Культура
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК СТАЛ ДРЕССИРОВЩИКОМ
18 октября
Виктору Зуйкову светила блестящая карьера военного самолетостроителя. Он дослужился до полковника. Казалось, один шаг - и ты уже генерал! Но любовь к животным совершенно фантастическим образом перевернула его судьбу... В итоге Виктор стал дрессировщиком собак, а потом руководителем студии "Мосфильм-КИНОлогия". Выдрессированные им животные снялись в самых популярных кинофильмах и телесериалах: "Сибирский цирюльник", "Участок", "Граница", "Графиня де Монсоро"...
"У бладхаунда из "Участка" неподражаемое чувство юмора"
Случилось так, что приятель пригласил Зуйкова на "Мосфильм" помочь подготовить собак к съемкам в картине "Графиня де Монсоро". Раз появившись на съемочной площадке, Зуйков уже не смог распроститься с ней. И хотя тогда, в начале 1990-х, отечественное кино переживало настоящий кризис, денег толком на картины не выделялось, для Зуйкова это было не важно.
Зуйков рассказал, как отбирали собаку для "Участка". Пес должен был быть забавным, крупным и хорошо поддающимся дрессировке. Конкуренция развернулась между двумя породами: бордосским догом и бладхаундом. На кастинге произошло следующее: бладхаунд Цезарь после пробежки на поводке, несмотря на то что вокруг было множество собак, не пошел с ними знакомиться, а направился прямиком к зеркалу и стал изучать... себя. Потом обошел зеркало сзади, пытаясь найти там своего сородича, но, никого не обнаружив, вернулся на то же место и стал пристально смотреть на свое отражение. Этот его смешной вояж и определил выбор. Главный же конкурент Цезаря - бордосский дог, которого готовили к съемкам параллельно, в ответственный момент проглотил мячик и тем самым отрезал себе все пути к славе.
- Работать с Цезарем было одно удовольствие, мне кажется, у него неподражаемое чувство юмора, - улыбается Зуйков.
Кинологи приручили воробья
Когда Никита Михалков снимал свой знаменитый фильм "Сибирский цирюльник", то одной из самых ключевых сцен был въезд царя-батюшки на Соборную площадь Кремля. Юнкера по команде замерли в ожидании появления самого главного человека Российского государства. Для многих это был единственный шанс воочию увидеть царя - тишина должна звенеть так, чтоб можно было услышать, как муха пролетит, воробей чирикнет. Так, воробей! Никита Сергеевич уцепился за эту идею и решил во что бы то ни стало вставить эпизод с воробьем - как пташка вольно прыгает меж юнкерских рядов и все ей нипочем. Но где взять дрессированного воробья?
Специалисты отловили пять шустрых птичек, и началась кропотливейшая работа по их приручению, которая заняла неделю. Конечно, можно было бы привязать к лапке воробья леску, но это непременно было бы видно на экране. Поэтому стали действовать уговорами и расположением. В конце концов один самый способный воробей - кто больше других давался в руки, клевал зернышки с ладони, - был выпущен на площадку. Был у него и дублер - снимали обоих. Дубли повторялись и повторялись. А птицы не улетали, а только разбегались - была применена одна хитрость: маховые крылья птичкам незаметно скрепили скрепками - юнкера ставили ладони домиком и ловили воробьев. И мотор заводили снова. В конце концов сцена была снята, и этим по праву может гордиться Зуйков.
"Я действительно повернутый"
А вот на съемках фильма "Граница. Таежный роман" пришлось работать с волчатами и учить их выть.
- Сам выл долго, нудно. Постепенно волчата стали мне вторить, - вспоминает Виктор. - Правда, пришлось побиться с ними во время дрессировки. Главный момент любой дрессировки - поощрение лакомством. Волки же никогда не оставляют что-то на потом: сразу поглощают еду, запасы создают в собственном организме. Но что я-то смогу с накормленным ленивым животным сделать? Приходилось пускаться на всякие хитрости, например смазывать шоколадом что-нибудь несъедобное, чтобы хоть как-то растягивать съемочные моменты с животными.
С собаками в этом смысле гораздо проще: они благодарны за вкусную еду и готовы работать со всей отдачей, если впереди их ждет лакомство. Так было с немецким догом Ромой в фильме "Что сказал покойник". Съемочная группа так накормила пса разными вкусностями, что на следующий день Рома отказался есть дома и ждал под дверью, когда его заберут на работу.
Когда Виктор рассказывает о своих животных, поневоле рождается ощущение, что они для него - главное в жизни. Понимают ли его увлечение в семье?
- Не все так гладко, - говорит Зуйков. - Развод я уже пережил. ...Я действительно повернутый - меня надо воспринимать с моими причудами, с моим фанатизмом в работе - без всего этого меня и нет.
Прямая речь
"ПОКЛЯЛСЯ, ЧТО БУДУ ЗАЩИЩАТЬ ЦЫПЛЯТ ОТ КОЛЮЧЕГО ВАРВАРА"
- Главное воспоминание детства - моя умная мама в гуще киношных событий, - говорит Виктор Зуйков. - Постоянные разговоры о кино, актерах, режиссерах. У мамы очень хороший, тонкий вкус. Дома масса афиш, фотографий звезд западного и кумиров отечественного кино. Это обстоятельство потом, видимо, и сыграло решающую роль в моей судьбе. Мое увлечение с раннего детства - животные. Я любил их до безумия, до какой-то болезненной дрожи в руках и спазмов в горле. Помню, как я с детским садом приехал на дачу Тучково под Москвой и заметил, как ежик стал таскать и придушивать цыплят. Я поклялся, что буду защищать желтеньких птенцов от колючего варвара. И садился в засады, не пускал ежика к курятнику.
Сколько себя помню, возился то с собаками, то с кошками - лечил, дрессировал, домой брал, прятал под кроватью, чтобы родители не выбросили. И когда солдатом-срочником был, занимался собаками, моей любимой породой - сеттерами. Давно понял, что животные потрясающе умные существа, с ними можно говорить на одном языке. И часто как раз не ты, а они могут тебя чему-то научить.
В юности я не посмел пойти против воли отца и поступил в авиационный институт, стал военным. Карьера складывалась удачно. И все же спустя годы я нашел в себе силы по доброй воле покинуть эту стезю и стал тренировать охотничьих собак. А потом мне открылся тот путь, который и сделал меня по-настоящему счастливым.
Елена ДОБРЯКОВА
"У бладхаунда из "Участка" неподражаемое чувство юмора"
Случилось так, что приятель пригласил Зуйкова на "Мосфильм" помочь подготовить собак к съемкам в картине "Графиня де Монсоро". Раз появившись на съемочной площадке, Зуйков уже не смог распроститься с ней. И хотя тогда, в начале 1990-х, отечественное кино переживало настоящий кризис, денег толком на картины не выделялось, для Зуйкова это было не важно.
Зуйков рассказал, как отбирали собаку для "Участка". Пес должен был быть забавным, крупным и хорошо поддающимся дрессировке. Конкуренция развернулась между двумя породами: бордосским догом и бладхаундом. На кастинге произошло следующее: бладхаунд Цезарь после пробежки на поводке, несмотря на то что вокруг было множество собак, не пошел с ними знакомиться, а направился прямиком к зеркалу и стал изучать... себя. Потом обошел зеркало сзади, пытаясь найти там своего сородича, но, никого не обнаружив, вернулся на то же место и стал пристально смотреть на свое отражение. Этот его смешной вояж и определил выбор. Главный же конкурент Цезаря - бордосский дог, которого готовили к съемкам параллельно, в ответственный момент проглотил мячик и тем самым отрезал себе все пути к славе.
- Работать с Цезарем было одно удовольствие, мне кажется, у него неподражаемое чувство юмора, - улыбается Зуйков.
Кинологи приручили воробья
Когда Никита Михалков снимал свой знаменитый фильм "Сибирский цирюльник", то одной из самых ключевых сцен был въезд царя-батюшки на Соборную площадь Кремля. Юнкера по команде замерли в ожидании появления самого главного человека Российского государства. Для многих это был единственный шанс воочию увидеть царя - тишина должна звенеть так, чтоб можно было услышать, как муха пролетит, воробей чирикнет. Так, воробей! Никита Сергеевич уцепился за эту идею и решил во что бы то ни стало вставить эпизод с воробьем - как пташка вольно прыгает меж юнкерских рядов и все ей нипочем. Но где взять дрессированного воробья?
Специалисты отловили пять шустрых птичек, и началась кропотливейшая работа по их приручению, которая заняла неделю. Конечно, можно было бы привязать к лапке воробья леску, но это непременно было бы видно на экране. Поэтому стали действовать уговорами и расположением. В конце концов один самый способный воробей - кто больше других давался в руки, клевал зернышки с ладони, - был выпущен на площадку. Был у него и дублер - снимали обоих. Дубли повторялись и повторялись. А птицы не улетали, а только разбегались - была применена одна хитрость: маховые крылья птичкам незаметно скрепили скрепками - юнкера ставили ладони домиком и ловили воробьев. И мотор заводили снова. В конце концов сцена была снята, и этим по праву может гордиться Зуйков.
"Я действительно повернутый"
А вот на съемках фильма "Граница. Таежный роман" пришлось работать с волчатами и учить их выть.
- Сам выл долго, нудно. Постепенно волчата стали мне вторить, - вспоминает Виктор. - Правда, пришлось побиться с ними во время дрессировки. Главный момент любой дрессировки - поощрение лакомством. Волки же никогда не оставляют что-то на потом: сразу поглощают еду, запасы создают в собственном организме. Но что я-то смогу с накормленным ленивым животным сделать? Приходилось пускаться на всякие хитрости, например смазывать шоколадом что-нибудь несъедобное, чтобы хоть как-то растягивать съемочные моменты с животными.
С собаками в этом смысле гораздо проще: они благодарны за вкусную еду и готовы работать со всей отдачей, если впереди их ждет лакомство. Так было с немецким догом Ромой в фильме "Что сказал покойник". Съемочная группа так накормила пса разными вкусностями, что на следующий день Рома отказался есть дома и ждал под дверью, когда его заберут на работу.
Когда Виктор рассказывает о своих животных, поневоле рождается ощущение, что они для него - главное в жизни. Понимают ли его увлечение в семье?
- Не все так гладко, - говорит Зуйков. - Развод я уже пережил. ...Я действительно повернутый - меня надо воспринимать с моими причудами, с моим фанатизмом в работе - без всего этого меня и нет.
Прямая речь
"ПОКЛЯЛСЯ, ЧТО БУДУ ЗАЩИЩАТЬ ЦЫПЛЯТ ОТ КОЛЮЧЕГО ВАРВАРА"
- Главное воспоминание детства - моя умная мама в гуще киношных событий, - говорит Виктор Зуйков. - Постоянные разговоры о кино, актерах, режиссерах. У мамы очень хороший, тонкий вкус. Дома масса афиш, фотографий звезд западного и кумиров отечественного кино. Это обстоятельство потом, видимо, и сыграло решающую роль в моей судьбе. Мое увлечение с раннего детства - животные. Я любил их до безумия, до какой-то болезненной дрожи в руках и спазмов в горле. Помню, как я с детским садом приехал на дачу Тучково под Москвой и заметил, как ежик стал таскать и придушивать цыплят. Я поклялся, что буду защищать желтеньких птенцов от колючего варвара. И садился в засады, не пускал ежика к курятнику.
Сколько себя помню, возился то с собаками, то с кошками - лечил, дрессировал, домой брал, прятал под кроватью, чтобы родители не выбросили. И когда солдатом-срочником был, занимался собаками, моей любимой породой - сеттерами. Давно понял, что животные потрясающе умные существа, с ними можно говорить на одном языке. И часто как раз не ты, а они могут тебя чему-то научить.
В юности я не посмел пойти против воли отца и поступил в авиационный институт, стал военным. Карьера складывалась удачно. И все же спустя годы я нашел в себе силы по доброй воле покинуть эту стезю и стал тренировать охотничьих собак. А потом мне открылся тот путь, который и сделал меня по-настоящему счастливым.
Елена ДОБРЯКОВА