Экономика
МАЖОРНАЯ "ТОННАЛЬНОСТЬ"
06 октября
Мой профессиональный и гражданский долг требует высказаться по поводу прошедших общественных слушаний по проекту Орловского тоннеля. Выступить на них сторонникам проекта не дали. Многие убеждены, что Орловский тоннель - это скороспелый и неудачный проект в духе популярной ныне уплотнительной застройки. Могу доказать, что это, напротив, один из самых продуманных, просчитанных и грамотных проектов.
Работая над Генеральным планом развития Ленинграда в 1960-е годы, специалисты исходили из того, что машин на дорогах Ленинграда и Ленинградской области к 2005 году станет в три раза больше. Задуманный тогда Орловский тоннель должен был стать своего рода скоростным "лифтом" из центра, района Смольного, к Северной транспортной дуге. Речь шла не просто о тоннеле, а о комплексном масштабном проекте. И потому по оси тоннеля на правом берегу специально запроектировали улицу, названную Апрельской. Именно ту, жители которой сейчас митингуют.
Это самый идеальный маршрут из возможных: минуя только одну развязку на пересечении с проспектом Металлистов, тоннель вместе с Апрельской улицей, по сути, становились скоростным радиусом, на котором отсутствуют препятствия в виде светофоров, углов поворота, разведенных мостов...
Еще одно доказательство качества проекта - продуманность организации транспортного потока. Выйдя из портала тоннеля, поток будет распределяться веерообразно - кому куда надо. Продуманы и транзитные пути до проспекта Шота Руставели и в район улицы Коммуны.
При этом данный проект - еще и красивое градостроительное решение. Апрельская улица рассекает медианой треугольник, образованный Пискаревским проспектом и шоссе Революции. Получается как бы калька с трехлучевки центра Петербурга. Такие решения, пусть даже видимые только с борта самолета, все равно создают внутреннюю гармонию городской среды.
Что же касается Апрельской улицы и ее обиженных жителей, то она и задумывалась не как улица, а как шоссе. Правда, первоначально в проекте жилая зона Апрельской была длиннее в два раза.
Но что было плохо в первоначальном решении? Портальный "факел" (ведь тоннель выбрасывал бы чад как выхлопная труба) беспрепятственно сносило бы на совершенно незащищенный квартал по шоссе Революции, расположенный между Большеохтинским и Среднеохтинским проспектами. Газоны по сторонам портального пандуса не могли бы обеспечить достаточно мощную и стойкую "зеленую защиту", фильтрующую смог. Выход нашли в том, чтобы увеличить высоту треугольника и перенести выход из тоннеля подальше от Невы и жилых домов. Жилую зону уменьшили вдвое, а ее место решили занять зелеными насаждениями, которые будут со всех сторон прикрывать портал. Зеленые насаждения, которые появились здесь именно как дымоуловители для тоннельного факела, и стали тем самым садом "Нева", который сейчас защищают жители Апрельской.
Часть жилых домов на этой улице решили все-таки оставить. Но соприкосновение жилой зоны Апрельской улицы с магистралью сократилось в два раза и стало всего 400 метров. И дымовая нагрузка на нее будет в разы меньше, чем на близлежащем проспекте Металлистов, на котором вообще нет зеленой защиты.
Впрочем, "протестные настроения" и жителей Апрельской улицы, и жителей Охты, Пискаревки, Ржевки можно понять. Эти районы традиционно считаются непрестижными, сплошным новоделом, лишенным исторических корней. Тоннель призван не уничтожать культурные памятники, а придать новый ощутимый импульс развитию Пискаревской магистрали.
Тоннель протяженностью 1,7 км рассчитан на прохождение 60 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость проезда по тоннелю, как предполагается, составит 23 рубля для легковых автомобилей и 45 рублей - для грузовых.
Данный проект планируется реализовать на основе концессии с софинансированием из инвестфонда РФ. Общий объем составляет 26,4 млрд рублей, финансирование планируется осуществить в равных долях за счет инвестфонда, бюджетных средств и средств частных инвесторов. По данным из Смольного, ряд крупных европейских компаний высказали заинтересованность в участии в этом проекте.
Всеволод МЕЛЬНИКОВ, архитектор
Работая над Генеральным планом развития Ленинграда в 1960-е годы, специалисты исходили из того, что машин на дорогах Ленинграда и Ленинградской области к 2005 году станет в три раза больше. Задуманный тогда Орловский тоннель должен был стать своего рода скоростным "лифтом" из центра, района Смольного, к Северной транспортной дуге. Речь шла не просто о тоннеле, а о комплексном масштабном проекте. И потому по оси тоннеля на правом берегу специально запроектировали улицу, названную Апрельской. Именно ту, жители которой сейчас митингуют.
Это самый идеальный маршрут из возможных: минуя только одну развязку на пересечении с проспектом Металлистов, тоннель вместе с Апрельской улицей, по сути, становились скоростным радиусом, на котором отсутствуют препятствия в виде светофоров, углов поворота, разведенных мостов...
Еще одно доказательство качества проекта - продуманность организации транспортного потока. Выйдя из портала тоннеля, поток будет распределяться веерообразно - кому куда надо. Продуманы и транзитные пути до проспекта Шота Руставели и в район улицы Коммуны.
При этом данный проект - еще и красивое градостроительное решение. Апрельская улица рассекает медианой треугольник, образованный Пискаревским проспектом и шоссе Революции. Получается как бы калька с трехлучевки центра Петербурга. Такие решения, пусть даже видимые только с борта самолета, все равно создают внутреннюю гармонию городской среды.
Что же касается Апрельской улицы и ее обиженных жителей, то она и задумывалась не как улица, а как шоссе. Правда, первоначально в проекте жилая зона Апрельской была длиннее в два раза.
Но что было плохо в первоначальном решении? Портальный "факел" (ведь тоннель выбрасывал бы чад как выхлопная труба) беспрепятственно сносило бы на совершенно незащищенный квартал по шоссе Революции, расположенный между Большеохтинским и Среднеохтинским проспектами. Газоны по сторонам портального пандуса не могли бы обеспечить достаточно мощную и стойкую "зеленую защиту", фильтрующую смог. Выход нашли в том, чтобы увеличить высоту треугольника и перенести выход из тоннеля подальше от Невы и жилых домов. Жилую зону уменьшили вдвое, а ее место решили занять зелеными насаждениями, которые будут со всех сторон прикрывать портал. Зеленые насаждения, которые появились здесь именно как дымоуловители для тоннельного факела, и стали тем самым садом "Нева", который сейчас защищают жители Апрельской.
Часть жилых домов на этой улице решили все-таки оставить. Но соприкосновение жилой зоны Апрельской улицы с магистралью сократилось в два раза и стало всего 400 метров. И дымовая нагрузка на нее будет в разы меньше, чем на близлежащем проспекте Металлистов, на котором вообще нет зеленой защиты.
Впрочем, "протестные настроения" и жителей Апрельской улицы, и жителей Охты, Пискаревки, Ржевки можно понять. Эти районы традиционно считаются непрестижными, сплошным новоделом, лишенным исторических корней. Тоннель призван не уничтожать культурные памятники, а придать новый ощутимый импульс развитию Пискаревской магистрали.
Тоннель протяженностью 1,7 км рассчитан на прохождение 60 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость проезда по тоннелю, как предполагается, составит 23 рубля для легковых автомобилей и 45 рублей - для грузовых.
Данный проект планируется реализовать на основе концессии с софинансированием из инвестфонда РФ. Общий объем составляет 26,4 млрд рублей, финансирование планируется осуществить в равных долях за счет инвестфонда, бюджетных средств и средств частных инвесторов. По данным из Смольного, ряд крупных европейских компаний высказали заинтересованность в участии в этом проекте.
Всеволод МЕЛЬНИКОВ, архитектор