Культура
"ЕСЛИ ТЕРЕМ С ДВОРЦОМ КТО-ТО ЗАНЯЛ..."
26 сентября
На выбор петербуржцев было предоставлено пять дворцов - дом фон Дервиза на Галерной улице, 33, особняк Шереметева на набережной Кутузова, 4, дом Паскевича-Эриванского на Английской набережной, 8, особняк фан Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте, 8-10, а также дом Абамелек-Лазарева на Миллионной, 22.
Обойти их все не представлялось возможности, потому что экскурсии работники КГИОПа проводили только до двух, в лучшем случае до трех часов дня. О чем можно только пожалеть: такие "дни открытых дверей" проводятся очень редко, и можно было бы продлить их работу хотя бы часов до пяти-шести.
Теперь во дворцах, где когда-то проходили балы и приемы, то военкомат, то московский банк - учреждения закрытые для широкого круга посетителей.
Миллион в сутки
В особняке Шереметева на набережной Кутузова, например, теперь элитная гостиница, которую и гостиницей-то не назовешь: там останавливаются президенты и члены королевских фамилий. "Частному лицу жить здесь тоже не запрещено, но о нем будут наведены справки, что это за человек", - рассказывает нам Николай Елгазин - главный специалист отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП. Снять такой особнячок на сутки, не считая НДС, стоит 31 тысячу у. е. Впрочем, если вы захотите ограничиться только банкетными залами - вам придется выложить "всего" 20 тысяч - все тех же единиц.
Внутри, как считают специалисты КГИОПа, - в большинстве своем новодел. Здание очень сильно пострадало после пожара, когда в 1993-м в окно дворца кто-то кинул бутылку с зажигательной смесью, и почти десять лет оно стояло бесхозным, разрушаясь естественным образом. В 2001 году было приватизировано клубом, которому также принадлежит несколько городских казино, отель, рестораны, бары, салоны красоты и прочее. И с тех пор зажило новой жизнью.
В КГИОПе такой капитальный ремонт называют "воссозданием и подготовкой для современного использования". Скульптуры, вазы, двери в особняке были установлены новые, люстры подбирались дизайнерами под помещения, все декорировалось мебелью "под старину", снабжалось сверхсовременной сантехникой и аппаратурой. Из старого - сохранились "родные", как говорят специалисты, витражи и стекла, камины.
Проходя по залам, Николай Елгазин подмечает недочеты с исторической точки зрения - неправильно оформлены занавесы, серебрение в Белой гостиной смотрится слишком вульгарно, потому что не было искусственно состарено, плохо прочеканено оформление комода, мелковат для этого зала рисунок на полу.
О том, какой процент подлинного здесь сохранился, и то, что мы утрачиваем подлинность исторического здания, специалисты говорить не любят. Ведь если бы особняк не был вовремя передан в частные руки, мы бы вообще его потеряли. Но не потеряли ли мы его сейчас - другой вопрос. Ибо для простых горожан его двери открыты только по таким случаям, как Дни европейского наследия.
От чемпионов до артистов
А вот у особняка на Миллионной судьба совсем другая. Теперь его разделили на части, и в одной из них проходят уроки танцев и работает комитет по физической культуре и спорту, а в другой располагается шикарный ресторан, где отмечают свадьбы - по ценам 50 евро с гостя. Несколько лет назад город выделял средства на реставрацию залов, в том числе и тех, которые арендует ресторан. Экскурсовод была вынуждена долго стучаться в дверь и упрашивать обслуживающий персонал, чтобы те позволили экскурсантам на минуточку заглянуть в их хоромы.
Здесь старинные залы тоже восстанавливали реставраторы. В парадных помещениях проходят обычные заседания комитета. Кабинет председателя, где сосредоточены основные красоты, не открыли для экскурсантов даже на этот день, а в створке камина корреспондент "НВ" с удивлением обнаружила две бутылки из-под водки. Полы, уставленные растяжками с именами знаменитых спортсменов, моет и подметает уборщица, а с лестницы у раздевалки доносится гогот спортсменов.
Гораздо больше повезло особняку барона фон Дервиза - теперь там театр "Санкт-Петербург Опера". Режиссер Юрий Александров заботится о наконец-то обретенном для театра доме больше, чем о своем собственном, с горечью вспоминая, сколько мусора было вывезено отсюда при переезде, сколько труда реставраторов затрачено. Зато теперь его театр с великолепным гротом, Мавританской и Кленовой гостиными - самый красивый в городе.
В нашем городе еще очень много прекрасных особняков. Если пройтись по улицам, каждое старинное здание может таить в себе следы прошлых эпох. Открывать достояние города его жителям просто необходимо. Быть может, тогда мы начнем чуть больше ценить наш город, и бросить бумажку у дворца будет гораздо сложнее, чем просто у запыленного дома, где неизвестно что внутри.
Алина ЦИОПА
Обойти их все не представлялось возможности, потому что экскурсии работники КГИОПа проводили только до двух, в лучшем случае до трех часов дня. О чем можно только пожалеть: такие "дни открытых дверей" проводятся очень редко, и можно было бы продлить их работу хотя бы часов до пяти-шести.
Теперь во дворцах, где когда-то проходили балы и приемы, то военкомат, то московский банк - учреждения закрытые для широкого круга посетителей.
Миллион в сутки
В особняке Шереметева на набережной Кутузова, например, теперь элитная гостиница, которую и гостиницей-то не назовешь: там останавливаются президенты и члены королевских фамилий. "Частному лицу жить здесь тоже не запрещено, но о нем будут наведены справки, что это за человек", - рассказывает нам Николай Елгазин - главный специалист отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП. Снять такой особнячок на сутки, не считая НДС, стоит 31 тысячу у. е. Впрочем, если вы захотите ограничиться только банкетными залами - вам придется выложить "всего" 20 тысяч - все тех же единиц.
Внутри, как считают специалисты КГИОПа, - в большинстве своем новодел. Здание очень сильно пострадало после пожара, когда в 1993-м в окно дворца кто-то кинул бутылку с зажигательной смесью, и почти десять лет оно стояло бесхозным, разрушаясь естественным образом. В 2001 году было приватизировано клубом, которому также принадлежит несколько городских казино, отель, рестораны, бары, салоны красоты и прочее. И с тех пор зажило новой жизнью.
В КГИОПе такой капитальный ремонт называют "воссозданием и подготовкой для современного использования". Скульптуры, вазы, двери в особняке были установлены новые, люстры подбирались дизайнерами под помещения, все декорировалось мебелью "под старину", снабжалось сверхсовременной сантехникой и аппаратурой. Из старого - сохранились "родные", как говорят специалисты, витражи и стекла, камины.
Проходя по залам, Николай Елгазин подмечает недочеты с исторической точки зрения - неправильно оформлены занавесы, серебрение в Белой гостиной смотрится слишком вульгарно, потому что не было искусственно состарено, плохо прочеканено оформление комода, мелковат для этого зала рисунок на полу.
О том, какой процент подлинного здесь сохранился, и то, что мы утрачиваем подлинность исторического здания, специалисты говорить не любят. Ведь если бы особняк не был вовремя передан в частные руки, мы бы вообще его потеряли. Но не потеряли ли мы его сейчас - другой вопрос. Ибо для простых горожан его двери открыты только по таким случаям, как Дни европейского наследия.
От чемпионов до артистов
А вот у особняка на Миллионной судьба совсем другая. Теперь его разделили на части, и в одной из них проходят уроки танцев и работает комитет по физической культуре и спорту, а в другой располагается шикарный ресторан, где отмечают свадьбы - по ценам 50 евро с гостя. Несколько лет назад город выделял средства на реставрацию залов, в том числе и тех, которые арендует ресторан. Экскурсовод была вынуждена долго стучаться в дверь и упрашивать обслуживающий персонал, чтобы те позволили экскурсантам на минуточку заглянуть в их хоромы.
Здесь старинные залы тоже восстанавливали реставраторы. В парадных помещениях проходят обычные заседания комитета. Кабинет председателя, где сосредоточены основные красоты, не открыли для экскурсантов даже на этот день, а в створке камина корреспондент "НВ" с удивлением обнаружила две бутылки из-под водки. Полы, уставленные растяжками с именами знаменитых спортсменов, моет и подметает уборщица, а с лестницы у раздевалки доносится гогот спортсменов.
Гораздо больше повезло особняку барона фон Дервиза - теперь там театр "Санкт-Петербург Опера". Режиссер Юрий Александров заботится о наконец-то обретенном для театра доме больше, чем о своем собственном, с горечью вспоминая, сколько мусора было вывезено отсюда при переезде, сколько труда реставраторов затрачено. Зато теперь его театр с великолепным гротом, Мавританской и Кленовой гостиными - самый красивый в городе.
В нашем городе еще очень много прекрасных особняков. Если пройтись по улицам, каждое старинное здание может таить в себе следы прошлых эпох. Открывать достояние города его жителям просто необходимо. Быть может, тогда мы начнем чуть больше ценить наш город, и бросить бумажку у дворца будет гораздо сложнее, чем просто у запыленного дома, где неизвестно что внутри.
Алина ЦИОПА