Культура
ПОЛИНА ДАШКОВА: "В ИТОГЕ ПОЛУЧИЛСЯ ФИЛЬМ О НОГЕ ВОЛОЧКОВОЙ"
12 сентября
Первую книгу Полина Дашкова начала писать, когда ее старшей дочке было девять лет, а младшей три. Писала по ночам, потому что днем просто не хватало времени. Написав страниц 150, она поняла, что дико устала, собрала все свои листочки в мешок и хотела убрать на антресоли. Но муж сказал: "Ты никогда себе этого не простишь. Закончи". Алексей уехал с детьми на дачу. За две недели Дашкова закончила роман. Впрочем, тогда она еще не была Дашковой...
Псевдоним приносит удачу
- Полина, в созданном вами образе писательницы Полины Дашковой много несоответствий, даже противоречий: в Литературном институте вы специализировались на поэзии, а прославились прозой; настоящее ваше имя - Татьяна, а известны вы как Полина; вы считаете, что пишете романы, а их подают как детективы...
- Давайте разбираться по порядку. С детства я мечтала стать писателем, очень хотела написать роман и даже была уверена в том, что напишу. Но сначала были стихи. Не плохие, но и не очень хорошие. Возможно, я так и продолжала бы их писать, если бы не мой педагог в Литинституте Лев Иванович Ошанин. Выслушав мою поэму, он сказал, что зря я зарифмовала текст, из него получилась бы великолепная повесть, и добавил, что я стану отличным прозаиком. Я обиделась, но к стихам поостыла. Единственное, что я себе позволила, так это выпустить один сборник, но и в нем помимо стихов есть эссе и короткие рассказы. Но со стихами покончила не основательно. Все песенки и стихи в моих прозаических произведениях написаны мною.
Теперь по поводу имени. Взять псевдоним было условием издательства. Моя фамилия заканчивается на "о", а издательство задумало "женскую" серию. Необходима была чисто женская фамилия. Меня заверили, что псевдоним приносит удачу. Я взяла его в честь моей младшей дочери Даши. В псевдониме есть свои плюсы. Например, явно выраженный барьер между моей частной и общественной жизнью. Когда по телефону спрашивают Дашкову, я знаю, звонит чужой человек.
Что касается якобы жанрового несоответствия... Я уверенно заявляю, что пишу романы. Работаю в традиции русского классического романа XIX века, но действие в них происходит на современном витке, с другим ритмом, другими героями, и, естественно, ориентируясь на сегодняшнего читателя.
- И все же, как появились первые женские детективы?
- Я в свое время называла это ДГЖ в ЖП - детектив глазами женщины в желтой прессе. Сначала появилась Маринина, которая стала отлично продаваться. Потому что на фоне Доценко и чернухи пошли истории про нормальных людей, с бытом, узнаваемыми человеческими проблемами. Потом появилась я, не лучше, не хуже, просто другая. Господа в издательстве "Эксмо", умные коммерсанты, решили, что Маринина и я хорошо продаемся, потому что мы - женщины, а не потому, что мы пишем хорошо. Дальше они придумывают серию "Детектив глазами женщины". И, поскольку писателей мало, а серия должна состоять из ассортимента, объема, они начали издавать не только нас с Марининой, но и всякую дребедень в примерно одинаковых обложках, соответственно, намекая на примерно одинаковый уровень. Но уровень людей, книги которых стоят на одной полке, весьма разный. Серия развалилась, остались только те авторы, которые востребованы читателем, но почему-то до сих пор продолжает жить удобное и бессмысленное клише.
Волочкова
не моя героиня
- По вашим двум книгам сняты сериалы. Вы довольны?
- Да, сняли "Место под солнцем" и "Херувим". "Херувим" стал очень рейтинговым сериалом. А с "Местом под солнцем" получился скандал. Я продала права студии "НТВ-профит" в 1999 году. У студии дела шли то плохо, то хорошо, то мы ссорились, то мирились. В какой-то момент все вдруг завертелось, и меня попросили переписать сценарий, что я и сделала с удовольствием - преды-дущий писала не я, он меня не устраивал. И занялась написанием следующего романа. Я написала довольно крепкий сценарий и думала, что его сложно будет испортить. Тогда я еще не понимала, что испортить можно все. А потом, потом позвонил мой приятель, который был в шоке оттого, что Катю играет Волочкова. Я тоже пришла в ужас. Оказалось, что продюсер продал права на экранизацию в третьи руки. Я ничего не имею против Волочковой, но она никак не моя героиня и никак не актриса.
Я дала интервью "Московским новостям", "Комсомольской правде" и "Эху Москвы", чтобы объясниться, что это был не мой выбор. Как позже выяснилось, на съемочной площадке актерам не выдали даже сценария, режиссер примерно обрисовывал сюжет и то, что надо сыграть, и актеры импровизировали на заданную тему. Что дальше говорить, если на таком уровне все происходит?..
После премьеры на меня обрушился шквал звонков, мне соболезновали так, словно у меня кто-то умер. То, как я это переживала, знают только мои близкие родственники, это очень дорогой для меня роман. Но сюжет был переделан таким образом, чтобы было 800 крупных планов известной балерины, из которых часть из них должна была быть с ее знаменитым батманом. В итоге получился фильм о Настиной ноге. Все персонажи мужского пола - от бомжа до народного артиста и депутата - были влюблены в героиню, для чего ввели дополнительные эпизоды. А все героини женского пола хотели ей подражать и быть, как она. С Волочковой я не встречалась и не общалась и не горю желанием. Ко мне на улице подходили люди и осуждали за эту экранизацию. Людям очень сложно понять степень цинизма сериального бизнеса. Но не хоронить же себя из-за всего этого.
- Больше вы, наверное, никогда не согласитесь на экранизацию. А вообще вам часто телекомпании предлагают экранизировать ваши произведения?
- Сейчас я сделала еще одну глупость - написала сценарий к "Питомнику". Я убила на сценарий пять месяцев. Мне было сказано, что он слишком сложный. За мной ходили долго, а я бываю очень мягкой в ситуации уговоров, и меня уломали. Мне удалось добиться в контракте со студией права на утверждение актеров.
Елена ДАНИЛОВА
Псевдоним приносит удачу
- Полина, в созданном вами образе писательницы Полины Дашковой много несоответствий, даже противоречий: в Литературном институте вы специализировались на поэзии, а прославились прозой; настоящее ваше имя - Татьяна, а известны вы как Полина; вы считаете, что пишете романы, а их подают как детективы...
- Давайте разбираться по порядку. С детства я мечтала стать писателем, очень хотела написать роман и даже была уверена в том, что напишу. Но сначала были стихи. Не плохие, но и не очень хорошие. Возможно, я так и продолжала бы их писать, если бы не мой педагог в Литинституте Лев Иванович Ошанин. Выслушав мою поэму, он сказал, что зря я зарифмовала текст, из него получилась бы великолепная повесть, и добавил, что я стану отличным прозаиком. Я обиделась, но к стихам поостыла. Единственное, что я себе позволила, так это выпустить один сборник, но и в нем помимо стихов есть эссе и короткие рассказы. Но со стихами покончила не основательно. Все песенки и стихи в моих прозаических произведениях написаны мною.
Теперь по поводу имени. Взять псевдоним было условием издательства. Моя фамилия заканчивается на "о", а издательство задумало "женскую" серию. Необходима была чисто женская фамилия. Меня заверили, что псевдоним приносит удачу. Я взяла его в честь моей младшей дочери Даши. В псевдониме есть свои плюсы. Например, явно выраженный барьер между моей частной и общественной жизнью. Когда по телефону спрашивают Дашкову, я знаю, звонит чужой человек.
Что касается якобы жанрового несоответствия... Я уверенно заявляю, что пишу романы. Работаю в традиции русского классического романа XIX века, но действие в них происходит на современном витке, с другим ритмом, другими героями, и, естественно, ориентируясь на сегодняшнего читателя.
- И все же, как появились первые женские детективы?
- Я в свое время называла это ДГЖ в ЖП - детектив глазами женщины в желтой прессе. Сначала появилась Маринина, которая стала отлично продаваться. Потому что на фоне Доценко и чернухи пошли истории про нормальных людей, с бытом, узнаваемыми человеческими проблемами. Потом появилась я, не лучше, не хуже, просто другая. Господа в издательстве "Эксмо", умные коммерсанты, решили, что Маринина и я хорошо продаемся, потому что мы - женщины, а не потому, что мы пишем хорошо. Дальше они придумывают серию "Детектив глазами женщины". И, поскольку писателей мало, а серия должна состоять из ассортимента, объема, они начали издавать не только нас с Марининой, но и всякую дребедень в примерно одинаковых обложках, соответственно, намекая на примерно одинаковый уровень. Но уровень людей, книги которых стоят на одной полке, весьма разный. Серия развалилась, остались только те авторы, которые востребованы читателем, но почему-то до сих пор продолжает жить удобное и бессмысленное клише.
Волочкова
не моя героиня
- По вашим двум книгам сняты сериалы. Вы довольны?
- Да, сняли "Место под солнцем" и "Херувим". "Херувим" стал очень рейтинговым сериалом. А с "Местом под солнцем" получился скандал. Я продала права студии "НТВ-профит" в 1999 году. У студии дела шли то плохо, то хорошо, то мы ссорились, то мирились. В какой-то момент все вдруг завертелось, и меня попросили переписать сценарий, что я и сделала с удовольствием - преды-дущий писала не я, он меня не устраивал. И занялась написанием следующего романа. Я написала довольно крепкий сценарий и думала, что его сложно будет испортить. Тогда я еще не понимала, что испортить можно все. А потом, потом позвонил мой приятель, который был в шоке оттого, что Катю играет Волочкова. Я тоже пришла в ужас. Оказалось, что продюсер продал права на экранизацию в третьи руки. Я ничего не имею против Волочковой, но она никак не моя героиня и никак не актриса.
Я дала интервью "Московским новостям", "Комсомольской правде" и "Эху Москвы", чтобы объясниться, что это был не мой выбор. Как позже выяснилось, на съемочной площадке актерам не выдали даже сценария, режиссер примерно обрисовывал сюжет и то, что надо сыграть, и актеры импровизировали на заданную тему. Что дальше говорить, если на таком уровне все происходит?..
После премьеры на меня обрушился шквал звонков, мне соболезновали так, словно у меня кто-то умер. То, как я это переживала, знают только мои близкие родственники, это очень дорогой для меня роман. Но сюжет был переделан таким образом, чтобы было 800 крупных планов известной балерины, из которых часть из них должна была быть с ее знаменитым батманом. В итоге получился фильм о Настиной ноге. Все персонажи мужского пола - от бомжа до народного артиста и депутата - были влюблены в героиню, для чего ввели дополнительные эпизоды. А все героини женского пола хотели ей подражать и быть, как она. С Волочковой я не встречалась и не общалась и не горю желанием. Ко мне на улице подходили люди и осуждали за эту экранизацию. Людям очень сложно понять степень цинизма сериального бизнеса. Но не хоронить же себя из-за всего этого.
- Больше вы, наверное, никогда не согласитесь на экранизацию. А вообще вам часто телекомпании предлагают экранизировать ваши произведения?
- Сейчас я сделала еще одну глупость - написала сценарий к "Питомнику". Я убила на сценарий пять месяцев. Мне было сказано, что он слишком сложный. За мной ходили долго, а я бываю очень мягкой в ситуации уговоров, и меня уломали. Мне удалось добиться в контракте со студией права на утверждение актеров.
Елена ДАНИЛОВА