Общество

АДМИРАЛТЕЙСТВО - НЕ РИМСКИЕ РАЗВАЛИНЫ

05 октября
СКУЛЬПТУРЫ РАЗРУШИЛИ ЦЕРКОВНИКИ
- Думаю, никто не оспорит очевидное: здание Главного Адмиралтейства - это лучшее произведение эпохи русского классицизма в нашем городе, а возможно, и вообще в России. Мы видим блестящий пример синтеза искусств, где скульптуре отведена важнейшая роль, - рассказал корреспонденту "НВ" председатель совета по архитектурному наследию Санкт-Петербургского союза архитекторов Дмитрий Бутырин.
Что собой представляло декоративное убранство здания в начале XIX века? На центральной башне - 28 фигур, символизирующих явления природы и времена года - Зиму, Лето, Воду, Ветер и т. д.; на фасадах со стороны Невы - четыре 4-метровые статуи, представлявшие четыре континента: Европу, Азию, Америку и Африку; понизу - шесть статуй - шесть главных российских рек: Нева, Волга, Дон, Днепр, Лена и Енисей; и на фронтонах - двенадцать фигур - месяцы года. Выполнили эти замечательные работы по рисункам знаменитого архитектора Андреяна Захарова ведущие русские скульпторы Степан Пименов, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский.
- Не думайте, что только советские времена отличаются варварским отношением к памятникам истории и искусства. Наибольшие разрушения Адмиралтейство пережило в царскую эпоху, в середине XIX века. Здесь решено было устроить временную церковь. И при поддержке Александра II аллегорические фигуры частей света, месяцев года и символы рек были нещадно уничтожены. Возможно, особое раздражение у церковников вызвали изображения знаков Зодиака, и это определило судьбу скульптур.
Уже последующие разрушения произошли во время Великой Отечественной войны, когда с центральной башни упало семь статуй, входивших в единственный сохранившийся декоративный ансамбль.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЫРЫ
Семь скульптур решили воссоздать только в 1984 году. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) поручает эту работу члену Союза художников России Константину Бобкову.
- Я с радостью включился в работу, - рассказывает 76-летний скульптор, показывая эскизы и модели статуй. - Воспринял это как очень важное, ответственное задание. Облегчало задачу то, что каждая фигура имела дублера, и по двойникам можно было сделать слепки. Воссозданные мной скульптуры утвердили на художественном совете, они прошли самую взыскательную оценку.
Скульптуры были установлены, но плохой монтаж не позволил им продержаться долго. Из-за некачественного каркаса в скульптуры проникла вода, те утратили прочность крепления, и их пришлось демонтировать. А теперь фигуры тоже никак нельзя установить, так как парапет обветшал....
РАБОТУ ВОСПРИНЯЛ КАК МИССИЮ
Как вы думаете, что мешает КГИОПу довести это дело до завершения? Правильно. Отсутствие финансирования. Бюджетных средств не хватает, а у спонсоров пока не дошли руки до Адмиралтейства: слишком много других культурно-исторических дыр приходится залатывать.
В КГИОПе долгое время считалось, что утрата скульптур на здании в XIX веке безвозвратна. Да, в Эрмитаже существует акварель Тозелли 1820-х годов, на ней видно, как размещались скульптуры. Но самих архитектурных рисунков в наличии нет.
Однако происходит то, что можно определить как знак судьбы. Работая над воссозданием разбившихся в 1942 году скульптур, перелопачивая гору документов, музейных материалов, Константин Николаевич Бобков обнаружил в отделе гравюр Русского музея альбом рисунков и чертежей архитектора Андреяна Захарова. Бобков нашел абсолютно все рисунки исчезнувших скульптур на здании Адмиралтейства!
- Я пережил настоящее потрясение. У меня, как художника, эта находка вызвала бурю эмоций и радости - утраченное можно вернуть!.. - взволнован и сегодня Константин Николаевич.
Бобков не имел заказа на эту работу, но как истинный художник, работающий прежде всего не за деньги, а по велению души, принялся ваять фигуры. Сын увеличил на компьютере мелкие рисунки, и все линии стали хорошо прочитываться. За 20 лет Бобков воссоздал все модели недостающих скульптур. В 2002 году все гипсовые модели, в том числе и выполненная высотой почти в два с половиной метра работа "Европа" были представлены на выставке в Государственном музее городской скульптуры, в других учреждениях культуры. Проект высоко оценили художники и зрители.
- Бобков отличный копиист, он прекрасно чувствует форму, объем, может передать настроение, все-таки он ученик знаменитого Михаила Аникушина, и за спиной Академия художеств, - подчеркивает достоинства автора архитектор Дмитрий Бутырин. - Недаром Бобкову поручили реставрацию скульптур на зданиях Синода и Сената, и он с этой работой отлично справился.
- Константин Николаевич прекрасно выполнил скульптурные статуи "Европа", "Азия", "Африка" и "Америка". Считаю, что они обязательно должны быть установлены, как в прежние времена, у Адмиралтейства со стороны Невы. Это наш долг перед историей, - высказал свое мнение председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников Альберт Чаркин.
ПРИГОВОР - КОНСЕРВАЦИЯ!
То, что почти треть жизни Бобков посвятил воссозданию адмиралтейских скульптур, говорит о том, что мы имеем дело с некой миссией художника и гражданина. Но при этом движения никакого нет. Бесчисленные письма и обращения в КГИОП, в различные комитеты и советы, к губернатору, даже к президенту Путину рождали какие-то волны, принимались решения провести экспозицию проделанной работы, профинансировать первый этап работ, усилить мастерскую Бобкова молодым талантливым помощником. Но и только. А один из последних документов, который был отправлен А.С. Чаркину за подписью председателя КГИОП В.А. Дементьевой, гласит: "В отношении уникального объекта никак не допустим отход от такого основополагающего принципа современной реставрационной практики, как максимальное сохранение подлинности. ...КГИОП не может допустить искажения памятника даже очень талантливо исполненными стилизациями".
"НВ" обратилось за разъяснениями к КГИОП и получило ответ от главного специалиста отдела памятников и декоративно-прикладного искусства комитета Николая Елгазина:
- Реставрация памятников может проходить в нескольких ипостасях. Первая, согласно Венецианской конвенции, призвана законсервировать памятник старины в том виде, в каком он достался нашим современникам. Да, можно воссоздать детали росписи где-то в уголочке стены, но очень щадяще. А уж докапываться до истины - это удел ученых. Представьте, сейчас бы кто-то стал воссоздавать римский Колизей ...Думаю, очарование этих руин было бы утрачено.
Вторая ипостась реставрации - воссоздание утраченного по хорошей иконографии, как, например, произошло с Царскосельским дворцом. Да, он был полностью разрушен в войну, но масса снимков и чертежей позволяли вернуть былой вид дворца.
Третий путь - это приспособление объекта культурного наследия к использованию в практических целях. Пример - особняк на Шпалерной, 18. Ныне он отреставрирован как гостевой дом для приема vip-гостей. Но мы должны осознавать, что имеем дело лишь со стилизацией.
Если мы говорим об Адмиралтействе, то КГИОП сознательно пошел по первому пути. Все-таки акварель Тозелли и рисунки из альбома 1815 года нельзя считать полноценными источниками для реконструкции. Мы за приоритет подлинности.
При этом Николай Елгазин не стал отрицать, что главной, решающей причиной отказа в реставрации утраченных скульптур является отсутствие денег.
Иначе говоря, если бы финансирование кем-то было открыто, то, не исключено, КГИОП мог бы пересмотреть свои приоритеты. И может быть, римские развалины уже не стали бы средством доказательства того, что полезней сохранять руины, если уж они нам достаются в наследство.
Елена ДОБРЯКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
80.89
0.027 (0.03%)
Курс Евро
90.11
2.032 (-2.25%)
Погода
Сегодня,
10 июля
четверг
+10
Ясно
11 июля
пятница
+12
Облачно
12 июля
суббота
+12
Слабый дождь