенцев. У них это фантастично получается! Конечно, с течением времени я научился что-то делать, потому что временами приходится оставаться одному. Актерская жизнь - кочевая, приходится много ездить и питаться в разных ресторанах, закусочных и забегаловках. Часто это надоедает, хочется домашней еды. А если так, то какой-то минимум надо уметь делать. Во время зарубежных гастролей мне нравится останавливаться в апартамент-отелях. Там в номерах есть небольшая кухня, и ты можешь чувствовать себя как дома.
- Театр, кино, преподавательская работа... Ведь должна быть какая-то смена деятельности! Может быть, на даче удается переключаться?
- Дачи у нас нет, но есть дом в деревне в четырехстах километрах от Москвы. Он у нас уже больше двадцати лет. Когда приезжаем туда, мне, конечно, приходится что-то делать руками. То же крылечко поправить или забор...
- То есть вы гвоздь вбить способны?
- Ну а какие тут могут быть проблемы? Если ты делаешь что-то не один раз, вырабатываются определенные навыки. Помощников не всегда дождешься - проще самому сделать. Не говоря уже о том, что ты освобождаешься от зависимости от других людей.
- Участок рядом с домом есть?
- Есть небольшой огород. Поскольку мы приезжаем в деревню только на летний период, жена сажает лишь то, что пойдет на стол: лук, чеснок, зелень, огурчики.
- Вы сумели снискать любовь зрителей небольшими, но очень запоминающимися ролями. Традиционные для некоторых актеров мечты о Гамлете не посещали?
- Об этом можно думать и мечтать только в молодости. В жизни же ты играешь то, что тебе дают, то, что предначертано судьбой. Кто-то получает возможность сыграть Гамлета, а кто-то играет нечто другое. Главное - делать это искренне и по-человечески.
Беседовала Анастасия ПЕНЗИНА