Культура
ЖИЗНЬ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
14 октября
Мне выпала радость с близкого расстояния наблюдать за ее жизнью и творчеством. Я и моя жена подружились с Андреем и Натальей Петровыми как раз тогда, когда их дочь появилась на свет. А спустя полтора года у нас родилась Катя. Девочки росли, постоянно общаясь, особенно тесно в благословенном композиторском Доме творчества в Репино, где и Петровы, и мы ежегодно проводили по нескольку месяцев.
Музыка и музицирование заполняли наше существование, а потому дочерям не пришлось искать, чем бы заняться. Не они выбрали музыку - музыка выбрала их. Одаренность Оли проявлялась не просто в наличии отменного слуха, чувства ритма, памяти, а прежде всего в органичности восприятия и воспроизведения музыки, которая с самого начала была для нее живой и содержательной речью. Рано выучившись читать с листа, Оля с Катей переиграли в переложениях едва ли не весь ходовой симфонический репертуар, постепенно расширяя для себя его исторические горизонты.
С детства у Оли наблюдалось пристрастие к вокальным жанрам. Она очень славно пела и в те далекие времена частенько баловала нас домашними концертами. Вместе с аккомпанировавшей ей Катей они представили множество романсовых программ. Склонность Ольги к вокальной музыке впоследствии сказалась, между прочим, в том, что, будучи автором изрядного числа чисто инструментальных пьес, две симфонии она написала с привлечением человеческих голосов, "распев" стихи Ахматовой, Мандельштама и других поэтов.
Как художественная натура, Оля испытала воздействие сильных творческих личностей, с которыми ей довелось встречаться, - прежде всего своего отца. Она похожа на него не только лицом, но и характером: та же сдержанность, способность переживать и сопереживать глубоко, страстно - но не напоказ. От него же получила и умение распознавать людей, тонкий юмор, ну и, конечно, многие из творческих принципов. Прежде всего неприятие формулы "Музыка для масс и музыка для нас", а отсюда универсализм творчества и высокий вкус даже в сочинениях сугубо демократических жанра.
Я вспоминаю многочисленные Ольгины премьеры. Они оказались в большинстве своем счастливыми - не только потому, что имели успех, но и потому, что стали стартом путешествия произведений по театральным и концертным орбитам. В Малом оперном Леонид Лебедев отлично поставил балет "Гадкий утенок", музыку которого Оля сочинила вместе с соучениками И. Цеслюкевич и А. Микитой, когда они занимались еще в школе. Тогда же Олей задумана была опера "Вини-Пух", премьеру которой осуществил режиссер Эмиль Пасынков в Пермском оперном театре. Мюзикл "Калиф-аист", написанный по инициативе Александра Белинского, был представлен в Театре музкомедии.
Есть у Оли трогательная своей целомудренностью и теплотой колыбельная, о которой хорошо сказал Сергей Баневич: "Под нее дети засыпают в надежде, что завтра их никто не обидит". Эту колыбельную любил Андрей Павлович. Как-то он сказал, что хотел бы, чтобы ее спели, когда его будут провожать в последний путь. И на скорбной церемонии в филармоническом Большом зале после музыки Петрова светлая мелодия прозвучала - мне казалось тогда, сердце разорвется... Обоими, отцом и дочерью, созданы совместно произведения, завоевавшие очень широкую известность. Назову хотя бы музыку к фильму "Петербургские тайны" и мюзикл по "Капитанской дочке". Были и еще планы. Теперь Ольге предстоит их осуществить самостоятельно. К ней охотно обращаются либреттисты, режиссеры, балетмейстеры, сотрудничавшие с Андреем. Так, с Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым развернута работа над балетом "Лисистрата".
Юбилею композитора Ольги Петровой посвящен цикл концертов и спектаклей "Творительный падеж".
18 октября в Музее А.С. Пушкина на Мойке, 12, - вечер "Музыка театра и кино. (Фрагменты из спектаклей и кинофильмов.)".
21 октября в Театре "Зазеркалье", ул. Рубинштейна, 13, - опера "Винни-Пух".
22 октября в Театре музыкальной комедии, Итальянская ул., 13 - мюзикл "Калиф-аист",
23 октября в Мюзик-холле, Александровский парк, 4, - мюзикл Андрея и Ольги Петровых "Синяя птица".
24 октября в зале Академической капеллы, наб. Мойки, 20, пройдет юбилейный авторский вечер симфонической и камерной музыки Ольги Петровой.
Михаил БЯЛИК
Музыка и музицирование заполняли наше существование, а потому дочерям не пришлось искать, чем бы заняться. Не они выбрали музыку - музыка выбрала их. Одаренность Оли проявлялась не просто в наличии отменного слуха, чувства ритма, памяти, а прежде всего в органичности восприятия и воспроизведения музыки, которая с самого начала была для нее живой и содержательной речью. Рано выучившись читать с листа, Оля с Катей переиграли в переложениях едва ли не весь ходовой симфонический репертуар, постепенно расширяя для себя его исторические горизонты.
С детства у Оли наблюдалось пристрастие к вокальным жанрам. Она очень славно пела и в те далекие времена частенько баловала нас домашними концертами. Вместе с аккомпанировавшей ей Катей они представили множество романсовых программ. Склонность Ольги к вокальной музыке впоследствии сказалась, между прочим, в том, что, будучи автором изрядного числа чисто инструментальных пьес, две симфонии она написала с привлечением человеческих голосов, "распев" стихи Ахматовой, Мандельштама и других поэтов.
Как художественная натура, Оля испытала воздействие сильных творческих личностей, с которыми ей довелось встречаться, - прежде всего своего отца. Она похожа на него не только лицом, но и характером: та же сдержанность, способность переживать и сопереживать глубоко, страстно - но не напоказ. От него же получила и умение распознавать людей, тонкий юмор, ну и, конечно, многие из творческих принципов. Прежде всего неприятие формулы "Музыка для масс и музыка для нас", а отсюда универсализм творчества и высокий вкус даже в сочинениях сугубо демократических жанра.
Я вспоминаю многочисленные Ольгины премьеры. Они оказались в большинстве своем счастливыми - не только потому, что имели успех, но и потому, что стали стартом путешествия произведений по театральным и концертным орбитам. В Малом оперном Леонид Лебедев отлично поставил балет "Гадкий утенок", музыку которого Оля сочинила вместе с соучениками И. Цеслюкевич и А. Микитой, когда они занимались еще в школе. Тогда же Олей задумана была опера "Вини-Пух", премьеру которой осуществил режиссер Эмиль Пасынков в Пермском оперном театре. Мюзикл "Калиф-аист", написанный по инициативе Александра Белинского, был представлен в Театре музкомедии.
Есть у Оли трогательная своей целомудренностью и теплотой колыбельная, о которой хорошо сказал Сергей Баневич: "Под нее дети засыпают в надежде, что завтра их никто не обидит". Эту колыбельную любил Андрей Павлович. Как-то он сказал, что хотел бы, чтобы ее спели, когда его будут провожать в последний путь. И на скорбной церемонии в филармоническом Большом зале после музыки Петрова светлая мелодия прозвучала - мне казалось тогда, сердце разорвется... Обоими, отцом и дочерью, созданы совместно произведения, завоевавшие очень широкую известность. Назову хотя бы музыку к фильму "Петербургские тайны" и мюзикл по "Капитанской дочке". Были и еще планы. Теперь Ольге предстоит их осуществить самостоятельно. К ней охотно обращаются либреттисты, режиссеры, балетмейстеры, сотрудничавшие с Андреем. Так, с Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым развернута работа над балетом "Лисистрата".
Юбилею композитора Ольги Петровой посвящен цикл концертов и спектаклей "Творительный падеж".
18 октября в Музее А.С. Пушкина на Мойке, 12, - вечер "Музыка театра и кино. (Фрагменты из спектаклей и кинофильмов.)".
21 октября в Театре "Зазеркалье", ул. Рубинштейна, 13, - опера "Винни-Пух".
22 октября в Театре музыкальной комедии, Итальянская ул., 13 - мюзикл "Калиф-аист",
23 октября в Мюзик-холле, Александровский парк, 4, - мюзикл Андрея и Ольги Петровых "Синяя птица".
24 октября в зале Академической капеллы, наб. Мойки, 20, пройдет юбилейный авторский вечер симфонической и камерной музыки Ольги Петровой.
Михаил БЯЛИК