Экономика
ЧЕМ ДАЛЬШЕ СЕГ, ТЕМ БОЛЬШЕ СПОРОВ
21 октября
Ответ можно найти в европейской Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала. Суть в том, что чем больше увеличивается зависимость Европы от российского газа, тем больших гарантий надежности поставок страны-потребители требуют. А главной гарантией, по их мнению, будет допуск их компаний и к добыче газа на российских месторождениях, и к его транспортировке. Однако впрямую об этом говорить не принято. Поэтому чаще высказываются "политкорректные" экологическое опасения.
Прокладка сухопутной части по российской территории не вызывала у европейских стран вопросов, к морской - уже предъявляются претензии. Прибалтийские государства проявляют беспокойство, что на дне Балтики остаются неразорвавшиеся мины и снаряды времен Второй мировой войны, и прокладка трубопровода может их затронуть. Премьер-министр Швеции Йоран Перссон выразил опасения, что проект может причинить ущерб экологии Балтийского моря. А бывший президент Польши Александр Квасьневский даже заявил, что СЕГ представляет угрозу безопасности и независимости его страны. Периодически ставятся вопросы о переносе строительства газопровода на сушу.
Насколько актуальная угроза со стороны морских захоронений? Проблему "НВ" раскрыл заведующий отделом региональной геологии и морской геологии Всероссийского института имени А.П. Карпинского Михаил Спиридонов. Его отдел уже около десяти лет возглавляет международный экологический патруль (МЭП), занимающийся мониторингом экологического состояния Балтики, привлекаются, кстати, специалисты из Польши, Прибалтики и Швеции. И полнее, чем МЭП, ни одна из организаций не владеет информацией о военных захоронениях, так как он создавался для решения этих вопросов.
По словам Спиридонова, после войны союзными войсками было действительно затоплено несколько сотен тысяч тонн боеприпасов, в том числе с отравляющими веществами. Находятся они в Борнхольмской впадине около Дании, в Готландской котловине около Латвии и в меньшей части в территориальных водах Швеции и Норвегии. Сами снаряды не могут представлять никакой угрозы, они просто не взорвутся, так как находятся без запала. "Но контейнеры с фосгеном, горчичным и нервно-паралитическими газами могут представлять действительную опасность и, вполне вероятно, могут несколько скорректировать направление газопровода, ветки пойдут в обход тех мест, где затоплено химическое оружие... Но эта искусственно созданая проблема решаема - достаточно месяца работы экологического патруля для детальной съемки на морском участке СЕГа", - считает Михаил Спиридонов.
А в петербургском филиале дирекции по строительству СЕГ нам сообщили, что до начала морской прокладки трассы проект пройдет экологическую экспертизу в Германии по немецким нормам и законам. Более того, все работы будут согласовываться в рамках законодательства ЕС.
СПРАВКА "НВ"
СЕГ протянется из Восточной Сибири, пройдет по дну Балтийского моря в Германию с ответвлениями в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Нидерланды и Великобританию. Его морская часть начнется около Выборга в бухте Портовая и протянется по дну до немецкого города Грайфсвальд двумя параллельными нитками. Протяженность наземного участка чуть более 900 километров, морского - 1200 километров. Общая мощность составит 55 миллиардов кубометров газа в год. Строительство первой нитки предполагается завершить к 2010 году. Суммарные инвестиции составят не менее 10,5 миллиарда долларов. Проект ведет специально созданное совместное предприятие North European Gas Pipeline Company (NEGP), оборудованная год назад. В его капитале "Газпрому" будет принадлежать 51 процент акций, а немецким компаниям BASF и E.ON - по 24,5 процента. Для России условия выгодны - ни один из партнеров не обладает так называемым блокирующим пакетом, позволяющим отменять решения. Акционеров возглавляет экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Это решение более политическое, чем экономическое, экс-канцлер продвигал и лоббировал идею СЕГ.
Игорь КУРНЫГИН
Прокладка сухопутной части по российской территории не вызывала у европейских стран вопросов, к морской - уже предъявляются претензии. Прибалтийские государства проявляют беспокойство, что на дне Балтики остаются неразорвавшиеся мины и снаряды времен Второй мировой войны, и прокладка трубопровода может их затронуть. Премьер-министр Швеции Йоран Перссон выразил опасения, что проект может причинить ущерб экологии Балтийского моря. А бывший президент Польши Александр Квасьневский даже заявил, что СЕГ представляет угрозу безопасности и независимости его страны. Периодически ставятся вопросы о переносе строительства газопровода на сушу.
Насколько актуальная угроза со стороны морских захоронений? Проблему "НВ" раскрыл заведующий отделом региональной геологии и морской геологии Всероссийского института имени А.П. Карпинского Михаил Спиридонов. Его отдел уже около десяти лет возглавляет международный экологический патруль (МЭП), занимающийся мониторингом экологического состояния Балтики, привлекаются, кстати, специалисты из Польши, Прибалтики и Швеции. И полнее, чем МЭП, ни одна из организаций не владеет информацией о военных захоронениях, так как он создавался для решения этих вопросов.
По словам Спиридонова, после войны союзными войсками было действительно затоплено несколько сотен тысяч тонн боеприпасов, в том числе с отравляющими веществами. Находятся они в Борнхольмской впадине около Дании, в Готландской котловине около Латвии и в меньшей части в территориальных водах Швеции и Норвегии. Сами снаряды не могут представлять никакой угрозы, они просто не взорвутся, так как находятся без запала. "Но контейнеры с фосгеном, горчичным и нервно-паралитическими газами могут представлять действительную опасность и, вполне вероятно, могут несколько скорректировать направление газопровода, ветки пойдут в обход тех мест, где затоплено химическое оружие... Но эта искусственно созданая проблема решаема - достаточно месяца работы экологического патруля для детальной съемки на морском участке СЕГа", - считает Михаил Спиридонов.
А в петербургском филиале дирекции по строительству СЕГ нам сообщили, что до начала морской прокладки трассы проект пройдет экологическую экспертизу в Германии по немецким нормам и законам. Более того, все работы будут согласовываться в рамках законодательства ЕС.
СПРАВКА "НВ"
СЕГ протянется из Восточной Сибири, пройдет по дну Балтийского моря в Германию с ответвлениями в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Нидерланды и Великобританию. Его морская часть начнется около Выборга в бухте Портовая и протянется по дну до немецкого города Грайфсвальд двумя параллельными нитками. Протяженность наземного участка чуть более 900 километров, морского - 1200 километров. Общая мощность составит 55 миллиардов кубометров газа в год. Строительство первой нитки предполагается завершить к 2010 году. Суммарные инвестиции составят не менее 10,5 миллиарда долларов. Проект ведет специально созданное совместное предприятие North European Gas Pipeline Company (NEGP), оборудованная год назад. В его капитале "Газпрому" будет принадлежать 51 процент акций, а немецким компаниям BASF и E.ON - по 24,5 процента. Для России условия выгодны - ни один из партнеров не обладает так называемым блокирующим пакетом, позволяющим отменять решения. Акционеров возглавляет экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Это решение более политическое, чем экономическое, экс-канцлер продвигал и лоббировал идею СЕГ.
Игорь КУРНЫГИН