Экономика
10 МИНУТ ДО МАГАЗИНА
19 октября
Об особенностях и причинах появления одобренной недавно правительством программы государственной поддержки и размещения продовольственных магазинов "шаговой доступности" рассказывает Николай Архипов, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
- Николай Александрович, судя по статистике, проблем с магазинами у петербуржцев нет. На тысячу горожан приходится в среднем 486 квадратных метров торговых площадей. Плановый показатель - 470 метров - превзойден. Но жители многих, и особенно центральных, как выяснилось, районов жалуются, что за молоком, хлебом и прочими "повседневными" продуктами приходится ездить в дальние дали. Как это могло случиться, что не учли?
- Очень увлеклись жилищным строительством. А с торгово-бытовой структурой отстали. Она строилась на землях, которые по ходу возведения домов присматривали предприниматели и предоставлял город. Как правило, это были участки, расположенные вдоль оживленных магистралей, где больше всего покупателей. Но освоить территории где-нибудь в глубине микрорай-
онов часто не поспевали. Так появлялись своего рода торговые анклавы. Один такой, например, на перекрестке улицы Савушкина и Приморского проспекта. Тут рядом, в пределах видимости, сразу несколько гипермаркетов и масса еще других магазинов. Половина положенного районного их количества. А в жилой глубинке - ни ларька, ни павильона. В этом вся проблема: здесь - густо, там - пусто.
- По мнению малого бизнеса, этому во многом способствовало и наступление на продовольственном рынке торговых сетей, в результате конкуренции с которыми разорилось множество небольших магазинчиков "у дома"...
- Еще бы им не разоряться! У них торговые площади 100-300 квадратных метров. У супермаркетов - до 3 тысяч. Издержки на управление, на логистику у них одного порядка, а выручка у сетевиков во много раз больше. Я давно в торговле, начинал учеником продавца, у меня были свои магазины (сейчас ими занимается жена), поработал за границей и не понаслышке знаю, как растут затраты на приобретение и доставку товаров, когда их берут мелкими партиями. А для крупных закупщиков все проще и дешевле. К тому же сетевики еще и объединяют свои закупки. В результате их, как выгодных партнеров, привечают оптовики, дают им хорошие скидки.
Конечно, у мелких магазинчиков большой плюс в том, что другим не сравниться с ними по удобству обслуживания. Большинство торгует круглосуточно, некоторые располагаются прямо в нижних этажах жилых домов, покупатели почти все постоянные, продавцы часто из проживающих по соседству. Здесь все свои, потому у хозяев с клиентами легко возникают доверительные домашние отношения. И, по раскладу маркетологов, даже те семьи, которые предпочитают большинство товаров - в пределах 80 процентов - закупать в гипермаркетах, остальные 20 процентов стараются или хотели бы приобретать в таких вот мини-магазинах. Это не говоря уже о семьях с достатком ниже среднего, о престарелых людях, для которых дальний поход в магазин вообще проблема. Так что доход прилежным предпринимателям обеспечен здесь стабильный. Но, конечно, при государственной поддержке, которая должна компенсировать им излишние закупочные издержки.
- А она их компенсирует?
- Для того и принят городской социальный стандарт, который предусматривает, что ближайший продовольственный магазин должен находиться не далее чем в 10 минутах ходьбы от любого жилого дома в городе. И под это стандарт разработана программа "шаговой доступности" торговли. Предпринимателям, кто намерен снимать помещения госнедвижимости для таких магазинов, будет предоставляться пятидесятипроцентная скидка арендной платы. Уже определены 160 торговых площадок "шаговой доступности" - это и существующие, которые вписаны в программу, и новые павильоны. Срок аренды продлен до 10 лет. Предусмотрено и освобождение от первого платежа за аренду земельного участка. Для претендентов на льготы одно условие: алкоголь не продавать.
- А что мешает владельцам таких магазинов для большей уверенности в доходности дела тоже, как сетевикам, объединяться, чтобы общие закупки стали крупными и привлекательными для оптовиков, чтобы проще и дешевле стала транспортировка товаров?
- Во многих странах с появлением на рынке торговых сетей такие объединения мелких магазинов стали заявлять о себе. Они создают общую логистическую структуру - распределительные центры и транспорт. Эта работа требует немалых затрат, и участники делят их между собой, платят определенные взносы. У нас о таких объединениях пока не слышно. Но - объявятся, не исключено. Рынок - он везде рынок.
По торговой классификации магазины "шаговой доступности" - аналог западных "квартальных магазинов". В таких, кроме прочих домашних особенностей, оказывают, в отличие от супермаркетов, особую услугу: принимают заказы на любимые продукты от своих постоянных клиентов. На прилавках здесь товары до 6000 наименований: продукты питания, напитки - алкогольные и безалкогольные, бытовая химия, иногда косметика и хозяйственные товары. Крупная итальянская ассоциация такого рода магазинов SISA помогла участникам сократить затраты на оборудование до 50 процентов, содержание запасов - на 73 процента, персонал - на 68 процентов.
Лев НИКОЛАЕВ
- Николай Александрович, судя по статистике, проблем с магазинами у петербуржцев нет. На тысячу горожан приходится в среднем 486 квадратных метров торговых площадей. Плановый показатель - 470 метров - превзойден. Но жители многих, и особенно центральных, как выяснилось, районов жалуются, что за молоком, хлебом и прочими "повседневными" продуктами приходится ездить в дальние дали. Как это могло случиться, что не учли?
- Очень увлеклись жилищным строительством. А с торгово-бытовой структурой отстали. Она строилась на землях, которые по ходу возведения домов присматривали предприниматели и предоставлял город. Как правило, это были участки, расположенные вдоль оживленных магистралей, где больше всего покупателей. Но освоить территории где-нибудь в глубине микрорай-
онов часто не поспевали. Так появлялись своего рода торговые анклавы. Один такой, например, на перекрестке улицы Савушкина и Приморского проспекта. Тут рядом, в пределах видимости, сразу несколько гипермаркетов и масса еще других магазинов. Половина положенного районного их количества. А в жилой глубинке - ни ларька, ни павильона. В этом вся проблема: здесь - густо, там - пусто.
- По мнению малого бизнеса, этому во многом способствовало и наступление на продовольственном рынке торговых сетей, в результате конкуренции с которыми разорилось множество небольших магазинчиков "у дома"...
- Еще бы им не разоряться! У них торговые площади 100-300 квадратных метров. У супермаркетов - до 3 тысяч. Издержки на управление, на логистику у них одного порядка, а выручка у сетевиков во много раз больше. Я давно в торговле, начинал учеником продавца, у меня были свои магазины (сейчас ими занимается жена), поработал за границей и не понаслышке знаю, как растут затраты на приобретение и доставку товаров, когда их берут мелкими партиями. А для крупных закупщиков все проще и дешевле. К тому же сетевики еще и объединяют свои закупки. В результате их, как выгодных партнеров, привечают оптовики, дают им хорошие скидки.
Конечно, у мелких магазинчиков большой плюс в том, что другим не сравниться с ними по удобству обслуживания. Большинство торгует круглосуточно, некоторые располагаются прямо в нижних этажах жилых домов, покупатели почти все постоянные, продавцы часто из проживающих по соседству. Здесь все свои, потому у хозяев с клиентами легко возникают доверительные домашние отношения. И, по раскладу маркетологов, даже те семьи, которые предпочитают большинство товаров - в пределах 80 процентов - закупать в гипермаркетах, остальные 20 процентов стараются или хотели бы приобретать в таких вот мини-магазинах. Это не говоря уже о семьях с достатком ниже среднего, о престарелых людях, для которых дальний поход в магазин вообще проблема. Так что доход прилежным предпринимателям обеспечен здесь стабильный. Но, конечно, при государственной поддержке, которая должна компенсировать им излишние закупочные издержки.
- А она их компенсирует?
- Для того и принят городской социальный стандарт, который предусматривает, что ближайший продовольственный магазин должен находиться не далее чем в 10 минутах ходьбы от любого жилого дома в городе. И под это стандарт разработана программа "шаговой доступности" торговли. Предпринимателям, кто намерен снимать помещения госнедвижимости для таких магазинов, будет предоставляться пятидесятипроцентная скидка арендной платы. Уже определены 160 торговых площадок "шаговой доступности" - это и существующие, которые вписаны в программу, и новые павильоны. Срок аренды продлен до 10 лет. Предусмотрено и освобождение от первого платежа за аренду земельного участка. Для претендентов на льготы одно условие: алкоголь не продавать.
- А что мешает владельцам таких магазинов для большей уверенности в доходности дела тоже, как сетевикам, объединяться, чтобы общие закупки стали крупными и привлекательными для оптовиков, чтобы проще и дешевле стала транспортировка товаров?
- Во многих странах с появлением на рынке торговых сетей такие объединения мелких магазинов стали заявлять о себе. Они создают общую логистическую структуру - распределительные центры и транспорт. Эта работа требует немалых затрат, и участники делят их между собой, платят определенные взносы. У нас о таких объединениях пока не слышно. Но - объявятся, не исключено. Рынок - он везде рынок.
По торговой классификации магазины "шаговой доступности" - аналог западных "квартальных магазинов". В таких, кроме прочих домашних особенностей, оказывают, в отличие от супермаркетов, особую услугу: принимают заказы на любимые продукты от своих постоянных клиентов. На прилавках здесь товары до 6000 наименований: продукты питания, напитки - алкогольные и безалкогольные, бытовая химия, иногда косметика и хозяйственные товары. Крупная итальянская ассоциация такого рода магазинов SISA помогла участникам сократить затраты на оборудование до 50 процентов, содержание запасов - на 73 процента, персонал - на 68 процентов.
Лев НИКОЛАЕВ