Культура
CЛЕДИМ ЗА ТЕМ, КАК ОДИЧАЛИ
05 октября
В спектаклях фестиваля "Новая драма", показанных в Петербурге, беспросветное состояние умов и душ вырастает из новейшей российской реальности. Образ одичания человека в борьбе за выживание представлен текстами новой драмы во всем социально-психологическом спектре.
Здесь и немудреная философия провинции, затрапезной и пьяной, обреченной на второй или третий уровень жизненных благ, но не теряющей стихийного оптимизма. Cпектакль "Околесица" в удмуртском городе Глазове поставил в продвинутом жанре "вербатим" режиссер из Москвы Дамир Салимзянов и показал жизнестойкость "коллективного" уличного разума в пьесе, составленной из документального репортажа, взятого актерами у прохожих.
Беспредел столичной обираловки ближнего в респектабельных формах банковского капитала и застроечных пирамид - актуальность и драматизм этого сюжета подтверждают телевизионные новости последних дней - представил театр "Практика" и его режиссер, он же инициатор фестиваля, Эдуард Бояков. Герои пьесы Виктории Никифоровой "Про деньги" рассчитывают на избыток комфорта. Но хорошее жилье, любовь и даже дети - удел богатых, хоть и нездоровых распределителей денег, и все с этим смирились. Вопрос лишь в том, как деньги достать.
Пародийно-гротескный элемент и четкий социальный подтекст - главные ценности новой драмы. Поэтому, собственно, текст здесь часто возникает как развернутая цитата из внятной абракадабры фирменных манифестов и навороченных проектов. Именно на таких текстах Руслан Маликов и Никита Денисов построили спектакль "Манагер". Московский Театр.doc, стоящий у истоков отечественной "новой драмы", выработал особую исполнительскую технику. Провокация и правда житейской ситуации делает актера проводником между залом и сценой. Актеры, играющие менеджеров, провоцируют нас на участие в сосредоточенном блефе, который и есть работа этих русифицированных "манагеров" - деловитых, амбициозных, кипящих инициативой и полностью взаимозаменяемых.
Старая сказка о заветной полынье, где разводят щук, мечущих олимпийское золото, оборачивается в советское прошлое ностальгическим, но беспощадно пристальным ракурсом пьесы "Галка Моталко" Натальи Ворожбит, поставленной Еленой Новиковой в Центре драматургии и режиссуры. Факты личной биографии автора вырастают до обобщения и разбивают одну из самых привлекательных иллюзий - высоту и чистоту спортивного успеха, показанного с изнанки.
Расчет с прошлым, с грезами протестантской юности не одного, а сразу нескольких российских поколений дан в сложном сплаве реальности и ретроспекции пьесы "Три действия по четырем картинам" Вячеслава Дурненкова. Герои спектакля существуют словно вне границы между сценической и виртуальной реальностью: в странном интерьере, где перемешаны приметы разных эпох, и на полукруглом экране, огибающем угол сцены. Режиссер Михаил Угаров, художники Яша Каждан и Ксения Перетрухина нашли точную пространственную форму для историко-культурных пересечений: гротескный мир фантомов заполняет прошлое и настоящее всех персонажей и поглощает будущее.
В Театре.doc эстафета времени дана через литературные ассоциации. Проза Булгакова в спектакле "Док.Тор" звучит как перекличка поколений. Собственно, Елена Исаева вслед за автором "Записок юного врача" написала серию монологов начинающего медика, столкнувшегося сегодня с теми же сложностями, что и его коллега почти сто лет назад. Театр увидел единственную, может быть, перспективу выживания народа в непрерывающейся традиции личной ответственности профессионала - врача или художника. И тот и другой, часто в одном лице, ставят диагноз эпохе и противостоят летальному исходу. Режиссер и музыкант Владимир Панков вывел тупиковую социальную проблему отечественной медицины в сферу художественной абстракции и сделал это с иронией и артистизмом. Его SOUNDRAMA не просто сопровождает действие, а задает его ритм и тональность, его беспафосный, но все же высокий строй. Спектакль "Док.Тор" не зря признан лучшим на фестивале "Новая драма" - это действительно серьезное художественное обретение.
Александра ТУЧИНСКАЯ
Здесь и немудреная философия провинции, затрапезной и пьяной, обреченной на второй или третий уровень жизненных благ, но не теряющей стихийного оптимизма. Cпектакль "Околесица" в удмуртском городе Глазове поставил в продвинутом жанре "вербатим" режиссер из Москвы Дамир Салимзянов и показал жизнестойкость "коллективного" уличного разума в пьесе, составленной из документального репортажа, взятого актерами у прохожих.
Беспредел столичной обираловки ближнего в респектабельных формах банковского капитала и застроечных пирамид - актуальность и драматизм этого сюжета подтверждают телевизионные новости последних дней - представил театр "Практика" и его режиссер, он же инициатор фестиваля, Эдуард Бояков. Герои пьесы Виктории Никифоровой "Про деньги" рассчитывают на избыток комфорта. Но хорошее жилье, любовь и даже дети - удел богатых, хоть и нездоровых распределителей денег, и все с этим смирились. Вопрос лишь в том, как деньги достать.
Пародийно-гротескный элемент и четкий социальный подтекст - главные ценности новой драмы. Поэтому, собственно, текст здесь часто возникает как развернутая цитата из внятной абракадабры фирменных манифестов и навороченных проектов. Именно на таких текстах Руслан Маликов и Никита Денисов построили спектакль "Манагер". Московский Театр.doc, стоящий у истоков отечественной "новой драмы", выработал особую исполнительскую технику. Провокация и правда житейской ситуации делает актера проводником между залом и сценой. Актеры, играющие менеджеров, провоцируют нас на участие в сосредоточенном блефе, который и есть работа этих русифицированных "манагеров" - деловитых, амбициозных, кипящих инициативой и полностью взаимозаменяемых.
Старая сказка о заветной полынье, где разводят щук, мечущих олимпийское золото, оборачивается в советское прошлое ностальгическим, но беспощадно пристальным ракурсом пьесы "Галка Моталко" Натальи Ворожбит, поставленной Еленой Новиковой в Центре драматургии и режиссуры. Факты личной биографии автора вырастают до обобщения и разбивают одну из самых привлекательных иллюзий - высоту и чистоту спортивного успеха, показанного с изнанки.
Расчет с прошлым, с грезами протестантской юности не одного, а сразу нескольких российских поколений дан в сложном сплаве реальности и ретроспекции пьесы "Три действия по четырем картинам" Вячеслава Дурненкова. Герои спектакля существуют словно вне границы между сценической и виртуальной реальностью: в странном интерьере, где перемешаны приметы разных эпох, и на полукруглом экране, огибающем угол сцены. Режиссер Михаил Угаров, художники Яша Каждан и Ксения Перетрухина нашли точную пространственную форму для историко-культурных пересечений: гротескный мир фантомов заполняет прошлое и настоящее всех персонажей и поглощает будущее.
В Театре.doc эстафета времени дана через литературные ассоциации. Проза Булгакова в спектакле "Док.Тор" звучит как перекличка поколений. Собственно, Елена Исаева вслед за автором "Записок юного врача" написала серию монологов начинающего медика, столкнувшегося сегодня с теми же сложностями, что и его коллега почти сто лет назад. Театр увидел единственную, может быть, перспективу выживания народа в непрерывающейся традиции личной ответственности профессионала - врача или художника. И тот и другой, часто в одном лице, ставят диагноз эпохе и противостоят летальному исходу. Режиссер и музыкант Владимир Панков вывел тупиковую социальную проблему отечественной медицины в сферу художественной абстракции и сделал это с иронией и артистизмом. Его SOUNDRAMA не просто сопровождает действие, а задает его ритм и тональность, его беспафосный, но все же высокий строй. Спектакль "Док.Тор" не зря признан лучшим на фестивале "Новая драма" - это действительно серьезное художественное обретение.
Александра ТУЧИНСКАЯ