Культура
ВАСИЛИЙ ЛИВАНОВ: "В НАШЕМ ДИКОВАТОМ КАПИТАЛИЗМЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО СИМПАТИЧНОЕ"
04 октября
Легендарный Шерлок Холмс, голос которого знает вся страна, народный артист России Василий Ливанов в нашем городе редкий гость. Совсем недавно он приезжал в Петербург буквально на несколько часов, чтобы получить народный орден "Звезда Созидания". И при этом нашел время для беседы с корреспондентом "НВ".
По две картины в год!
- Василий Борисович, в марте этого года королева Англии Елизавета II наградила вас орденом Британской империи за самое точное прочтение образа Шерлока Холмса, теперь на лацкане вашего пиджака - петербургская "Звезда Созидания"...
- Это совсем разные вещи. Шерлок Холмс и королева Англии - это одно. А Санкт-Петербург и все, что связано у меня с этим потрясающим городом, - это совсем другое.
- У вас так много славных ролей в кино, просто потрясающих. У меня ощущение, что вы так же могли бы блистать на сцене. Но ролей театральных я ваших не помню.
- Их и не было. Хотя после окончания Театрального училища имени Щукина я был принят в Вахтанговский театр. Полгода я проработал там, но ролей заметных не появилось. И тут меня пригласил Михаил Калатозов сниматься в фильме "Неотправленное письмо". Я взял отпуск и на целый год уехал на съемки. Снимали на натуре, в тайге. А потом, когда я вернулся в Москву, меня в коридоре "Мосфильма" встретил замечательный режиссер Юрий Райзман и сказал: "Вася, поверьте моему опыту, вы сейчас будете очень много сниматься. Будете очень востребованны..." Посоветовал мне из театра уйти. Я доверился Юрию Яковлевичу, ушел из Вахтанговского и оформился в театр киноактера.
- И не пожалели об этом?
- Никогда. Я не смог бы делить себя между театром и кино. А снимался я очень много - по две картины в год.
Мой голос - это Божий промысл
- Василий Борисович, ваш необычный голос, которым вы озвучиваете любимых героев в мультфильмах - Карлсона, Удава в "38 попугаях", Крокодила Гену... - это ведь после каких-то сложных съемок он стал таким?
- Да, именно после съемок в 40-градусный мороз, это было 45 лет назад, уже 46-й пошел. Режиссер Михаил Калатозов решил ради достоверности образов в картине "Неотправленное письмо" провести озвучивание на трескучем морозе. Я жутко после таких испытаний простыл и совершенно перестал говорить. А когда голос ко мне вернулся, то стал вот таким скрипучим. Я страшно переживал, думал, что моя карьера как актера закончилась...
- А потом что же?
- А потом я понял, что это Божий промысл. Я вдруг стал обладателем уникального голоса, который ни с каким другим не спутаешь. Это и стало моей изюминкой. Как сказал итальянский трагик Томмазо Сальвини, у актера главное - голос, голос и голос.
В кино возвращаются традиции
- признайтесь честно, Василий Борисович, между театром и кино вы себя делить не хотели, но работу режиссера мультипликации, драматурга, писателя, актера вы ведь как-то делите? Чему вы отдаете предпочтение?
- Да ничего я не делю. Все, чем я занимаюсь, - все это искусство, но просто оно имеет разные формы выражения. Мне нравится и сниматься самому в кино, и создавать сюжеты для мюзикла, и сказки писать. Тут у меня все едино.
- Над чем вы сейчас трудитесь?
- Я снялся в фильме "Медвежья охота" у молодого режиссера Валерия Николаева. Это его дебют. Но я ему без опасений доверился - он уже как актер себя заявил в Голливуде. При этом есть еще проекты, связанные с кинематографом, о которых я пока не очень хочу говорить из суеверия. Да, вот недавно я выпустил трехтомник своих литературных произведений.
- Вопрос вам как к самому кинематографическому человеку: как вы оцениваете сегодня состояние кино? Кризис, выход из кризиса?
- Если говорить о финансовых, технических вещах, то это, конечно, выход из кризиса. Если говорить о настроении кинокартин, о поиске героя, о моральных его качествах - ответ может быть неоднозначным. И жесткое кино бывает, и жестокое. И при всем этом я вижу, что возвращаются традиции нашего прежнего кино.
- Что вы вкладываете в это понятие?
- Не обязательно советский дух. Нет, общечеловеческие какие-то вещи: гуманность, доброту, участие, умение приходить на помощь... В общем, человечное кино.
- У вас ведь такой Шерлок Холмс и получился - гуманный, человечный...
- Англичане потому и полюбили его. У них масса кинокартин снята о Шерлоке Холмсе, но там прежде всего превалирует детективная сторона. А такие образы Холмса и Ватсона, которые получились у нас с Виталием Соломиным в сериале Игоря Масленникова, удивили английских зрителей, буквально растопили их души. Они считают, что мы вернули им национальных литературных героев.
Отстаивать принципы нравственности
- Вы теперь частый гость в Англии?
- Да, бываем с моей женой Еленой Артемьевной нередко. У нас там много друзей. Елена в Англии работает как художник-мультипликатор - в трех фильмах принимала участие, в том числе и в съемках "Чудотворца" по Евангелию.
- Если Туманный Альбион вас так душевно принял, не хотелось бы жить в этой стране?
- Нет, я свою Москву ни за что не променяю. Мне в ней уютно.
- Василий Борисович, скажите, а какой общественный строй вам симпатичнее, в каком легче дышится и творится?
- Мне кажется, в каждом строе есть что-то симпатичное - и в советском, и в буржуазном, и в нашем диковатом капитализме тоже. Но я не хочу заостряться ни на политике, ни на социальных вопросах - думаю, что художник должен при всех условиях отстаивать принципы нравственности, а не заниматься обслуживанием политических ситуаций. Думаю, что не заблуждаюсь.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
По две картины в год!
- Василий Борисович, в марте этого года королева Англии Елизавета II наградила вас орденом Британской империи за самое точное прочтение образа Шерлока Холмса, теперь на лацкане вашего пиджака - петербургская "Звезда Созидания"...
- Это совсем разные вещи. Шерлок Холмс и королева Англии - это одно. А Санкт-Петербург и все, что связано у меня с этим потрясающим городом, - это совсем другое.
- У вас так много славных ролей в кино, просто потрясающих. У меня ощущение, что вы так же могли бы блистать на сцене. Но ролей театральных я ваших не помню.
- Их и не было. Хотя после окончания Театрального училища имени Щукина я был принят в Вахтанговский театр. Полгода я проработал там, но ролей заметных не появилось. И тут меня пригласил Михаил Калатозов сниматься в фильме "Неотправленное письмо". Я взял отпуск и на целый год уехал на съемки. Снимали на натуре, в тайге. А потом, когда я вернулся в Москву, меня в коридоре "Мосфильма" встретил замечательный режиссер Юрий Райзман и сказал: "Вася, поверьте моему опыту, вы сейчас будете очень много сниматься. Будете очень востребованны..." Посоветовал мне из театра уйти. Я доверился Юрию Яковлевичу, ушел из Вахтанговского и оформился в театр киноактера.
- И не пожалели об этом?
- Никогда. Я не смог бы делить себя между театром и кино. А снимался я очень много - по две картины в год.
Мой голос - это Божий промысл
- Василий Борисович, ваш необычный голос, которым вы озвучиваете любимых героев в мультфильмах - Карлсона, Удава в "38 попугаях", Крокодила Гену... - это ведь после каких-то сложных съемок он стал таким?
- Да, именно после съемок в 40-градусный мороз, это было 45 лет назад, уже 46-й пошел. Режиссер Михаил Калатозов решил ради достоверности образов в картине "Неотправленное письмо" провести озвучивание на трескучем морозе. Я жутко после таких испытаний простыл и совершенно перестал говорить. А когда голос ко мне вернулся, то стал вот таким скрипучим. Я страшно переживал, думал, что моя карьера как актера закончилась...
- А потом что же?
- А потом я понял, что это Божий промысл. Я вдруг стал обладателем уникального голоса, который ни с каким другим не спутаешь. Это и стало моей изюминкой. Как сказал итальянский трагик Томмазо Сальвини, у актера главное - голос, голос и голос.
В кино возвращаются традиции
- признайтесь честно, Василий Борисович, между театром и кино вы себя делить не хотели, но работу режиссера мультипликации, драматурга, писателя, актера вы ведь как-то делите? Чему вы отдаете предпочтение?
- Да ничего я не делю. Все, чем я занимаюсь, - все это искусство, но просто оно имеет разные формы выражения. Мне нравится и сниматься самому в кино, и создавать сюжеты для мюзикла, и сказки писать. Тут у меня все едино.
- Над чем вы сейчас трудитесь?
- Я снялся в фильме "Медвежья охота" у молодого режиссера Валерия Николаева. Это его дебют. Но я ему без опасений доверился - он уже как актер себя заявил в Голливуде. При этом есть еще проекты, связанные с кинематографом, о которых я пока не очень хочу говорить из суеверия. Да, вот недавно я выпустил трехтомник своих литературных произведений.
- Вопрос вам как к самому кинематографическому человеку: как вы оцениваете сегодня состояние кино? Кризис, выход из кризиса?
- Если говорить о финансовых, технических вещах, то это, конечно, выход из кризиса. Если говорить о настроении кинокартин, о поиске героя, о моральных его качествах - ответ может быть неоднозначным. И жесткое кино бывает, и жестокое. И при всем этом я вижу, что возвращаются традиции нашего прежнего кино.
- Что вы вкладываете в это понятие?
- Не обязательно советский дух. Нет, общечеловеческие какие-то вещи: гуманность, доброту, участие, умение приходить на помощь... В общем, человечное кино.
- У вас ведь такой Шерлок Холмс и получился - гуманный, человечный...
- Англичане потому и полюбили его. У них масса кинокартин снята о Шерлоке Холмсе, но там прежде всего превалирует детективная сторона. А такие образы Холмса и Ватсона, которые получились у нас с Виталием Соломиным в сериале Игоря Масленникова, удивили английских зрителей, буквально растопили их души. Они считают, что мы вернули им национальных литературных героев.
Отстаивать принципы нравственности
- Вы теперь частый гость в Англии?
- Да, бываем с моей женой Еленой Артемьевной нередко. У нас там много друзей. Елена в Англии работает как художник-мультипликатор - в трех фильмах принимала участие, в том числе и в съемках "Чудотворца" по Евангелию.
- Если Туманный Альбион вас так душевно принял, не хотелось бы жить в этой стране?
- Нет, я свою Москву ни за что не променяю. Мне в ней уютно.
- Василий Борисович, скажите, а какой общественный строй вам симпатичнее, в каком легче дышится и творится?
- Мне кажется, в каждом строе есть что-то симпатичное - и в советском, и в буржуазном, и в нашем диковатом капитализме тоже. Но я не хочу заостряться ни на политике, ни на социальных вопросах - думаю, что художник должен при всех условиях отстаивать принципы нравственности, а не заниматься обслуживанием политических ситуаций. Думаю, что не заблуждаюсь.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА