Культура
В РУССКОМ МУЗЕЕ ПОКАЗАЛИ "ТЕНЬ" ФИЛЬМА О ПАВЛИКЕ МОРОЗОВЕ
13 сентября
-Это не реконструкция, это "тень" фильма, - говорит создатель фотоверсии Наум Клейман, директор московского Музея кино, в числе энтузиастов создания которого был и Сергей Эйзенштейн. Наум Клейман по сохранившимся срезкам в 1968 году смонтировал фотофильм.
В нет нет звука и нет движения, все кадры статичны, как фотографии. Динамику истории придают знаменитые эйзенштейновские ракурсы, портреты, глаза героев. Вначале мы видим подготовительную работу над фильмом - раскадровку, зарисовки мизансцен, записи режиссера: "человек в поле", "человек оборачивается", кадры, запечатлевшие Эйзенштейна, работающего с актерами. Затем - рожденный из обрезков пленки и титров немой фильм.
Тем не менее фильм "Бежин луг" действительно наделал много шума по известной в те годы схеме - его запретили, автора раскритиковали, кино заставили переснять. Но зрители "Бежин луг" так и не увидели - по политическим соображениям: борьба традиционной отмирающей деревни и новой колхозной жизни оказалась окрашенной не в те краски.
- Эйзенштейн увидел в этом сюжете вечную историю, когда резкий социальный поворот разрушает самые глубокие естественные связи. Когда отец и сын оказываются по разные стороны баррикад, первое, что начинает рушиться, - это мы знаем со времен Древней Греции - семейные связи, - рассказал перед показом фотофильма в Русском музее Наум Клейман.
По его словам, Эйзенштейн трактовал заказанный ему сюжет как мифологическую историю, как обобщение человеческого опыта, а не так, как рассчитывали увидеть смерть Павлика Морозова власти. Да и сам главный герой носит имя Степок, и отец его принадлежит не к кулачеству, а к бедному крестьянству.
Одна из самых спорных сцен фильма - переделка деревенской церкви в клуб. Как говорит Наум Клейман, Эйзенштейн сделал ее "как праздник изгнания торговцев из храма". И кажется, что именно в фотографии наиболее точно прочитывается замысел режиссера: место традиционных образов в окладах старинных икон занимают веселые открытые лица колхозниц, разбирающих церковь, крепкие деревенские парни выглядят как спортсмены с церковной утварью в руках.
Музыка к "Бежину лугу", написанная Гавриилом Поповым, также оказалась "смытой". Специально для фотофильма концерт-импровизацию написал самый загадочный композитор Петербурга Олег Каравайчук. Он тоже воспринял историю Павлика Морозова в изложении Эйзенштейна как мифологическую. "Здесь трагедия жуткая, я плачу каждый раз", - сказал композитор.
Дарья ОСИНСКАЯ
В нет нет звука и нет движения, все кадры статичны, как фотографии. Динамику истории придают знаменитые эйзенштейновские ракурсы, портреты, глаза героев. Вначале мы видим подготовительную работу над фильмом - раскадровку, зарисовки мизансцен, записи режиссера: "человек в поле", "человек оборачивается", кадры, запечатлевшие Эйзенштейна, работающего с актерами. Затем - рожденный из обрезков пленки и титров немой фильм.
Тем не менее фильм "Бежин луг" действительно наделал много шума по известной в те годы схеме - его запретили, автора раскритиковали, кино заставили переснять. Но зрители "Бежин луг" так и не увидели - по политическим соображениям: борьба традиционной отмирающей деревни и новой колхозной жизни оказалась окрашенной не в те краски.
- Эйзенштейн увидел в этом сюжете вечную историю, когда резкий социальный поворот разрушает самые глубокие естественные связи. Когда отец и сын оказываются по разные стороны баррикад, первое, что начинает рушиться, - это мы знаем со времен Древней Греции - семейные связи, - рассказал перед показом фотофильма в Русском музее Наум Клейман.
По его словам, Эйзенштейн трактовал заказанный ему сюжет как мифологическую историю, как обобщение человеческого опыта, а не так, как рассчитывали увидеть смерть Павлика Морозова власти. Да и сам главный герой носит имя Степок, и отец его принадлежит не к кулачеству, а к бедному крестьянству.
Одна из самых спорных сцен фильма - переделка деревенской церкви в клуб. Как говорит Наум Клейман, Эйзенштейн сделал ее "как праздник изгнания торговцев из храма". И кажется, что именно в фотографии наиболее точно прочитывается замысел режиссера: место традиционных образов в окладах старинных икон занимают веселые открытые лица колхозниц, разбирающих церковь, крепкие деревенские парни выглядят как спортсмены с церковной утварью в руках.
Музыка к "Бежину лугу", написанная Гавриилом Поповым, также оказалась "смытой". Специально для фотофильма концерт-импровизацию написал самый загадочный композитор Петербурга Олег Каравайчук. Он тоже воспринял историю Павлика Морозова в изложении Эйзенштейна как мифологическую. "Здесь трагедия жуткая, я плачу каждый раз", - сказал композитор.
Дарья ОСИНСКАЯ