Культура
"CЮЖЕТА - НА КОРОТКОМЕТРАЖКУ"
18 октября
Эта картина молодого режиссера Ивана Вырыпаева уже стала знаменитой еще до того, как вышла в отечественный прокат. Еще бы! Фильм - официальный участник основного конкурса последнего Венецианского кинофестиваля. Правда, никаких наград там, кроме полулюбительского приза от студентов "Маленький Золотой лев", фильм вчерашнего и нынешнего театрального режиссера в Италии не получил. Награждали "Эйфорию" и в России, на фестивале "Кинотавр" - за яркое экспрессивное решение. И в том была своя правда, потому что Вырыпаев как постановщик четко усвоил жесткое правило нынешней киномоды: "Главное, чтобы костюмчик сидел". То есть зрители бы могли увидеть эффектную и красивую "картинку" на экране.
"Эйфория" представляет собою настоящее пиршество для взора усталого от клиповой эстетики телеэкрана зрителя. Летящие панорамы, медленное проплывание камеры вдоль и поперек плоскости изображения, статичные мизансцены с участием актеров, а вместе с этим бескрайние просторы поволжских степей, - все это заставляет действительно расслабиться и впасть в некую эмоциональную эйфорию. Сюжет же, который разыгрывается в рамках набившего оскомину любовного треугольника, - хорошая иллюстрация тезиса о дикости русских нравов и загадочной непонятливости русской души.
Судите сами. Валерий (Максим Ушаков) влюбляется в замужнюю женщину Веру (Полина Агуреева). Дочке Веры пес откусил палец. За что муж Веры Павел (Михаил Окунев) пса отправил к праотцам. Затем почему-то Павел убивает ни в чем не повинную корову. А Вера дарит Валере свою любовь при совместном закапывании пса-злодея в могилу. В отместку Павел сжигает родной дом и отправляется с ружьем на берег реки поджидать новоявленных любовников. Они, однако, не спешат на свидание со смертью, разгуливая голышом по песчаной отмели. Но всему хорошему приходит конец. И надо уже плыть в лодке по реке. А там на берегу их уже караулит Павел. Несколько выстрелов картечью. И нет больше ни Валерия, ни Веры, ни лодки. Вот и вся любовь.
Пересказ подобных картин - вещь заранее ироничная, ибо, как справедливо сказал один из известных актеров после просмотра "Эйфории", "здесь настоящего сюжета - на короткометражку, а меня очень долго заставляют любоваться картинами природы!"
Перед нами - история любви в чистом виде, без бытовых примесей, в экстерьерах родной природы. А для некоторой остроты ощущений вербальный строй картины сопровождается, как нынче принято у режиссеров-дебютантов, матом, еще одним наглядным подтверждением некой загадочности русской души.
Складывается устойчивое ощущение, что будто бы режиссер где-то когда-то увидел нечто подобное, исподтишка за такой "любовью" понаблюдал, а затем решил придать ей форму некой философской притчи. Но бытовая очищенность экрана и эффектная операторская работа не есть еще признак таланта молодого постановщика, который, очевидно, в свое время посмотрел на видео много-много хороших фильмов из коллекции классики десятой музы. А затем интуитивно начал реализовывать вуайеристские фантазии и синефильские воспоминания на экране. Где-то в кадре мелькает нечто от Кустурицы, где-то просматриваются очевидные отсылки к Бергману. В ряде случаев незримый дух Тарковского парит в кадре над степным простором. Если бы "Эйфория" была выпускной режиссерской работой во ВГИКе, то за нее следовало бы поставить оценку "отлично".
Сергей ИЛЬЧЕНКО
"Эйфория" представляет собою настоящее пиршество для взора усталого от клиповой эстетики телеэкрана зрителя. Летящие панорамы, медленное проплывание камеры вдоль и поперек плоскости изображения, статичные мизансцены с участием актеров, а вместе с этим бескрайние просторы поволжских степей, - все это заставляет действительно расслабиться и впасть в некую эмоциональную эйфорию. Сюжет же, который разыгрывается в рамках набившего оскомину любовного треугольника, - хорошая иллюстрация тезиса о дикости русских нравов и загадочной непонятливости русской души.
Судите сами. Валерий (Максим Ушаков) влюбляется в замужнюю женщину Веру (Полина Агуреева). Дочке Веры пес откусил палец. За что муж Веры Павел (Михаил Окунев) пса отправил к праотцам. Затем почему-то Павел убивает ни в чем не повинную корову. А Вера дарит Валере свою любовь при совместном закапывании пса-злодея в могилу. В отместку Павел сжигает родной дом и отправляется с ружьем на берег реки поджидать новоявленных любовников. Они, однако, не спешат на свидание со смертью, разгуливая голышом по песчаной отмели. Но всему хорошему приходит конец. И надо уже плыть в лодке по реке. А там на берегу их уже караулит Павел. Несколько выстрелов картечью. И нет больше ни Валерия, ни Веры, ни лодки. Вот и вся любовь.
Пересказ подобных картин - вещь заранее ироничная, ибо, как справедливо сказал один из известных актеров после просмотра "Эйфории", "здесь настоящего сюжета - на короткометражку, а меня очень долго заставляют любоваться картинами природы!"
Перед нами - история любви в чистом виде, без бытовых примесей, в экстерьерах родной природы. А для некоторой остроты ощущений вербальный строй картины сопровождается, как нынче принято у режиссеров-дебютантов, матом, еще одним наглядным подтверждением некой загадочности русской души.
Складывается устойчивое ощущение, что будто бы режиссер где-то когда-то увидел нечто подобное, исподтишка за такой "любовью" понаблюдал, а затем решил придать ей форму некой философской притчи. Но бытовая очищенность экрана и эффектная операторская работа не есть еще признак таланта молодого постановщика, который, очевидно, в свое время посмотрел на видео много-много хороших фильмов из коллекции классики десятой музы. А затем интуитивно начал реализовывать вуайеристские фантазии и синефильские воспоминания на экране. Где-то в кадре мелькает нечто от Кустурицы, где-то просматриваются очевидные отсылки к Бергману. В ряде случаев незримый дух Тарковского парит в кадре над степным простором. Если бы "Эйфория" была выпускной режиссерской работой во ВГИКе, то за нее следовало бы поставить оценку "отлично".
Сергей ИЛЬЧЕНКО