Культура
ИРИНА АПЕКСИМОВА: "НАДОЕЛО ИГРАТЬ СТЕРВ"
27 сентября
Так порой бывает: сыграет актер роль ярко и талантливо - и людская молва уже наделяет своего кумира чертами воплощенного на экране героя. Актрисе Ирине Апексимовой в этом плане достается как-то уж особенно сильно. Таким количеством эпитетов и характеристик со стороны поклонников и журналистов могут похвастать далеко не многие российские актеры. "Женщина-вамп", "холодная и неприступная", "самая неулыбчивая актриса" - вот далеко не полный перечень звучащих в адрес Апексимовой "комплиментов"...
- Не так давно один молодой человек усиленно пытался привлечь к себе мое внимание, говорил, что сошел с ума от фильма "День рождения буржуя", - говорит актриса. - Даже дочку хотел назвать именем главной героини. Я говорила: "Отстаньте от меня! Я совсем не Амина! Я - другой человек!" Какой? Другой! Но это остается лишь для меня и моих близких.
ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЕАТР
Некоторое время Апексимова практически не снималась, полностью сосредоточившись на театре. Своем собственном. Пять лет назад она организовала театральную компанию "Бал Аст", заставив говорить о себе не только как о талантливой актрисе, но и как об успешной бизнес-леди.
- Конкуренция просто сумасшедшая! - восклицает Апексимова. - Не говоря о государственных театрах, антреприз немыслимое количество. Просто откройте афишу с расписанием спектаклей - ведь с ума можно сойти!
- Мужчины не зажимают женщину в театральном бизнесе?
- Нет, никто никого не зажимает. Но в последнее время почему-то так получается, что с женщинами работать вернее. С теми, кто сам чем-то занимается. Во всяком случае, меня за всю жизнь не надувала ни одна женщина. Мужики же кидали столько раз!
- Хотя обычно, говорят, наоборот...
- Казалось бы, да! Но так получается в жизни...
- А чем вам в условиях жесточайшей конкуренции приходится завоевывать зрителя? Усиленной рекламой?
- Нет, она стоит невероятных денег, а у меня нет богатых спонсоров и каких-то сумасшедших инвесторов. Все спектакли я делала, можно сказать, на свои деньги, брала кредиты, потом их возвращала... Так что я не могу тратить огромные суммы на рекламу. Стараюсь, как мне кажется, брать качеством: материалом, репертуаром, режиссером...
- ...Ну и, наверное, известными актерами?
- Среди антрепренеров существует термин "обезьяна". Нередко можно услышать: "Сколько обезьян у тебя в спектакле?" То есть узнаваемых актеров, на которых зритель пойдет тупо при любых условиях. У меня таких никогда особо не было. Самый "обезьяний" спектакль - "Веселые ребята", где заняты Дима Харатьян, Ирина Богушевская, Альберт Филозов. Но не потому, что они известные актеры, а потому, что именно они должны были это делать.
- Режиссера вы приглашаете?
- Да.
- А актеров выбирает он или вы?
- В зависимости от режиссера. С Романом Виктюком я делала два спектакля, так вот ему бесполезно что-либо диктовать. Что скажет, то и будет. "Даму с камелиями" делали с Николаем Скориком, и с ним мы решали такие вопросы вместе, поскольку он прекрасно понимает: от того, какие артисты, зависит и гонорар, и моя возможность его платить. В работе над "Веселыми ребятами" с Виктором Крамером тоже решали все на основе партнерских отношений, советуясь при выборе.
- Сейчас антреприза - доходное дело, или же хватает только на хлеб без масла?
- Раз на раз не приходится. Бывает и такое, что я вкладываю свои деньги за гонорар артистам, если не проданы билеты.
- И от чего зависит прибыль?
- К сожалению, не от спектакля и его качества. Это какая-то очень странная вещь. В какие-то периоды зрители ходят на такое фуфло, когда даже стыдно в зале сидеть. И при этом аншлаги. Многое зависит от людей, которые продают билеты. Умение продавать - отдельная профессия, которой я, к сожалению, не владею.
НАДОЕВШИЙ ПЕРВЫЙ ПЛАН
Вскоре после довольно продолжительного перерыва зрители вновь увидят
Апексимову на телеэкранах. В этом году актриса снялась в двух сериалах - "Полонез Кречинского", который вскоре будет показан на одном из центральных каналов, и "Сыщик Путилин". До того же Ирине, полностью сосредоточившейся на театре, приходилось отказываться от многих ролей.
- Сейчас я об этом очень жалею, - признается актриса. - Ведь в какой-то момент меня просто перестали звать. Сейчас снова снимаюсь... Что предлагают? Да в принципе одно и то же. Одного уровня, мягко говоря, среднего - и драматургия, и режиссеры. Но ничего не поделаешь, потому что сниматься все равно надо. Вот не так давно мне прислали сценарий очередного фильма. Я сразу стала читать синопсис, а не письмо, где мне предлагалась конкретная роль. Читаю, ищу, кого бы я смогла сыграть. Вижу описание одной из героинь: "Суперстерва, основное зло фильма, любовница того-то, жена этого". Думаю: "А ну-ка, проверим, кого же мне предлагают сыграть!" Ну конечно же, эту суперстерву!
- А хочется-то чего?
- Мне надоело играть один лишь первый план. Надоело играть просто "плохую". Вот, мол, Апексимова у нас черная, поэтому она у нас играет стерв и сволочей! Я с удовольствием буду играть стерву и сволочь, но если она при этом может быть смешной, трогательной, обаятельной. Чтобы этот образ был не просто фанерой, а многослойным деревом. Хочется играть сложные роли...
ПРОСТО МАМА И ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Возвращения Ирины из частых гастрольных поездок дома ждет ее 12-летняя дочь Даша.
- Когда я в Москве, я всегда отвожу ее утром в школу, - говорит Апексимова. - Это моя обязанность. Школа у нас вполне обычная. Помимо нее - занятия балетом в Академии хореографии.
- Балет был чьим выбором?
- Изначально моим. Это моя собственная детская мечта. Но меня мама не пустила учиться в Академию хореографии, хотя я туда и поступила, поскольку в то время мы жили не в Москве. Мои отношения с балетом на этом и закончились. Несколько лет назад у нас было совместное интервью с Геной Тарандой (Гедиминас Таранда, руководитель труппы "Имперский русский балет". - Прим. авт.). И Даша, которая присутствовала на этом мероприятии, совершенно в него влюбилась! Ей тогда было лет шесть, а Таранда как раз в это время открыл детскую школу. И мы пошли туда, к Таранде, у которого Даша танцевала четыре года. Естественно, в каждой так называемой интеллигентной семье девочка должна играть на пианино, танцевать и знать языки. Даша училась в английской школе, в музыкальной и занималась балетом у Таранды. Музыкальная школа была в одном конце города, балет - в другом. Эта постоянная езда по Москве была просто ужасом! И когда Даша пожаловалась, что больше так не может, я сказала: "Девочка моя, выбирай: или балет, или музыка". Она выбрала балет. На это я ответила: "В таком случае это должно быть профессионально". После чего мы поступили в Академию хореографии.
- Быть юной балериной - это, по мнению сторонних наблюдателей, постоянный стресс и для самой девочки, и для ее родителей. Эти регулярные взвешивания, голодания...
- Да, все время взвешиваемся, постоянно стараемся худеть. Но я отношусь к этому спокойно. Я не из разряда сумасшедших мам, которые у академии днюют и ночуют. У них там целая коалиция! Я же не хочу превращаться в фанатку чего-либо, потому что в итоге Даше выбирать, будет она балериной или нет.
- Мама для Даши - это объект для подражания, предмет гордости или же просто мама?
- Когда-то я была просто мамой и даже несколько обижалась на это, потому что Даша никогда не смотрела мои телевизионные работы. Ей это было абсолютно неинтересно. Сейчас же я замечаю, что она в чем-то меня копирует, пытается мне подражать, причем иногда переплевывая, гипертрофируя какие-то мелочи. Что вы хотите? Переходный возраст!
- Сейчас-то она смотрит телевизор?
- По крайней мере заглядывает, что там происходит.
- А какие-то замечания и пожелания высказывает?
- Никогда в жизни!
- На отсутствие работы вам жаловаться не приходится. А что помимо семьи является переключением и отдыхом от нее?
- При всем том, что я много ною и говорю, какая ужасная и зависимая профессия "артист", какая это мерзость чудовищная, я все равно безумно счастлива в этой профессии! И мне не интересно ничто другое. Если же отдыхать, то мне безумно нравится это делать в Лондоне, Италии, где я просто хожу по улицам, смотрю на дома и захожу в какие-то магазины...
Анна КОСТРОВА
- Не так давно один молодой человек усиленно пытался привлечь к себе мое внимание, говорил, что сошел с ума от фильма "День рождения буржуя", - говорит актриса. - Даже дочку хотел назвать именем главной героини. Я говорила: "Отстаньте от меня! Я совсем не Амина! Я - другой человек!" Какой? Другой! Но это остается лишь для меня и моих близких.
ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЕАТР
Некоторое время Апексимова практически не снималась, полностью сосредоточившись на театре. Своем собственном. Пять лет назад она организовала театральную компанию "Бал Аст", заставив говорить о себе не только как о талантливой актрисе, но и как об успешной бизнес-леди.
- Конкуренция просто сумасшедшая! - восклицает Апексимова. - Не говоря о государственных театрах, антреприз немыслимое количество. Просто откройте афишу с расписанием спектаклей - ведь с ума можно сойти!
- Мужчины не зажимают женщину в театральном бизнесе?
- Нет, никто никого не зажимает. Но в последнее время почему-то так получается, что с женщинами работать вернее. С теми, кто сам чем-то занимается. Во всяком случае, меня за всю жизнь не надувала ни одна женщина. Мужики же кидали столько раз!
- Хотя обычно, говорят, наоборот...
- Казалось бы, да! Но так получается в жизни...
- А чем вам в условиях жесточайшей конкуренции приходится завоевывать зрителя? Усиленной рекламой?
- Нет, она стоит невероятных денег, а у меня нет богатых спонсоров и каких-то сумасшедших инвесторов. Все спектакли я делала, можно сказать, на свои деньги, брала кредиты, потом их возвращала... Так что я не могу тратить огромные суммы на рекламу. Стараюсь, как мне кажется, брать качеством: материалом, репертуаром, режиссером...
- ...Ну и, наверное, известными актерами?
- Среди антрепренеров существует термин "обезьяна". Нередко можно услышать: "Сколько обезьян у тебя в спектакле?" То есть узнаваемых актеров, на которых зритель пойдет тупо при любых условиях. У меня таких никогда особо не было. Самый "обезьяний" спектакль - "Веселые ребята", где заняты Дима Харатьян, Ирина Богушевская, Альберт Филозов. Но не потому, что они известные актеры, а потому, что именно они должны были это делать.
- Режиссера вы приглашаете?
- Да.
- А актеров выбирает он или вы?
- В зависимости от режиссера. С Романом Виктюком я делала два спектакля, так вот ему бесполезно что-либо диктовать. Что скажет, то и будет. "Даму с камелиями" делали с Николаем Скориком, и с ним мы решали такие вопросы вместе, поскольку он прекрасно понимает: от того, какие артисты, зависит и гонорар, и моя возможность его платить. В работе над "Веселыми ребятами" с Виктором Крамером тоже решали все на основе партнерских отношений, советуясь при выборе.
- Сейчас антреприза - доходное дело, или же хватает только на хлеб без масла?
- Раз на раз не приходится. Бывает и такое, что я вкладываю свои деньги за гонорар артистам, если не проданы билеты.
- И от чего зависит прибыль?
- К сожалению, не от спектакля и его качества. Это какая-то очень странная вещь. В какие-то периоды зрители ходят на такое фуфло, когда даже стыдно в зале сидеть. И при этом аншлаги. Многое зависит от людей, которые продают билеты. Умение продавать - отдельная профессия, которой я, к сожалению, не владею.
НАДОЕВШИЙ ПЕРВЫЙ ПЛАН
Вскоре после довольно продолжительного перерыва зрители вновь увидят
Апексимову на телеэкранах. В этом году актриса снялась в двух сериалах - "Полонез Кречинского", который вскоре будет показан на одном из центральных каналов, и "Сыщик Путилин". До того же Ирине, полностью сосредоточившейся на театре, приходилось отказываться от многих ролей.
- Сейчас я об этом очень жалею, - признается актриса. - Ведь в какой-то момент меня просто перестали звать. Сейчас снова снимаюсь... Что предлагают? Да в принципе одно и то же. Одного уровня, мягко говоря, среднего - и драматургия, и режиссеры. Но ничего не поделаешь, потому что сниматься все равно надо. Вот не так давно мне прислали сценарий очередного фильма. Я сразу стала читать синопсис, а не письмо, где мне предлагалась конкретная роль. Читаю, ищу, кого бы я смогла сыграть. Вижу описание одной из героинь: "Суперстерва, основное зло фильма, любовница того-то, жена этого". Думаю: "А ну-ка, проверим, кого же мне предлагают сыграть!" Ну конечно же, эту суперстерву!
- А хочется-то чего?
- Мне надоело играть один лишь первый план. Надоело играть просто "плохую". Вот, мол, Апексимова у нас черная, поэтому она у нас играет стерв и сволочей! Я с удовольствием буду играть стерву и сволочь, но если она при этом может быть смешной, трогательной, обаятельной. Чтобы этот образ был не просто фанерой, а многослойным деревом. Хочется играть сложные роли...
ПРОСТО МАМА И ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Возвращения Ирины из частых гастрольных поездок дома ждет ее 12-летняя дочь Даша.
- Когда я в Москве, я всегда отвожу ее утром в школу, - говорит Апексимова. - Это моя обязанность. Школа у нас вполне обычная. Помимо нее - занятия балетом в Академии хореографии.
- Балет был чьим выбором?
- Изначально моим. Это моя собственная детская мечта. Но меня мама не пустила учиться в Академию хореографии, хотя я туда и поступила, поскольку в то время мы жили не в Москве. Мои отношения с балетом на этом и закончились. Несколько лет назад у нас было совместное интервью с Геной Тарандой (Гедиминас Таранда, руководитель труппы "Имперский русский балет". - Прим. авт.). И Даша, которая присутствовала на этом мероприятии, совершенно в него влюбилась! Ей тогда было лет шесть, а Таранда как раз в это время открыл детскую школу. И мы пошли туда, к Таранде, у которого Даша танцевала четыре года. Естественно, в каждой так называемой интеллигентной семье девочка должна играть на пианино, танцевать и знать языки. Даша училась в английской школе, в музыкальной и занималась балетом у Таранды. Музыкальная школа была в одном конце города, балет - в другом. Эта постоянная езда по Москве была просто ужасом! И когда Даша пожаловалась, что больше так не может, я сказала: "Девочка моя, выбирай: или балет, или музыка". Она выбрала балет. На это я ответила: "В таком случае это должно быть профессионально". После чего мы поступили в Академию хореографии.
- Быть юной балериной - это, по мнению сторонних наблюдателей, постоянный стресс и для самой девочки, и для ее родителей. Эти регулярные взвешивания, голодания...
- Да, все время взвешиваемся, постоянно стараемся худеть. Но я отношусь к этому спокойно. Я не из разряда сумасшедших мам, которые у академии днюют и ночуют. У них там целая коалиция! Я же не хочу превращаться в фанатку чего-либо, потому что в итоге Даше выбирать, будет она балериной или нет.
- Мама для Даши - это объект для подражания, предмет гордости или же просто мама?
- Когда-то я была просто мамой и даже несколько обижалась на это, потому что Даша никогда не смотрела мои телевизионные работы. Ей это было абсолютно неинтересно. Сейчас же я замечаю, что она в чем-то меня копирует, пытается мне подражать, причем иногда переплевывая, гипертрофируя какие-то мелочи. Что вы хотите? Переходный возраст!
- Сейчас-то она смотрит телевизор?
- По крайней мере заглядывает, что там происходит.
- А какие-то замечания и пожелания высказывает?
- Никогда в жизни!
- На отсутствие работы вам жаловаться не приходится. А что помимо семьи является переключением и отдыхом от нее?
- При всем том, что я много ною и говорю, какая ужасная и зависимая профессия "артист", какая это мерзость чудовищная, я все равно безумно счастлива в этой профессии! И мне не интересно ничто другое. Если же отдыхать, то мне безумно нравится это делать в Лондоне, Италии, где я просто хожу по улицам, смотрю на дома и захожу в какие-то магазины...
Анна КОСТРОВА