Культура
12 СТУЛЬЕВ ИЗГОТОВИЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ, НА ИТАЛЬЯНСКОЙ...
17 октября
К 75-летию выхода в свет романа " Золотой теленок" мы публикуем фрагменты из неопубликованной книги директора Музея Остапа Бендера, лауреата премии "Золотой Остап" Анатолия Котова "Бендер - невский франт".
"Войдем, - печально сказал Остап, - там, по крайней мере, прохладно. И потом, посещение музея входит в программу путешествующих врачей-общественников!" ("Золотой теленок", гл. 31 "Багдад".) Как ни странно, именно с этой фразы все и началось. Прочитав ее более чем тридцать лет назад, я, можно сказать, "заболел идеей" создать музей любимому литературному персонажу. Помогали и помогают мне в этом нелегком, но увлекательном деле очень, очень многие.
Народный литературный музей Остапа Бендера - явление беспрецедентное. По большому счету, их два - "12 стульев" и "Золотой теленок". В экспозиции более 300 предметов: пенсне Кисы Воробьянинова и чайное ситечко мадам Грицацуевой, пишущая машинка "Адлер" с турецким акцентом и пресс-папье с ручкой - серебряным медвежонком, кожаная куртка Козлевича и манишка Паниковского, фуражка и шарф Остапа, головной убор румынского пограничника, недопиленная Паниковским гиря. За редким исключением все можно трогать руками... и фотографировать!
Посетители, естественно, задают различные вопросы. Один из них: "Почему музей в Питере? Остап здесь не был..."
Паниковский называл Бендера "невским франтом"
...Обратимся к "12 стульям". Пятая глава, "Великий комбинатор", начинается со слов: "В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет 28... Звали молодого человека Остап Бендер". А столицей "северо-запада", как известно, является Санкт-Петербург, по тем временам - Ленинград.
Во 2-й главе романа читаем: "Посреди Старопанской площади, у бюстика поэта Жуковского с высеченной на цоколе надписью: "Поэзия есть бог в святых мечтах земли!", велись оживленные разговоры..." "Бюстик поэта Жуковского" установлен в Александровском садике напротив Адмиралтейства. Лицом Василий Андреевич повернут в сторону Дворцовой площади. И на цоколе высечены те же слова, что у Ильфа и Петрова. Читаем роман дальше: "...надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия..." Год установки памятника - 1887. Авторы романа ошиблись? Нет, просто Илья Ильф зашифровал свой день и год рождения. Он родился 15 октября 1897 года.
Питер упоминается несколько иносказательно и в "Золотом теленке". Глава I: "Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель. "Храм спаса на картошке", - негромко сказал пешеход. То есть Остап Бендер.
Название явно перекликается с питерским Спасом на Крови, памятником архитектуры потрясающей красоты, что на канале Грибоедова. После революции храм превратили в овощехранилище. В народе его так и называли "Спас на картошке". Между прочим, об этом Ильфу и Петрову рассказал Михаил Зощенко.
Наконец, самый главный аргумент: Паниковский Бендера называет "невским франтом".
...В общей сложности удалось найти в романах 27 моментов, связанных с нашим городом.
Авторы обожали наш город, бывали здесь десятки раз, дружны были с Михаилом Зощенко. Первым в город на Неве заглянул в 1923 году, всего на несколько дней, Илья Ильф еще до знакомства с Евгением Петровым. Приведем фрагмент из письма Ильфа его невесте Марусе Тарасенко: "Теперь я в Петербурге, который оказался лучше того, что я о нем воображал и который вообще находится за пределами всякого воображения. (...) Посреди Адмиралтейства и Правительствующего Сената - Исаакий извергает тьму, а ширина Невы - необычайна. Мосты по вечерам сверкают, как пучок бриллиантов. Снег лежит тонкий, небо серое и голубое..." На обороте письма адрес: "В.О., 2-я линия,
д. 15, кв. 29 М.И. Гельману для..."
"Бендер и сыновья" привели к детям лейтенанта Шмидта
...До недавнего времени считалось, что Бендер - образ собирательный. Но в конце 70-х годов прошлого столетия вышла книга родного брата Евгения Петрова Валентина Катаева "Алмазный мой венец", в которой он сообщает, что Остап Бендер списан с "их общего одесского знакомого". Процитируем дословно: "Что касается центральной фигуры романа - Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое".
В апреле 1997 года в "Комсомольской правде" появилась заметка о прототипе Остапа - Оси- пе Шоре. Прошло еще полгода, и "Аргументы и факты" публикуют фото Шора и письмо Эльзы Раппопорт, сводной сестры Шора. В письме она рассказала, что Осип прибыл в Петроград в июне 1917 года и был зачислен в Технологический институт (еще один аргумент в пользу нашего города!). В октябре грянула революция, и семнадцатилетний юноша остался один в страшном городе без родителей, денег, еды и знакомых. К тому же южный парень зимой простудился и тяжело заболел. Однажды ранней весной 1918 года, немного придя в себя, молодость победила, как-то, стоя у зеркала, он почувствовал, что в комнате кто-то есть (он так привык быть один), оглянулся - никого. И тогда
Осип понял - он так видоизменился, что не узнал свое отражение. "Еще два часа в этом городе - я умру", - сказал себе Шор. С этого момента и начались его приключения. Осип Шор добирался до родной Одессы более десяти месяцев, а когда прибыл до дома, то во всех красках описал перипетии своего путешествия друзьям - Ильфу и Катаеву.
Внешность Осипа, которого все звали Остапом, пишет Катаев, соавторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры. Он был блестящим оперативным работником. Бандиты даже поклялись его убить.
Экскурсанты часто интересуются происхождением самого первого экспоната музея. Это медная закладная пластинка, которую концессионеры нашли в восьмом стуле на теплоходе "Скрябин". "Есть, - повторил Остап сорвавшимся голосом. - Держите. - Ипполит Матвеевич принял в свои трепещущие руки плоский деревянный ящичек... Ящичек открыли. На дне лежала медная позеленевшая пластинка с надписью: "ЭТИМЪ ПОЛУКРЕСЛОМЪ МАСТЕРЪ
ГАМБСЪ НАЧИНАЕТЪ НОВУЮ ПАРТИЮ МЕБЕЛИ.
1865 г. САНКТЪ-ПЕТЕР-
БУРГЪ".
Авторы сохранили фамилию мастера. На подлинной пластинке текст был несколько другой: "ПРИДВОРНЫЙ МЕБЕЛЫЦИКЪ МАСТЕРЪ ГЕНРИХЪ ГАМБСЪ". Как удалось установить, Гамбс с семьей проживал в Санкт-Петербурге на Итальянской улице в доме 17. Там же, на первом этаже, располагался его мебельный салон.
Разыскивается компостер командора
...Музей не только моему любимому литературному герою появился в Питере 24 июля 1995 года. Как говорится, лиха беда начало. Почти ежегодно в разных городах открывались памятники героям бессмертной дилогии: в 1996 году - в Элисте Остапу Бендеру, в 1997 году в Одессе - "Антилопе", в 1998 году в Киеве - Паниковскому, в 1999 году опять же в Одессе - Стулу, на будущий год в Санкт-Петербурге - Остапу Бендеру на Итальянской улице, в 2001 - в Харькове - отцу Федору, в 2002 году в Бердянске - Остапу и Шуре Балаганову и в Жмеринке - Остапу. В Харькове 1 апреля этого года открыт памятник Эллочке-людоедочке. Насколько мне известно, "в ближайших планах" памятники - Бендеру в Рио-де-Жанейро, а в Пятигорке - Остапу и Кисе. Все названные памятники в виде фотографий представлены в музее.
Народному музею Остапа Бендера в этом году одиннадцать лет. По человеческим меркам он - подросток. Музей растет и развивается. Продолжается поиск экспонатов. Например, разыскивается настольный железнодорожный компостер - тот, что стоял на рабочем столе командора в конторе "Рога и копыта".
Музеев литературного героя в мире 15: "Анны Снегиной", "Домик станционного смотрителя", "Козьмы Пруткова", "Двух капитанов", "Буратино", "Дон Кихота", "Дульсинеи Тобосской", "Капитана Немо", "Тиля Уленшпигеля", "Тома Сойера", "Барона Мюнхгаузена", "Бравого солдата Швейка", "Шерлока Холмса" и "Хижины дяди Тома".
Анатолий КОТОВ
"Войдем, - печально сказал Остап, - там, по крайней мере, прохладно. И потом, посещение музея входит в программу путешествующих врачей-общественников!" ("Золотой теленок", гл. 31 "Багдад".) Как ни странно, именно с этой фразы все и началось. Прочитав ее более чем тридцать лет назад, я, можно сказать, "заболел идеей" создать музей любимому литературному персонажу. Помогали и помогают мне в этом нелегком, но увлекательном деле очень, очень многие.
Народный литературный музей Остапа Бендера - явление беспрецедентное. По большому счету, их два - "12 стульев" и "Золотой теленок". В экспозиции более 300 предметов: пенсне Кисы Воробьянинова и чайное ситечко мадам Грицацуевой, пишущая машинка "Адлер" с турецким акцентом и пресс-папье с ручкой - серебряным медвежонком, кожаная куртка Козлевича и манишка Паниковского, фуражка и шарф Остапа, головной убор румынского пограничника, недопиленная Паниковским гиря. За редким исключением все можно трогать руками... и фотографировать!
Посетители, естественно, задают различные вопросы. Один из них: "Почему музей в Питере? Остап здесь не был..."
Паниковский называл Бендера "невским франтом"
...Обратимся к "12 стульям". Пятая глава, "Великий комбинатор", начинается со слов: "В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет 28... Звали молодого человека Остап Бендер". А столицей "северо-запада", как известно, является Санкт-Петербург, по тем временам - Ленинград.
Во 2-й главе романа читаем: "Посреди Старопанской площади, у бюстика поэта Жуковского с высеченной на цоколе надписью: "Поэзия есть бог в святых мечтах земли!", велись оживленные разговоры..." "Бюстик поэта Жуковского" установлен в Александровском садике напротив Адмиралтейства. Лицом Василий Андреевич повернут в сторону Дворцовой площади. И на цоколе высечены те же слова, что у Ильфа и Петрова. Читаем роман дальше: "...надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия..." Год установки памятника - 1887. Авторы романа ошиблись? Нет, просто Илья Ильф зашифровал свой день и год рождения. Он родился 15 октября 1897 года.
Питер упоминается несколько иносказательно и в "Золотом теленке". Глава I: "Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель. "Храм спаса на картошке", - негромко сказал пешеход. То есть Остап Бендер.
Название явно перекликается с питерским Спасом на Крови, памятником архитектуры потрясающей красоты, что на канале Грибоедова. После революции храм превратили в овощехранилище. В народе его так и называли "Спас на картошке". Между прочим, об этом Ильфу и Петрову рассказал Михаил Зощенко.
Наконец, самый главный аргумент: Паниковский Бендера называет "невским франтом".
...В общей сложности удалось найти в романах 27 моментов, связанных с нашим городом.
Авторы обожали наш город, бывали здесь десятки раз, дружны были с Михаилом Зощенко. Первым в город на Неве заглянул в 1923 году, всего на несколько дней, Илья Ильф еще до знакомства с Евгением Петровым. Приведем фрагмент из письма Ильфа его невесте Марусе Тарасенко: "Теперь я в Петербурге, который оказался лучше того, что я о нем воображал и который вообще находится за пределами всякого воображения. (...) Посреди Адмиралтейства и Правительствующего Сената - Исаакий извергает тьму, а ширина Невы - необычайна. Мосты по вечерам сверкают, как пучок бриллиантов. Снег лежит тонкий, небо серое и голубое..." На обороте письма адрес: "В.О., 2-я линия,
д. 15, кв. 29 М.И. Гельману для..."
"Бендер и сыновья" привели к детям лейтенанта Шмидта
...До недавнего времени считалось, что Бендер - образ собирательный. Но в конце 70-х годов прошлого столетия вышла книга родного брата Евгения Петрова Валентина Катаева "Алмазный мой венец", в которой он сообщает, что Остап Бендер списан с "их общего одесского знакомого". Процитируем дословно: "Что касается центральной фигуры романа - Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое".
В апреле 1997 года в "Комсомольской правде" появилась заметка о прототипе Остапа - Оси- пе Шоре. Прошло еще полгода, и "Аргументы и факты" публикуют фото Шора и письмо Эльзы Раппопорт, сводной сестры Шора. В письме она рассказала, что Осип прибыл в Петроград в июне 1917 года и был зачислен в Технологический институт (еще один аргумент в пользу нашего города!). В октябре грянула революция, и семнадцатилетний юноша остался один в страшном городе без родителей, денег, еды и знакомых. К тому же южный парень зимой простудился и тяжело заболел. Однажды ранней весной 1918 года, немного придя в себя, молодость победила, как-то, стоя у зеркала, он почувствовал, что в комнате кто-то есть (он так привык быть один), оглянулся - никого. И тогда
Осип понял - он так видоизменился, что не узнал свое отражение. "Еще два часа в этом городе - я умру", - сказал себе Шор. С этого момента и начались его приключения. Осип Шор добирался до родной Одессы более десяти месяцев, а когда прибыл до дома, то во всех красках описал перипетии своего путешествия друзьям - Ильфу и Катаеву.
Внешность Осипа, которого все звали Остапом, пишет Катаев, соавторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры. Он был блестящим оперативным работником. Бандиты даже поклялись его убить.
Экскурсанты часто интересуются происхождением самого первого экспоната музея. Это медная закладная пластинка, которую концессионеры нашли в восьмом стуле на теплоходе "Скрябин". "Есть, - повторил Остап сорвавшимся голосом. - Держите. - Ипполит Матвеевич принял в свои трепещущие руки плоский деревянный ящичек... Ящичек открыли. На дне лежала медная позеленевшая пластинка с надписью: "ЭТИМЪ ПОЛУКРЕСЛОМЪ МАСТЕРЪ
ГАМБСЪ НАЧИНАЕТЪ НОВУЮ ПАРТИЮ МЕБЕЛИ.
1865 г. САНКТЪ-ПЕТЕР-
БУРГЪ".
Авторы сохранили фамилию мастера. На подлинной пластинке текст был несколько другой: "ПРИДВОРНЫЙ МЕБЕЛЫЦИКЪ МАСТЕРЪ ГЕНРИХЪ ГАМБСЪ". Как удалось установить, Гамбс с семьей проживал в Санкт-Петербурге на Итальянской улице в доме 17. Там же, на первом этаже, располагался его мебельный салон.
Разыскивается компостер командора
...Музей не только моему любимому литературному герою появился в Питере 24 июля 1995 года. Как говорится, лиха беда начало. Почти ежегодно в разных городах открывались памятники героям бессмертной дилогии: в 1996 году - в Элисте Остапу Бендеру, в 1997 году в Одессе - "Антилопе", в 1998 году в Киеве - Паниковскому, в 1999 году опять же в Одессе - Стулу, на будущий год в Санкт-Петербурге - Остапу Бендеру на Итальянской улице, в 2001 - в Харькове - отцу Федору, в 2002 году в Бердянске - Остапу и Шуре Балаганову и в Жмеринке - Остапу. В Харькове 1 апреля этого года открыт памятник Эллочке-людоедочке. Насколько мне известно, "в ближайших планах" памятники - Бендеру в Рио-де-Жанейро, а в Пятигорке - Остапу и Кисе. Все названные памятники в виде фотографий представлены в музее.
Народному музею Остапа Бендера в этом году одиннадцать лет. По человеческим меркам он - подросток. Музей растет и развивается. Продолжается поиск экспонатов. Например, разыскивается настольный железнодорожный компостер - тот, что стоял на рабочем столе командора в конторе "Рога и копыта".
Музеев литературного героя в мире 15: "Анны Снегиной", "Домик станционного смотрителя", "Козьмы Пруткова", "Двух капитанов", "Буратино", "Дон Кихота", "Дульсинеи Тобосской", "Капитана Немо", "Тиля Уленшпигеля", "Тома Сойера", "Барона Мюнхгаузена", "Бравого солдата Швейка", "Шерлока Холмса" и "Хижины дяди Тома".
Анатолий КОТОВ