Культура

ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ

06 октября
Ровно десять лет назад довелось мне готовить материал к предыдущей круглой дате популярного и любимого в народе артиста. По московскому телефону я разыскал его дома. Леонид Вячеславович охотно вспоминал свою актерскую юность и тех режиссеров, с которыми ему посчастливилось работать. Когда же прозвучал вопрос о планах, то на другом конце провода повисла пауза, а потом раздался глубокий вздох, и я услышал в ответ: "Да какие сейчас планы! Кино-то у нас настоящего нет".
Пять лет спустя, уже при личной встрече на одном из фестивалей, я повторил вопрос о планах. Ответ был точно такой же. Куравлеву, живой и действующей легенде нашего кинематографа, как и многим его коллегам, не найти себе места в том оголливуденном кино, где сумма применяемых технологий никак не может вызвать ту бурю чувств и эмоций, которые порождали многие советские фильмы - те, в которых снимался наш нынешний юбиляр. В его послужном списке - картины Швейцера, Кулиджанова, Говорухина, Панфилова, Гайдая, Лиозновой, Шукшина, Данелии...
Обескураживающая простецкая внешность в сочетании с молодостью и наивной романтичностью взглядов на жизнь - все это сошлось для Куравлева в его первой и такой яркой шукшинской роли Пашки Колокольникова в фильме "Живет такой парень". Этот герой был одним из нас. Василий Шукшин придумал Куравлеву заикание, чтобы хотя бы как-то выделить его среди таких же, как Пашка, работяг. И на приемке картины один из мэтров режиссуры даже подивился тому, как Шукшин органично "использовал" этот якобы естественный недостаток речи артиста. В Венеции фильм был замечен и отмечен. И уже в следующей картине Шукшина "Ваш сын и брат" Куравлев играл еще одного героя "от сохи", сбежавшего из тюрьмы домой, потому что его замучили сны о родной деревне.
Не раз потом герои Куравлева будут мучиться потерей корней. Пока наконец Георгий Данелия не снимет "Афоню" - полный трагикомического скепсиса фильм о том самом гегемоне, который вроде бы и "хозяин жизни", но на самом деле всего лишь тихо спивающийся сантехник из соседнего
подъезда. Природное куравлевское обаяние еще как-то скрывало деградацию Афанасия Борщова, но в финале фильма он уже никак не мог улыбнуться, чтобы хотя бы чуть-чуть напоминать свою юношескую фотографию в паспорте. Все было понятно безо всяких слов. И нынче когда заходит речь о рабочем классе Страны Советов, то почему-то на память приходит чаще всего этот герой Куравлева.
Он, конечно, мог сыграть с блеском и комедийную роль. Вроде Шуры Балаганова в "Золотом теленке". Или стать эсэсовцем Айсманом в "Семнадцати мгновениях весны" (хотя первоначально Леонида Куравлева планировали на роль... Гитлера). Или даже генсеком Горбачевым ("На Дерибасовской хорошая погода..."). Но мне почему-то кажется, что более всего Леонида Вячеславовича мы любим и ценим за то, что его настоящие герои жили и живут среди нас. И проблемы у них те же. И потому Куравлев является нам в "Старых песнях о главном", чтобы мы не забывали его прежних парней, сыновей и братьев.
Надо было родиться и жить в Советском Союзе, чтобы стать истинно русским актером и сыграть то, что в нынешних заумных дискуссиях именуют "национальным характером".
А что касается будущих планов и ролей, то они у Леонида Вячеславовича еще будут! Только дал бы Бог здоровья и сил.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно