Культура
МАГАЗИН ДЛЯ ПРОДАВЦОВ
03 октября
АМБИЦИОЗНЫЕ МЕЧТЫ СБЫЛИСЬ
Не сказать, чтоб телезрители осиротели, но и для патриотического оптимизма оснований немного. Реальные проблемы жизни петербуржцев и так-то отражались на местном ТВ после его ребрэндинга довольно куцо. Достаточно вспомнить, что итоговую программу Пятого канала "Главное" долгое время вахтенным методом вел москвич Игорь Фесуненко, делавший ударение в названии моста Большеохтинский на "и"... Это было "лицо канала". Но разве ж дело в ударениях! Теперь получается, что в Петербурге - втором городе России - остро встала проблема городского телевидения. Приятно, конечно, что сбываются амбициозные мечты двух-трех телеруководителей и чиновников. Но насколько все это близко мечтам и представлениям рядового петербуржца о своем местном телевидении, никто никого и не спрашивал. Надо признать как факт, что к телезрителю наше телевидение имеет лишь косвенное отношение. Получается почти как в названии замечательного американского фильма про ТВ "Хвост, который вилял собакой"... Лично мне не нравятся магазины для продавцов, я предпочитаю покупать там, где продавцы для покупателей. Но это - если есть выбор между магазинами. ТВ - не магазин. Но оно почему-то для продавцов. То, что было некогда "городским телеканалом", стало просто "интересным бизнес-активом".
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ИСКУССТВО
Ровно 10 лет назад ТВ-окошко с видом на Петербург для зрителей России заколотили наглухо. Была такая политическая необходимость - избавить страну от лишних сквозняков вольнодумства. Как известно, лучшее средство от сквозняков - закрытая форточка. Таким же способом достигаются желаемые рейтинги. Как говорил Михаил Жванецкий, "оставьте на весь дом одно окно - и у него будет самый высокий рейтинг". Технически скромное, но самобытное интеллигентное питерское ТВ отнимало тогда рейтинги у телевизионных федеральных монстров. Его и прихлопнули, несмотря на публичные обещания Борис Ельцина перед лицом питерской интеллигенции не делать этого. Дело прошлое. Время изменилось. Да и питерские интеллигенты стали откровенно бичевать. Бич в простонародии означает "бывший интеллигентный человек". Капитализм мы хоть и не построили, зато он построил всех нас. Телевидение выдержало испытание унификацией и научилось выживать даже в условиях однообразия: новости и основные юмористические шоу состоят, как правило, из перетекающих с канала в канал одинаковых компонентов и персонажей. Обзорную программу о ТВ "Переключая каналы" в шутку, но всерьез стали называть "Переступая канавы". В телеканавах, как правило, прячутся одни и те же гости разных ток-шоу с разных каналов. Телеменеджмент теперь конкурирует не на информационном, а на лицензионном поле. Высшим шиком теперь является покупка лицензий на западные телепрограммы и сценарии телешоу, а также прав показа чужих фильмов. Собственное производство ТВ-программ является нерентабельным. Проще покупать чужое. Как ни дико это прозвучит, но ситуация с телевидением стала в точности похожа не только на футбол, но и на... сельское хозяйство. Выгоднее завозить картошку из Польши, а молочный порошок из Финляндии, чем выращивать овощи и доить коров в Ленинградской области. Говорят, что мы состоим из того, что едим. Стало быть, по внутреннему составу мы уже больше "ляхи" и "чухонцы", чем "питерцы".
МОСКВИЧИ КАК ПИТЕРЦЫ
Вместо забитого наглухо ТВ-окна теперь прорубили не просто "окно в Европу", а тонированный стеклопакет. Запакетировано все действительно по-европейски добротно. Чего-чего, а евроремонты делать у нас научились. И пусть завистники брюзжат, что утеряна самобытность, стиль и почерк и что все телеканалы, как евроофисы, похожи как братья-близнецы. Суть не в этом. Когда нет никакого стиля, евроремонт - тоже стиль. На высоком уровне, о котором прежде питерское ТВ и мечтать не могло, сделано оформление канала: и межпрограммное пространство, и шапки, и отбивки, и анонсы, и прочий нелишний телевизионный антураж. Весь по последней моде затюнингованный бывший городской канал выглядит представительно. Я бы сказал даже гламурно. Однако какой фирмы это изделие, понять пока сложно. Собственно петербургского на телеканале остался минимум. Но я не уверен, что это так уж плохо. Если в городе ничего интересного, кроме эволюции смольнинских чиновников и перезахоронением монарших мощей не происходит, то почему бы не посмотреть общероссийские или московские новости в исполнении московских же питерцев?
Но то, с каким равнодушием взирают петербуржцы на сужение их информационного поля до черной точки на экране, до мышиного писка в радиоэфире, навевает ассоциации. Помните мальчика с сачком из фильма Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"? "А че это вы тут делаете, а? Кино-то давно кончилось"...
Валерий ТАТАРОВ
Не сказать, чтоб телезрители осиротели, но и для патриотического оптимизма оснований немного. Реальные проблемы жизни петербуржцев и так-то отражались на местном ТВ после его ребрэндинга довольно куцо. Достаточно вспомнить, что итоговую программу Пятого канала "Главное" долгое время вахтенным методом вел москвич Игорь Фесуненко, делавший ударение в названии моста Большеохтинский на "и"... Это было "лицо канала". Но разве ж дело в ударениях! Теперь получается, что в Петербурге - втором городе России - остро встала проблема городского телевидения. Приятно, конечно, что сбываются амбициозные мечты двух-трех телеруководителей и чиновников. Но насколько все это близко мечтам и представлениям рядового петербуржца о своем местном телевидении, никто никого и не спрашивал. Надо признать как факт, что к телезрителю наше телевидение имеет лишь косвенное отношение. Получается почти как в названии замечательного американского фильма про ТВ "Хвост, который вилял собакой"... Лично мне не нравятся магазины для продавцов, я предпочитаю покупать там, где продавцы для покупателей. Но это - если есть выбор между магазинами. ТВ - не магазин. Но оно почему-то для продавцов. То, что было некогда "городским телеканалом", стало просто "интересным бизнес-активом".
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ИСКУССТВО
Ровно 10 лет назад ТВ-окошко с видом на Петербург для зрителей России заколотили наглухо. Была такая политическая необходимость - избавить страну от лишних сквозняков вольнодумства. Как известно, лучшее средство от сквозняков - закрытая форточка. Таким же способом достигаются желаемые рейтинги. Как говорил Михаил Жванецкий, "оставьте на весь дом одно окно - и у него будет самый высокий рейтинг". Технически скромное, но самобытное интеллигентное питерское ТВ отнимало тогда рейтинги у телевизионных федеральных монстров. Его и прихлопнули, несмотря на публичные обещания Борис Ельцина перед лицом питерской интеллигенции не делать этого. Дело прошлое. Время изменилось. Да и питерские интеллигенты стали откровенно бичевать. Бич в простонародии означает "бывший интеллигентный человек". Капитализм мы хоть и не построили, зато он построил всех нас. Телевидение выдержало испытание унификацией и научилось выживать даже в условиях однообразия: новости и основные юмористические шоу состоят, как правило, из перетекающих с канала в канал одинаковых компонентов и персонажей. Обзорную программу о ТВ "Переключая каналы" в шутку, но всерьез стали называть "Переступая канавы". В телеканавах, как правило, прячутся одни и те же гости разных ток-шоу с разных каналов. Телеменеджмент теперь конкурирует не на информационном, а на лицензионном поле. Высшим шиком теперь является покупка лицензий на западные телепрограммы и сценарии телешоу, а также прав показа чужих фильмов. Собственное производство ТВ-программ является нерентабельным. Проще покупать чужое. Как ни дико это прозвучит, но ситуация с телевидением стала в точности похожа не только на футбол, но и на... сельское хозяйство. Выгоднее завозить картошку из Польши, а молочный порошок из Финляндии, чем выращивать овощи и доить коров в Ленинградской области. Говорят, что мы состоим из того, что едим. Стало быть, по внутреннему составу мы уже больше "ляхи" и "чухонцы", чем "питерцы".
МОСКВИЧИ КАК ПИТЕРЦЫ
Вместо забитого наглухо ТВ-окна теперь прорубили не просто "окно в Европу", а тонированный стеклопакет. Запакетировано все действительно по-европейски добротно. Чего-чего, а евроремонты делать у нас научились. И пусть завистники брюзжат, что утеряна самобытность, стиль и почерк и что все телеканалы, как евроофисы, похожи как братья-близнецы. Суть не в этом. Когда нет никакого стиля, евроремонт - тоже стиль. На высоком уровне, о котором прежде питерское ТВ и мечтать не могло, сделано оформление канала: и межпрограммное пространство, и шапки, и отбивки, и анонсы, и прочий нелишний телевизионный антураж. Весь по последней моде затюнингованный бывший городской канал выглядит представительно. Я бы сказал даже гламурно. Однако какой фирмы это изделие, понять пока сложно. Собственно петербургского на телеканале остался минимум. Но я не уверен, что это так уж плохо. Если в городе ничего интересного, кроме эволюции смольнинских чиновников и перезахоронением монарших мощей не происходит, то почему бы не посмотреть общероссийские или московские новости в исполнении московских же питерцев?
Но то, с каким равнодушием взирают петербуржцы на сужение их информационного поля до черной точки на экране, до мышиного писка в радиоэфире, навевает ассоциации. Помните мальчика с сачком из фильма Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"? "А че это вы тут делаете, а? Кино-то давно кончилось"...
Валерий ТАТАРОВ