Культура
КИНОАРХИВ "ЛЕНФИЛЬМА" ОКАЗАЛСЯ НА ПОМОЙКЕ?
20 октября
Сигналом для такой проверки послужило громкое заявление режиссера Олега Ковалова о том, что киностудия избавилась от магнитной фонограммы и негативов его фильма "Сады скорпиона". Мол, позитивные копии есть, но печатать новые не с чего. Режиссер уверяет, что "это далеко не единичный случай, когда "Ленфильм" уничтожает искусство".
- Я лично спас копии последнего фильма Арановича "Agnus Dei", я спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна, пленки Пелешяна, - рассказывает Ковалов. - А в тех коробках, которые вынесли из помещений студии сейчас, хранились материалы, которые использовал в своих работах Алимпиев, тут был архив моего покойного друга Огородникова, не вошедшие куски в фильм "Взломщик". В цивилизованных странах такими вещами очень дорожат. Но у дикарей нет прошлого.
Иное мнение имеет киновед, редактор "Ленфильма" Александр Поздняков:
- Смешно говорить о ценностях того, что было выброшено на свалку. Это не сами архивные фильмы, а лишь подготовительные материалы, использованные при монтаже фильмов того же Олега Ковалова, Игоря Алимпиева. Ну не будем же мы хранить обрывки пленок, неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т. д. - все это рано или поздно подвергается утилизации. И вообще, сегодня следует говорить о том, что все киноматериалы надо переносить на цифровые носители. Думаю, очень скоро мы сможем получить любой кадр Эйзенштейна в режиме реального времени и подвергнуть его любому использованию, исследованию, монтажу и т. д.
Позиция генерального директора киностудии "Ленфильм" Андрея Зерцалова сходна:
- У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло, когда узнал об уничтожении уникальных материалов - неужели прав Ковалов: да, "дикари" мы, "иваны, не помнящие родства"?.. Но, пообщавшись с начальником монтажного цеха Монаховым и другими специалистами, спешу успокоить общественность и самого Олега Альбертовича - исходные материалы его фильма-коллажа "Сады скорпиона", смонтированного из фрагментов советских игровых, хроникальных, просветительских и муль-типликационных фильмов, хранятся в Госфильмофонде. Черновой же монтаж "Agnus Dei", сделанный незадолго до своей кончины режиссером Семеном Арановичем, был с успехом показан на фестивале архивного кино в "Белых столбах" в 2004 году и хранится на "Ленфильме". Что же касается нацистских хроник и материалов Сергея Эйзенштейна, то никаких подтверждений подобных потерь нет.
Однако не так все просто, думается, в ленфильмовской вотчине. Есть свидетельства утраты очень многих реликвий, о которых говорит известный киновед Петр Багров. Он считает, что любые срезки из "Броненосца Потемкина", пускай и трижды забракованные Эйзенштейном, сейчас были бы архивной сенсацией. А ведь кто-то когда-то их также за ненадобностью выбросил. Уничтожена была в 70-е годы и собранная заведующей монтажным цехом "Ленфильма" Рашелью Мильман фильмотека актерских проб, которую она собирала в течение 30 лет. Обидно.
- И все же, думаю, архивный материал материалу рознь, и сегодня мы вполне можем доверять начальнику монтажного цеха, что считать уникальной вещью, а что - нет, - уверен Александр Поздняков.
Елена ДОБРЯКОВА
- Я лично спас копии последнего фильма Арановича "Agnus Dei", я спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна, пленки Пелешяна, - рассказывает Ковалов. - А в тех коробках, которые вынесли из помещений студии сейчас, хранились материалы, которые использовал в своих работах Алимпиев, тут был архив моего покойного друга Огородникова, не вошедшие куски в фильм "Взломщик". В цивилизованных странах такими вещами очень дорожат. Но у дикарей нет прошлого.
Иное мнение имеет киновед, редактор "Ленфильма" Александр Поздняков:
- Смешно говорить о ценностях того, что было выброшено на свалку. Это не сами архивные фильмы, а лишь подготовительные материалы, использованные при монтаже фильмов того же Олега Ковалова, Игоря Алимпиева. Ну не будем же мы хранить обрывки пленок, неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т. д. - все это рано или поздно подвергается утилизации. И вообще, сегодня следует говорить о том, что все киноматериалы надо переносить на цифровые носители. Думаю, очень скоро мы сможем получить любой кадр Эйзенштейна в режиме реального времени и подвергнуть его любому использованию, исследованию, монтажу и т. д.
Позиция генерального директора киностудии "Ленфильм" Андрея Зерцалова сходна:
- У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло, когда узнал об уничтожении уникальных материалов - неужели прав Ковалов: да, "дикари" мы, "иваны, не помнящие родства"?.. Но, пообщавшись с начальником монтажного цеха Монаховым и другими специалистами, спешу успокоить общественность и самого Олега Альбертовича - исходные материалы его фильма-коллажа "Сады скорпиона", смонтированного из фрагментов советских игровых, хроникальных, просветительских и муль-типликационных фильмов, хранятся в Госфильмофонде. Черновой же монтаж "Agnus Dei", сделанный незадолго до своей кончины режиссером Семеном Арановичем, был с успехом показан на фестивале архивного кино в "Белых столбах" в 2004 году и хранится на "Ленфильме". Что же касается нацистских хроник и материалов Сергея Эйзенштейна, то никаких подтверждений подобных потерь нет.
Однако не так все просто, думается, в ленфильмовской вотчине. Есть свидетельства утраты очень многих реликвий, о которых говорит известный киновед Петр Багров. Он считает, что любые срезки из "Броненосца Потемкина", пускай и трижды забракованные Эйзенштейном, сейчас были бы архивной сенсацией. А ведь кто-то когда-то их также за ненадобностью выбросил. Уничтожена была в 70-е годы и собранная заведующей монтажным цехом "Ленфильма" Рашелью Мильман фильмотека актерских проб, которую она собирала в течение 30 лет. Обидно.
- И все же, думаю, архивный материал материалу рознь, и сегодня мы вполне можем доверять начальнику монтажного цеха, что считать уникальной вещью, а что - нет, - уверен Александр Поздняков.
Елена ДОБРЯКОВА