Культура
ОСЕННИЙ КОШМАР ФИЛИППА
17 октября
Видимо, что-то неладное творится в сознании Филиппа Олеговича, нынче модного кинорежиссера, если он предлагает смотреть нам такие фильмы, как поставленный им на студии СТВ "Меченосец". История юноши-мутанта по имени Саша (Артем Ткаченко) выросла из романа Евгения Даниленко о том, как обиделся на мир герой. А когда он обижался всерьез на конкретных личностей, то из его руки вырастал... меч, которым обладатель рассекал и протыкал всех, кто был ему не мил.
Мрачные фантазии стали экранной реальностью в картине Филиппа Янковского, яркого представителя нынешней "золотой киномолодежи", озабоченной как самовыражением, так и коммерческим успехом у публики. Размах вложений в проект впечатляет - 5 миллионов евро. Плюс - компетентная группа мастеров спецэффектов, уже набивших руку на обоих "Дозорах". Фильм, снятый на скорую руку, на улицах и в окрестностях Петербурга, излагает сюжет весьма запутанно, потому что применять к нему нормы обычной житейской логики - значит ущемлять право творца на вымысел и задушевные экранные образы. Монтаж "Меченосца" - это непонятные и трудноуловимые сочленения прошлого и настоящего, напоминающие какое-то натуралистическое психоделическое действо, как будто порожденное неадекватным сознанием потребителя "травки" или "колес".
Если же отнестись к картине как к некоему реализованному кошмару, который однажды привиделся режиссеру во сне, то можно еще как-то вынести все показанное на экране - от зрелища множества рассеченных человеческих тел до очередной демонстрации таланта Чулпан Хаматовой (Катя) обольщать и раздеваться в кадре. Актрисе в "Меченосце" пришлось стать подругой таинственно-брутального Саши. В конце концов, именно из-за нее у героя и начинаются большие неприятности с законом. Впрочем, и до встречи с девушкой непонятного рода деятельности Саша успел зарезать отчима (в детстве), родного отца (уже в фильме), пронзить рукой-мечом еще двух юношей (избивших его за то, что он заигрывал с другой девушкой). Дальнейшие похождения парочки влюбленных - смесь романтической эротики и жестокого натурализма. Стиль "Меченосца", пугающий и декадентский, не оставляет публике ни малейшей возможности испытать хотя бы видимое подобие положительных эмоций.
Выбор эффектного в своей инфернальной внешности Артема Ткаченко на главную роль - момент концептуальный. Все время кажется, что его герой не от мира сего. Вроде некоего инопланетянина. А потому уже изначально обреченный на трагическую и бессмысленную борьбу с реальностью методами кровавыми и преступными. Можно было бы предположить, что в такого мстителя с выдвижным мечом Филипп Янковский вложил и свое отношение к окружающему миру. Если моя догадка верна, то тогда мне жаль молодого режиссера. Когда-то он попытался в меру искренне и в меру умело рассказать о своем поколении в дебютной ленте "В движении".
Нынче Янковский-младший являет публике откровенно "темную модель" реальности, в которой героям только и остается мчаться от погони на мотоцикле в лучах осеннего солнца. Здесь нет места доброте и любви (как ни стараются любить друг друга в кадре Ткаченко и Хаматова). Здесь правят бал ненависть и злость.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Мрачные фантазии стали экранной реальностью в картине Филиппа Янковского, яркого представителя нынешней "золотой киномолодежи", озабоченной как самовыражением, так и коммерческим успехом у публики. Размах вложений в проект впечатляет - 5 миллионов евро. Плюс - компетентная группа мастеров спецэффектов, уже набивших руку на обоих "Дозорах". Фильм, снятый на скорую руку, на улицах и в окрестностях Петербурга, излагает сюжет весьма запутанно, потому что применять к нему нормы обычной житейской логики - значит ущемлять право творца на вымысел и задушевные экранные образы. Монтаж "Меченосца" - это непонятные и трудноуловимые сочленения прошлого и настоящего, напоминающие какое-то натуралистическое психоделическое действо, как будто порожденное неадекватным сознанием потребителя "травки" или "колес".
Если же отнестись к картине как к некоему реализованному кошмару, который однажды привиделся режиссеру во сне, то можно еще как-то вынести все показанное на экране - от зрелища множества рассеченных человеческих тел до очередной демонстрации таланта Чулпан Хаматовой (Катя) обольщать и раздеваться в кадре. Актрисе в "Меченосце" пришлось стать подругой таинственно-брутального Саши. В конце концов, именно из-за нее у героя и начинаются большие неприятности с законом. Впрочем, и до встречи с девушкой непонятного рода деятельности Саша успел зарезать отчима (в детстве), родного отца (уже в фильме), пронзить рукой-мечом еще двух юношей (избивших его за то, что он заигрывал с другой девушкой). Дальнейшие похождения парочки влюбленных - смесь романтической эротики и жестокого натурализма. Стиль "Меченосца", пугающий и декадентский, не оставляет публике ни малейшей возможности испытать хотя бы видимое подобие положительных эмоций.
Выбор эффектного в своей инфернальной внешности Артема Ткаченко на главную роль - момент концептуальный. Все время кажется, что его герой не от мира сего. Вроде некоего инопланетянина. А потому уже изначально обреченный на трагическую и бессмысленную борьбу с реальностью методами кровавыми и преступными. Можно было бы предположить, что в такого мстителя с выдвижным мечом Филипп Янковский вложил и свое отношение к окружающему миру. Если моя догадка верна, то тогда мне жаль молодого режиссера. Когда-то он попытался в меру искренне и в меру умело рассказать о своем поколении в дебютной ленте "В движении".
Нынче Янковский-младший являет публике откровенно "темную модель" реальности, в которой героям только и остается мчаться от погони на мотоцикле в лучах осеннего солнца. Здесь нет места доброте и любви (как ни стараются любить друг друга в кадре Ткаченко и Хаматова). Здесь правят бал ненависть и злость.
Сергей ИЛЬЧЕНКО