Северо-Запад

СЕВЕРО-ЗАПАД ПРИРАСТЕТ КИТАЕМ

24 октября
- В КНР масштабно проводится Год России в Китае, и поэтому почти в каждой китайской семье знают о России, - такими словами приветствовал в Пекине первый заместитель Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) по международному экономическому сотрудничеству Исмаил Амат главу российской делегации полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илью Клебанова. Затем разговор зашел о расширении сотрудничества в экономической, научно-технической и туристической сферах. Тем для общения было много, поскольку Китай и Северо-Западный округ динамично развиваются в этих и других направлениях. И результатом презентации СЗФО в КНР, которая проходила в Пекине и Шанхае с 18 по 21 октября, стало заключение ряда соглашений о сотрудничестве на общую сумму свыше 1,5 миллиарда долларов.

"ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" ПО-КИТАЙСКИ

Наиболее крупным проектом, который будет реализован при участии китайской стороны, станет многофункциональный комплекс "Евразия" в Ленинградской области.
Сейчас на месте будущего комплекса идет подготовка соответствующей инфраструктуры.
"В Пекине ежегодно строят около 5 миллионов квадратных метров жилья очень приличного качества - мы специально ездили смотреть стройку наших партнеров и решили, что в строительстве будут принимать участие китайские рабочие", - сообщил глава "Пантикапея".
В компании уверены, что за счет привлечения дешевой рабочей силы и качественных китайских материалов путем прямых поставок жилье в непосредственной близости от Петербурга будет доступным. В комфорте же будущих жильцов можно не сомневаться: в Китае действительно думают о людях и площади для них не экономят, о чем свидетельствует осмотренная нами типовая двухкомнатная квартира. Что касается качества... Великая Китайская стена стоит тысячи лет и до сих пор поражает туристов своей мощью. Поэтому что-то подсказывает, что "Евразия" станет не последним совместным с КНР проектом в сфере строительства.

ОБ АВТОМОБИЛЯХ

Они в Пекине ничем не отличаются от европейских. Многоуровневые развязки, ровное покрытие, а на дорожных ограждениях-отбойниках висят... клумбы с цветами! Внизу разбиты небольшие парки, где по утрам все китайцы дружно делают зарядку.
По всем этим дорожным просторам ежедневно колесят около 3 миллионов авто (преимущественно китайской сборки) и бесчисленные велосипедисты. Кстати, о машинах. В российском правительстве проходит согласование проект автосборочного производства на территории Калининградской области - в производстве 200 тысяч китайских машин в год заинтересован "Автотор".
Проехав по китайским дорогам, члены российской делегации задумались о взаимодействии с Китаем и в этой сфере. Питерцы размечтались о том, как по мановению волшебной палочки приедут китайцы и решат проблему с дорожными пробками, в короткие сроки построив дублирующие автострады. Свои просторы под строительство дорог готов предоставить Ненецкий автономный округ и другие регионы Северо-Запада. Но пока эти возможности только обсуждаются.

ПО ПУТИ ИННОВАЦИЙ

Китайцы мыслят картинками - поэтому и пишут иероглифами - и практически не способны придумывать что-то новое. Зато им не занимать старательности и усидчивости при выполнении монотонной работы. В связи с этим очень характерным для сотрудничества России и КНР стал договор ОАО "ЛОМО". Совместно с китайскими партнерами оптики намерены создать наукоемкий продукт - металлографический микроскоп, который применяется в металлургической промышленности. В целом, по словам полпреда Ильи Клебанова, "основная часть товарооборота с Китаем принадлежит наукоемкой, инновационной продукции".
Не меньший интерес "стороны проявляют к лесной и деревообрабатывающей промышленности, автомобилестроении, энергомашиностроении и судостроении, производстве бытовой техники, сельском хозяйстве, а также строительстве, прокладке дорог". Например, карельское предприятие "Петрозаводскмаш" поможет китайской деревообрабатывающей корпорации, управляющей пятью ЦБК, построить на Дальнем Востоке лесоперерабатывающий завод. Стороны пока обсуждают детали проекта, поскольку имеют два варианта: строительство нового предприятия или перенос существующего завода из Китая в Россию. Судьба проекта стоимостью около 200 миллионов долларов должна решиться до конца текущего года после посещения китайской делегацией Петрозаводска.
В целом сотрудничество Китая и СЗФО идет по нарастающей. Например, всем известная "Балтийская жемчужина" постоянно увеличивает запланированную ранее сумму инвестиций. "Никаких проблем в осуществлении проекта нет, и у шанхайских инвесторов есть желание его постоянно расширять", - отметил Илья Клебанов на пресс-конференции в Пекине. Он также подчеркнул, что на данный момент это самый крупный инвестиционный проект Китая в СЗФО - стоимость оценивается на уровне 1,3 миллиарда долларов. Объем торговли Северо-Запада РФ с КНР за весь 2005 год составил 3,3 миллиарда долларов.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ДРУЖБА В ПЕРСПЕКТИВЕ

Во время презентации округа постоянно звучали слова о дружественных отношениях двух народов, о доверии и расширении сотрудничества в культурной, образовательной и туристической отраслях, не говоря уж об экономике. Все это должно найти свое отражение в Концепции по развитию отношений, которую намерены разработать Институт экономики Китая и одна из ассоциаций при китайском министерстве экономики. Разумеется, при активном участии специалистов аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.
Сейчас документ находится в работе, а его подписание намечено на 2007 год. Церемония пройдет в Санкт-Петербурге в рамках ответной программы "Год Китая в России". По мере готовности концепции у КНР и России, в частности у Северо-Западного федерального округа, могут появиться новые направления взаимовыгодного сотрудничества. Главное, чтобы проекты позитивным образом отразились на жизни обычных людей.
Наталья КОРОЛЕВА, корреспондент ИТАР-ТАСС, специально для "НВ"
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.58
0.111 (-0.12%)
Курс Евро
103.38
0.128 (0.12%)
Погода
Сегодня,
23 сентября
понедельник
+12
Облачно
24 сентября
вторник
+17
Облачно
25 сентября
среда
+21
Слабый дождь