Культура
ХАОС В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ
24 октября
"Хаосографией" назвал происходящее на сцене соавтор балета художник Фабрис Ибер. Действие рождается из хаоса: пустынное пространство населяют облаченные в полиэтиленовые скафандры гуманоиды, над сценой подвешено всякое барахло - вырезанные из картона солнышко и облачко, какие-то горшки, штаны, костюм Деда Мороза... Но хаос только на первый взгляд, на самом же деле все происходящее на сцене до мелочей продумано и логично выстроено. Неслучайность эпизодов не засушена традиционными театральными единствами места и времени, а создает впечатление непредсказуемости и наполняет спектакль ощущением живой жизни.
Сверху на сцену падает растущее в горшке бутафорское деревце. И знаменует зарождение жизни из космического небытия: безликие, завернутые лишь в темные покрывала существа надевают майки и шорты и обретают человеческий облик. Беззвучный танец уступает место изобретательному эмоциональному хореографическому унисону и полифонии на "весеннюю" музыку Вивальди. Весну, детство природы, Прельжокаж представляет как детство человечества - с непосредственностью восприятия мира и шутливым передразниванием друг друга в дуэтах. Символом весеннего пробуждения сексуальности становятся женские туфли на каблуках, которые опять-таки падают "с неба". Надев их, исполнительница словно наполняется ощущением своего женского начала и танцует изысканные дуэты-обольщения с разными партнерами.
Лето приносит свои сюрпризы: "с неба" рассыпаются желтые поролоновые комочки. Как кусочки солнца, они дарят радость жизни, и все, набирая горстями, жадно прижимают их к себе. Под жарким летним солнцем все мы, бывает, немного сходим с ума: объектом женского внимания одинокой героини становится чудик, словно слепленный из кусочков поролона, а другая женщина словами (а не танцем, как ожидает зритель в балете) признается в любви забавному существу, с головы до ног затянутому в ярко зеленый комбинезон. Прельжокаж не скупится на юмор и не боится показаться нелепым.
Осенью "с неба" падает веревка. Оставив летние сумасбродства, герои находят ей вполне рациональное применение: все вместе в такт музыки по очереди прыгают через нее, как через скакалку.
Зима. Заморожены чувства. Люди замкнуты в себе и одиноки. Даже танцуя дуэт лицом к лицу, герои - в белых масках, и подмену партнерши партнер будто бы не замечает. Ему все равно. В следующем эпизоде поддержку люди находят не друг в друге, а в механических подпорках, которые, как хвосты, болтаются у танцовщиков и в нужный момент становятся опорой для сидения. А квинтэссенцией образа одиночества и замкнутости выросшего из детства человечества становятся появляющиеся в разных углах сцены "живые колючки" - одетые в покрытые иголками комбинезоны исполнители.
И образы - в красивом эмоциональном танце прекрасно тренированных модерном тел артистов. А за кажущимся хаосом всех этих придуманных Прельжокажем чудачеств открывается наша жизнь и времена нашего года. Просто мы слишком часто высокомерно закрываем глаза на то, что выходит за привычные рамки, и боимся посмеяться над собой.
Ольга МАКАРОВА
Сверху на сцену падает растущее в горшке бутафорское деревце. И знаменует зарождение жизни из космического небытия: безликие, завернутые лишь в темные покрывала существа надевают майки и шорты и обретают человеческий облик. Беззвучный танец уступает место изобретательному эмоциональному хореографическому унисону и полифонии на "весеннюю" музыку Вивальди. Весну, детство природы, Прельжокаж представляет как детство человечества - с непосредственностью восприятия мира и шутливым передразниванием друг друга в дуэтах. Символом весеннего пробуждения сексуальности становятся женские туфли на каблуках, которые опять-таки падают "с неба". Надев их, исполнительница словно наполняется ощущением своего женского начала и танцует изысканные дуэты-обольщения с разными партнерами.
Лето приносит свои сюрпризы: "с неба" рассыпаются желтые поролоновые комочки. Как кусочки солнца, они дарят радость жизни, и все, набирая горстями, жадно прижимают их к себе. Под жарким летним солнцем все мы, бывает, немного сходим с ума: объектом женского внимания одинокой героини становится чудик, словно слепленный из кусочков поролона, а другая женщина словами (а не танцем, как ожидает зритель в балете) признается в любви забавному существу, с головы до ног затянутому в ярко зеленый комбинезон. Прельжокаж не скупится на юмор и не боится показаться нелепым.
Осенью "с неба" падает веревка. Оставив летние сумасбродства, герои находят ей вполне рациональное применение: все вместе в такт музыки по очереди прыгают через нее, как через скакалку.
Зима. Заморожены чувства. Люди замкнуты в себе и одиноки. Даже танцуя дуэт лицом к лицу, герои - в белых масках, и подмену партнерши партнер будто бы не замечает. Ему все равно. В следующем эпизоде поддержку люди находят не друг в друге, а в механических подпорках, которые, как хвосты, болтаются у танцовщиков и в нужный момент становятся опорой для сидения. А квинтэссенцией образа одиночества и замкнутости выросшего из детства человечества становятся появляющиеся в разных углах сцены "живые колючки" - одетые в покрытые иголками комбинезоны исполнители.
И образы - в красивом эмоциональном танце прекрасно тренированных модерном тел артистов. А за кажущимся хаосом всех этих придуманных Прельжокажем чудачеств открывается наша жизнь и времена нашего года. Просто мы слишком часто высокомерно закрываем глаза на то, что выходит за привычные рамки, и боимся посмеяться над собой.
Ольга МАКАРОВА