Северо-Запад
ГУБЕРНАТОР АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НИКОЛАЙ КИСЕЛЕВ: "МЫ ИГРАЕМ ПО ЗАДАННЫМ ПРАВИЛАМ"
30 сентября
- Самый острый политический вопрос на сегодня - как идет переговорный процесс по подписанию договора с Ненецким автономным округом?
- Работает комиссия. Может, не так активно, как хотелось бы. Но как только решится вопрос по выпадающим деньгам, договор может быть очень быстро подписан. Дело в том, что Минфин при формировании бюджета на 2007 год сделал расчет налогового потенциала Архангельской области и Ненецкого округа вместе. И это привело к уменьшению финансирования для Архангельской области из Фонда федеральной поддержки регионов. Мы, со своей стороны, вынуждены вести переговоры с НАО прежде всего не на предмет распределения полномочий, а с тем, чтобы вернуть в наш бюджет два выпадающих миллиарда. Сложившаяся ситуация по объединению налоговых потоков потребовала дополнительных консультаций в Минфине - с помощью Алексея Кудрина, полпреда Ильи Клебанова удалось уйти от принципиальных разногласий, выявленных при подготовке договора на 2007 год. Остались детали и цифры. Надеюсь, мы договоримся на обоюдовыгодных условиях.
- Вы один из сторонников слияния области и НАО. Именно вы предложили объединить референдум по интеграции регионов с выборами в Госдуму в 2007 году. Насколько реально проведение референдума в 2007 году? Заложены ли в бюджет деньги на эти цели?
- Окончательный выбор за людьми - и население обеих территорий должно видеть в объединении прежде всего экономическую выгоду для себя. Сейчас же для нас важно формирование бюджета и взаимопонимание с администрацией Ненецкого округа. Интеграционный процесс фактически начался, и если не чинить дополнительных препятствий на его пути, он может скоро завершиться. Однако, вместо того чтобы плотно заниматься объединением, мы вынуждены отвлекаться на посторонние вопросы.
- Николай Иванович, как на территории Архангельской области идет реализация национальных проектов?
- В целом я доволен ходом работы в сфере здравоохранения и образования, все идет четко по плану. Получено новое оборудование для больниц. К новому учебному году несколько школ в районах распахнули двери для детей. Закончено строительство школы-долгостроя в Онеге, длившееся около 15 лет.
"Доступное жилье" из всех национальных проектов, пожалуй, самый сложный и движется крайне медленно. Причины, препятствующие быстрому строительству, общеизвестны. Для их устранения готовятся изменения в законодательстве. Но сложность заключается еще и в том, что в регионе потенциал инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, практически исчерпан. Нужны новые, подготовленные под застройку площадки. Но где найти инвестора, который бы привлек финансы для прокладки сетей, установил подстанции, построил котельные на земельном участке приличной площади? Если в процесс не включится государство, не будет компенсировать инфраструктурные затраты, о доступности жилья говорить преждевременно. Кроме того, в тень нацпроекта отошла не менее важная программа "Ветхое жилье". Смешные деньги - порядка 15-20 миллионов в год - выделяются одинаково всем субъектам Федерации на ликвидацию старого жилфонда. При нынешних ценах и объеме ветхого жилья (в том числе и в больших городах Северо-Запада) эти деньги не способны что-либо решить. В бюджете Архангельской области, например, на программу "Ветхое жилье" выделено в текущем году 200 миллионов.
- А вообще, насколько сейчас региональный бюджет зависит от дотаций из федерального центра?
- Менее чем на четверть. И мог бы не зависеть вовсе. Но это непозволительно при сегодняшней системе распределения налогов. На мой взгляд, абсолютно неправильное отношение расчетов по лесному и ряду других налогов. Возьмем для примера Архангельскую область с ее высоким промышленным потенциалом, в том числе лесной отраслью. Все лесные налоги уходят в центр, при этом не администрируются из Москвы. Попённая плата (денежные суммы, поступающие в местный бюджет от лесозаготовительных организаций. - Прим. авт.) для федерального бюджета не такие уж серьезные деньги, но они важны для регионов. И при профицитном федеральном бюджете субъекты вынуждены просить субвенции у Минфина. Но что поделать, мы вынуждены играть по назначенным нам правилам.
- Николай Иванович, как вы, будучи президентом межрегиональной ассоциации "Северо-Запад", оцените инвестиционную привлекательность Архангельской области?
- У нас много интересных объектов для инвестирования. Германская компания "Кнауф" готова вложить около 15 миллионов долларов в разработку месторождения гипса в Холмогорском районе, немецкий концерн "Базальт" в этом году намерен осваивать месторождения базальтов в Плесецком районе. Готовится модернизация Котласского ЦБК, куда запланировано привлечь более ста миллионов долларов. Но пока на инвестиционный климат влияют сложнейшие инфраструктурные проблемы, решение которых могло бы дать дополнительную динамику инвестиционной политике. Это прежде всего энергетика. Эта отрасль, к сожалению, работает на мазутном топливе. Мы сжигаем в год более миллиона тонн мазута, цены на который в течение только прошлого отопительного сезона удвоились. Безусловно, все наши инвестиционные программы, с учетом того, что на правительственном уровне не принимается решение по рыночному регулированию цены на мазут, могут оказаться нерентабельными. Кроме того, в Архангельской области втрое уменьшилось финансирование строительства и содержания дорог. Ликвидация Дорожного фонда три года назад привела к резкому сокращению строительства дорог во всех субъектах. И это, кстати, еще один вопрос к системе взаимоотношений между центром и регионами. На президиуме Госсовета все губернаторы обратились к президенту с просьбой восстановления Дорожного фонда.
- Архангельская область занимает далеко не первое место по экономическим показателям среди регионов СЗФО. Что делается для того, чтобы их улучшить?
- Сейчас доходная часть бюджета стабильно растет более чем на 20 процентов в год. Мы бросаем все силы на развитие инфраструктуры. На территории области реализуется крупнейший проект - строительство газопровода "Нюксеница - Архангельск". Если первый участок газопровода в 147 километров строился более десяти лет, то второй участок в 200 километров проложен всего за год. В итоге уже в ноябре газ придет на космодром Плесецк. Функции области - разводящие сети, модернизация котельных и перевод их на более дешевые виды топлива. В 2007 году в Онежском районе появится крупная котельная мощностью 34 мегаватт, работающая на отходах деревообработки.
- Одна из серьезных проблем области - масштабное усыхание лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги.
- Да. Территории перестойных лесов превышают, по предварительным оценкам, более 2,5 миллиона гектаров. И это действительно экологическая проблема. Все зависящие от администрации области меры предпринимаются. В то же время отсутствие федерального финансирования строительства лесных дорог, стимулирующее рубку усыхающих лесов, заставляет нас дополнительно тратить деньги на борьбу с пожарами и противопожарные мероприятия. Это не по-хозяйски. Кроме того, пораженная древесина не годится к использованию. Совместно с Котласским комбинатом разрабатывается проект строительства предприятия, выпускающего древесно-стружечную плиту из сухого дерева, что послужило бы основой для каркасного домостроения. Это поможет в программе социального жилья. Таким образом, мы решим две задачи.
Беседовала Наталия ЛИЧКОВА
- Работает комиссия. Может, не так активно, как хотелось бы. Но как только решится вопрос по выпадающим деньгам, договор может быть очень быстро подписан. Дело в том, что Минфин при формировании бюджета на 2007 год сделал расчет налогового потенциала Архангельской области и Ненецкого округа вместе. И это привело к уменьшению финансирования для Архангельской области из Фонда федеральной поддержки регионов. Мы, со своей стороны, вынуждены вести переговоры с НАО прежде всего не на предмет распределения полномочий, а с тем, чтобы вернуть в наш бюджет два выпадающих миллиарда. Сложившаяся ситуация по объединению налоговых потоков потребовала дополнительных консультаций в Минфине - с помощью Алексея Кудрина, полпреда Ильи Клебанова удалось уйти от принципиальных разногласий, выявленных при подготовке договора на 2007 год. Остались детали и цифры. Надеюсь, мы договоримся на обоюдовыгодных условиях.
- Вы один из сторонников слияния области и НАО. Именно вы предложили объединить референдум по интеграции регионов с выборами в Госдуму в 2007 году. Насколько реально проведение референдума в 2007 году? Заложены ли в бюджет деньги на эти цели?
- Окончательный выбор за людьми - и население обеих территорий должно видеть в объединении прежде всего экономическую выгоду для себя. Сейчас же для нас важно формирование бюджета и взаимопонимание с администрацией Ненецкого округа. Интеграционный процесс фактически начался, и если не чинить дополнительных препятствий на его пути, он может скоро завершиться. Однако, вместо того чтобы плотно заниматься объединением, мы вынуждены отвлекаться на посторонние вопросы.
- Николай Иванович, как на территории Архангельской области идет реализация национальных проектов?
- В целом я доволен ходом работы в сфере здравоохранения и образования, все идет четко по плану. Получено новое оборудование для больниц. К новому учебному году несколько школ в районах распахнули двери для детей. Закончено строительство школы-долгостроя в Онеге, длившееся около 15 лет.
"Доступное жилье" из всех национальных проектов, пожалуй, самый сложный и движется крайне медленно. Причины, препятствующие быстрому строительству, общеизвестны. Для их устранения готовятся изменения в законодательстве. Но сложность заключается еще и в том, что в регионе потенциал инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, практически исчерпан. Нужны новые, подготовленные под застройку площадки. Но где найти инвестора, который бы привлек финансы для прокладки сетей, установил подстанции, построил котельные на земельном участке приличной площади? Если в процесс не включится государство, не будет компенсировать инфраструктурные затраты, о доступности жилья говорить преждевременно. Кроме того, в тень нацпроекта отошла не менее важная программа "Ветхое жилье". Смешные деньги - порядка 15-20 миллионов в год - выделяются одинаково всем субъектам Федерации на ликвидацию старого жилфонда. При нынешних ценах и объеме ветхого жилья (в том числе и в больших городах Северо-Запада) эти деньги не способны что-либо решить. В бюджете Архангельской области, например, на программу "Ветхое жилье" выделено в текущем году 200 миллионов.
- А вообще, насколько сейчас региональный бюджет зависит от дотаций из федерального центра?
- Менее чем на четверть. И мог бы не зависеть вовсе. Но это непозволительно при сегодняшней системе распределения налогов. На мой взгляд, абсолютно неправильное отношение расчетов по лесному и ряду других налогов. Возьмем для примера Архангельскую область с ее высоким промышленным потенциалом, в том числе лесной отраслью. Все лесные налоги уходят в центр, при этом не администрируются из Москвы. Попённая плата (денежные суммы, поступающие в местный бюджет от лесозаготовительных организаций. - Прим. авт.) для федерального бюджета не такие уж серьезные деньги, но они важны для регионов. И при профицитном федеральном бюджете субъекты вынуждены просить субвенции у Минфина. Но что поделать, мы вынуждены играть по назначенным нам правилам.
- Николай Иванович, как вы, будучи президентом межрегиональной ассоциации "Северо-Запад", оцените инвестиционную привлекательность Архангельской области?
- У нас много интересных объектов для инвестирования. Германская компания "Кнауф" готова вложить около 15 миллионов долларов в разработку месторождения гипса в Холмогорском районе, немецкий концерн "Базальт" в этом году намерен осваивать месторождения базальтов в Плесецком районе. Готовится модернизация Котласского ЦБК, куда запланировано привлечь более ста миллионов долларов. Но пока на инвестиционный климат влияют сложнейшие инфраструктурные проблемы, решение которых могло бы дать дополнительную динамику инвестиционной политике. Это прежде всего энергетика. Эта отрасль, к сожалению, работает на мазутном топливе. Мы сжигаем в год более миллиона тонн мазута, цены на который в течение только прошлого отопительного сезона удвоились. Безусловно, все наши инвестиционные программы, с учетом того, что на правительственном уровне не принимается решение по рыночному регулированию цены на мазут, могут оказаться нерентабельными. Кроме того, в Архангельской области втрое уменьшилось финансирование строительства и содержания дорог. Ликвидация Дорожного фонда три года назад привела к резкому сокращению строительства дорог во всех субъектах. И это, кстати, еще один вопрос к системе взаимоотношений между центром и регионами. На президиуме Госсовета все губернаторы обратились к президенту с просьбой восстановления Дорожного фонда.
- Архангельская область занимает далеко не первое место по экономическим показателям среди регионов СЗФО. Что делается для того, чтобы их улучшить?
- Сейчас доходная часть бюджета стабильно растет более чем на 20 процентов в год. Мы бросаем все силы на развитие инфраструктуры. На территории области реализуется крупнейший проект - строительство газопровода "Нюксеница - Архангельск". Если первый участок газопровода в 147 километров строился более десяти лет, то второй участок в 200 километров проложен всего за год. В итоге уже в ноябре газ придет на космодром Плесецк. Функции области - разводящие сети, модернизация котельных и перевод их на более дешевые виды топлива. В 2007 году в Онежском районе появится крупная котельная мощностью 34 мегаватт, работающая на отходах деревообработки.
- Одна из серьезных проблем области - масштабное усыхание лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги.
- Да. Территории перестойных лесов превышают, по предварительным оценкам, более 2,5 миллиона гектаров. И это действительно экологическая проблема. Все зависящие от администрации области меры предпринимаются. В то же время отсутствие федерального финансирования строительства лесных дорог, стимулирующее рубку усыхающих лесов, заставляет нас дополнительно тратить деньги на борьбу с пожарами и противопожарные мероприятия. Это не по-хозяйски. Кроме того, пораженная древесина не годится к использованию. Совместно с Котласским комбинатом разрабатывается проект строительства предприятия, выпускающего древесно-стружечную плиту из сухого дерева, что послужило бы основой для каркасного домостроения. Это поможет в программе социального жилья. Таким образом, мы решим две задачи.
Беседовала Наталия ЛИЧКОВА