Культура
ГАВРИИЛ ЛАГЕЙ: "МЫ НАДУВАЕМ ШАРИК НЕ ТЕМ ГАЗОМ"
28 сентября
Судьбу Гавриила Лагея в западной прессе часто называют "американской мечтой". Мальчик, выросший в ненецком чуме, мог бы стать оленеводом, как его отец. Но Бог дал ему не только талант, но и упорство в достижении самых, казалось бы, фантастических целей, поэтому сегодня оперному певцу Гавриилу Лагею рукоплещут зрители театров всего мира. Россию же своими выступлениями он не балует, и на то у певца есть причины...
ГЛАВНОЕ - НЕ ЛИЦО
Особую роль в судьбе будущего оперного баритона сыграл... патефон. Его подарили отцу Гавриила, лучшему оленеводу в поселке.
- Но я разбил почти все пластинки, оставив лишь три, - вспоминает Лагей. - Уже потом узнал, что это были записи Шаляпина, Лидии Руслановой и старинного "Марша егерского полка". Почему-то именно они понравились мне больше всего. Эти пластинки и стали моими первыми познаниями музыки, хотя тогда я знал лишь отдельные русские слова.
В пять лет, когда погибли родители, он остался круглым сиротой. Через год оказался в интернате, где его заметила учительница музыки, разглядевшая в голосистом мальчугане талант. Вскоре Гавриил стал непременным участником всех праздников, проводившихся в интернате, а уже к 15 годам объездил с концертами практически весь СССР.
- После девятого класса поехал в Киров поступать в музыкальное училище, - рассказывает певец. - Было очень сложно. За два месяца пришлось все выучить - ведь я даже нотной грамоты толком не знал! Но в итоге поступил. Вставал в пять утра, шел пешком через весь город и лишь часов в десять вечера выходил из училища. Если же мне нужно было отдохнуть, я летел домой в тундру. Наемся оленины, строганины - и обратно.
После училища, которое Гавриил закончил сразу по двум отделениям - дирижерско-хоровому и вокальному, - его призвали в армию. C год посидев за баранкой боевой машины пехоты и получив звание гвардии сержанта, Лагей был переведен в Москву в ансамбль песни и пляски.
- До двух часов я был на службе, а потом шел заниматься в студию при Большом театре, - продолжает певец. - И мои преподаватели посоветовали: "Если хочешь чему-то научиться, поезжай в Ленинград. Там еще остались маститые педагоги".
Лагей поступил в Ленинградскую консерваторию. Тут-то его судьба могла бы резко измениться, поскольку на горизонте замаячила перспектива стать эстрадной звездой. Заманчивое предложение сделал певец Николай Кола-Бельды, снискавший популярность в масштабах страны после исполнения песни "Увезу тебя я в тундру". Но Гавриил отказался.
- Для меня тогда было неважно, буду ли узнаваемым, - убеждает Лагей. - А важно лишь то, какой продукт ты выдаешь.
По окончании Консерватории Гавриил неожиданно для многих предпочел не связывать себя с одним театром. Сейчас он выступает на самых разных сценах по всему миру.
- Ни одна концертная организация, ни один театр не может сказать: "Это наш певец", - поясняет Гавриил. - Солистов много, а я предпочитаю быть самим собой. Если ты интересен хотя бы сотне человек, если это тебя как-то кормит - уже хорошо.
ТЯЖЕЛОЕ РОЖДЕНИЕ "ФИГАРО"
В России о Лагее заговорили после выхода в свет сингла "Фигаро". К работе над знаменитой оперной арией певец привлек финского рэппера Томми из Don Johnson Big Band, группу "Deadушки" и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Лагею удалось сделать то, чего хотели многие, но так и не смогли. Россини зазвучал по-современному, но не превратился в попсовый ремикс. Классика осталась классикой!
Весной наш герой выпустил новый диск "Ненец", куда вошли десять разнообразных по стилю композиций, начиная от арии Фигаро и русского романса и заканчивая роком. Песня в таком "непривычном" для оперного баритона стиле была написана специально для Гавриила.
- Записывались в Петербурге, что-то делали в Швейцарии, национальные песни - в Тюменской области, - говорит певец. - Сбылась моя мечта: я презентовал этот диск оленеводам двух самых дальних поселков Ямало-Ненецкого автономного округа. Земляки были в восторге!
Сейчас Гавриил "замахнулся" на Пуччини. Давно бы появился и сингл, и новый клип. Благо что есть инвесторы, заинтересованные в появлении такой высококлассной продукции. Но вся проблема в отсутствии хороших аранжировщиков.
- Именно поэтому и "Фигаро" рождался тяжело, - поясняет Лагей. - Там такт забыли, там симфоническую строчку. А это классика - ее менять нельзя! И ведь после "Фигаро" никто ничего подобного не сделал - в эфире опера так и не появилась! Аранжировщики в России зачастую даже музыкальной грамоты не знают. Купили аппаратуру, есть студия крутая, а темы нет. И такое происходит не только в музыке. В последнее время мы стали страной понтов. Много надуваем шарик, да не тем газом. Да, у нас может быть много денег, нефти, но суть ведь не в этом. Она - во внутреннем наполнении. А у нас один оскал остался...
"ПОНАЕХАЛИ ТУТ!"
В Петербурге Гавриил в последнее время появляется редко. Да и вообще в России практически не выступает, хотя зовут часто.
- Позиционировать себя хорошо, когда люди вокруг сытые, довольные и не ущербные, - рассуждает певец. - А когда народ озлоблен, когда процветает национализм... Меня ведь в России практически каждый день останавливают. К счастью, пока только милиция для проверки документов. Когда говорю, что из России, часто отвечают: "Знаем мы вас, все вы из России! Понаехали тут!" И что, я должен при этом выходить на сцену и нести прекрасное? Я хочу выступать там, где ко мне относятся как к равноправному. Пока же в своей стране я чувствую себя не очень комфортно...
КНИГА
НЕ КАК У МАДОННЫ
В прошлом году в одном из парижских книжных магазинов Гавриил Лагей неожиданно для себя увидел книгу "Ненцы". С огромным количеством страниц, в хорошем переплете. В России-то не встретишь подобных изданий, посвященных народам Крайнего Севера! Однако содержание книги совершенно не соответствовало форме.
- Все передернуто, как собственно и вся история России, фамилии многих людей исковерканы, - возмущается Гавриил. - Ненцы показаны в неприглядном виде. И тогда я решил хоть немного изменить представление о коренных народах русского Севера и написать более правдивую книгу на основе своих детских воспоминаний. Она отражает восприятие ребенком, живущим в тундре, окружающего мира, его мысли о природе, окружающих, разных обычаях, буровиках...
Книжка в форме коротких новелл оказалась интересной и детям, и тем, кто давно вышел из детского возраста. Перед сдачей в набор ее читали в нескольких питерских детсадах ребятне, понятия не имеющей о том, что такое чум, ягель, тундра. После чего дети стали играть в зайчика - героя одной из новелл.
- Нет, это отнюдь не подражание Мадонне, - уверяет Лагей. - Она написала книги детских сказок, полностью придуманных. А тут - реальная жизнь.
Анна КОСТРОВА
ГЛАВНОЕ - НЕ ЛИЦО
Особую роль в судьбе будущего оперного баритона сыграл... патефон. Его подарили отцу Гавриила, лучшему оленеводу в поселке.
- Но я разбил почти все пластинки, оставив лишь три, - вспоминает Лагей. - Уже потом узнал, что это были записи Шаляпина, Лидии Руслановой и старинного "Марша егерского полка". Почему-то именно они понравились мне больше всего. Эти пластинки и стали моими первыми познаниями музыки, хотя тогда я знал лишь отдельные русские слова.
В пять лет, когда погибли родители, он остался круглым сиротой. Через год оказался в интернате, где его заметила учительница музыки, разглядевшая в голосистом мальчугане талант. Вскоре Гавриил стал непременным участником всех праздников, проводившихся в интернате, а уже к 15 годам объездил с концертами практически весь СССР.
- После девятого класса поехал в Киров поступать в музыкальное училище, - рассказывает певец. - Было очень сложно. За два месяца пришлось все выучить - ведь я даже нотной грамоты толком не знал! Но в итоге поступил. Вставал в пять утра, шел пешком через весь город и лишь часов в десять вечера выходил из училища. Если же мне нужно было отдохнуть, я летел домой в тундру. Наемся оленины, строганины - и обратно.
После училища, которое Гавриил закончил сразу по двум отделениям - дирижерско-хоровому и вокальному, - его призвали в армию. C год посидев за баранкой боевой машины пехоты и получив звание гвардии сержанта, Лагей был переведен в Москву в ансамбль песни и пляски.
- До двух часов я был на службе, а потом шел заниматься в студию при Большом театре, - продолжает певец. - И мои преподаватели посоветовали: "Если хочешь чему-то научиться, поезжай в Ленинград. Там еще остались маститые педагоги".
Лагей поступил в Ленинградскую консерваторию. Тут-то его судьба могла бы резко измениться, поскольку на горизонте замаячила перспектива стать эстрадной звездой. Заманчивое предложение сделал певец Николай Кола-Бельды, снискавший популярность в масштабах страны после исполнения песни "Увезу тебя я в тундру". Но Гавриил отказался.
- Для меня тогда было неважно, буду ли узнаваемым, - убеждает Лагей. - А важно лишь то, какой продукт ты выдаешь.
По окончании Консерватории Гавриил неожиданно для многих предпочел не связывать себя с одним театром. Сейчас он выступает на самых разных сценах по всему миру.
- Ни одна концертная организация, ни один театр не может сказать: "Это наш певец", - поясняет Гавриил. - Солистов много, а я предпочитаю быть самим собой. Если ты интересен хотя бы сотне человек, если это тебя как-то кормит - уже хорошо.
ТЯЖЕЛОЕ РОЖДЕНИЕ "ФИГАРО"
В России о Лагее заговорили после выхода в свет сингла "Фигаро". К работе над знаменитой оперной арией певец привлек финского рэппера Томми из Don Johnson Big Band, группу "Deadушки" и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Лагею удалось сделать то, чего хотели многие, но так и не смогли. Россини зазвучал по-современному, но не превратился в попсовый ремикс. Классика осталась классикой!
Весной наш герой выпустил новый диск "Ненец", куда вошли десять разнообразных по стилю композиций, начиная от арии Фигаро и русского романса и заканчивая роком. Песня в таком "непривычном" для оперного баритона стиле была написана специально для Гавриила.
- Записывались в Петербурге, что-то делали в Швейцарии, национальные песни - в Тюменской области, - говорит певец. - Сбылась моя мечта: я презентовал этот диск оленеводам двух самых дальних поселков Ямало-Ненецкого автономного округа. Земляки были в восторге!
Сейчас Гавриил "замахнулся" на Пуччини. Давно бы появился и сингл, и новый клип. Благо что есть инвесторы, заинтересованные в появлении такой высококлассной продукции. Но вся проблема в отсутствии хороших аранжировщиков.
- Именно поэтому и "Фигаро" рождался тяжело, - поясняет Лагей. - Там такт забыли, там симфоническую строчку. А это классика - ее менять нельзя! И ведь после "Фигаро" никто ничего подобного не сделал - в эфире опера так и не появилась! Аранжировщики в России зачастую даже музыкальной грамоты не знают. Купили аппаратуру, есть студия крутая, а темы нет. И такое происходит не только в музыке. В последнее время мы стали страной понтов. Много надуваем шарик, да не тем газом. Да, у нас может быть много денег, нефти, но суть ведь не в этом. Она - во внутреннем наполнении. А у нас один оскал остался...
"ПОНАЕХАЛИ ТУТ!"
В Петербурге Гавриил в последнее время появляется редко. Да и вообще в России практически не выступает, хотя зовут часто.
- Позиционировать себя хорошо, когда люди вокруг сытые, довольные и не ущербные, - рассуждает певец. - А когда народ озлоблен, когда процветает национализм... Меня ведь в России практически каждый день останавливают. К счастью, пока только милиция для проверки документов. Когда говорю, что из России, часто отвечают: "Знаем мы вас, все вы из России! Понаехали тут!" И что, я должен при этом выходить на сцену и нести прекрасное? Я хочу выступать там, где ко мне относятся как к равноправному. Пока же в своей стране я чувствую себя не очень комфортно...
КНИГА
НЕ КАК У МАДОННЫ
В прошлом году в одном из парижских книжных магазинов Гавриил Лагей неожиданно для себя увидел книгу "Ненцы". С огромным количеством страниц, в хорошем переплете. В России-то не встретишь подобных изданий, посвященных народам Крайнего Севера! Однако содержание книги совершенно не соответствовало форме.
- Все передернуто, как собственно и вся история России, фамилии многих людей исковерканы, - возмущается Гавриил. - Ненцы показаны в неприглядном виде. И тогда я решил хоть немного изменить представление о коренных народах русского Севера и написать более правдивую книгу на основе своих детских воспоминаний. Она отражает восприятие ребенком, живущим в тундре, окружающего мира, его мысли о природе, окружающих, разных обычаях, буровиках...
Книжка в форме коротких новелл оказалась интересной и детям, и тем, кто давно вышел из детского возраста. Перед сдачей в набор ее читали в нескольких питерских детсадах ребятне, понятия не имеющей о том, что такое чум, ягель, тундра. После чего дети стали играть в зайчика - героя одной из новелл.
- Нет, это отнюдь не подражание Мадонне, - уверяет Лагей. - Она написала книги детских сказок, полностью придуманных. А тут - реальная жизнь.
Анна КОСТРОВА