Экономика
"Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО КУРОКАВА УЛОЖИТСЯ В СМЕТУ"
31 октября
27 октября 2006 года автор эскиза "Космический корабль", победившего на Международном архитектурном конкурсе проектов нового футбольного стадиона на Крестовском острове, японский мастер Кишо Курокава на градостроительном совете отчитался перед российскими коллегами о том, как идет доработка проекта. Рецензии на доклад Курокавы больше походили не на творческую дискуссию, а на сведение счетов. Самые критические, даже едкие выпады в адрес конструкции "корабля" сделали архитекторы, участвовавшие в "футбольном" конкурсе и проигравшие.
В мировом архитектурном сообществе имена Кишо Курокавы, как и Нормана Фостера, который проектирует в Питере "Сверхновую Голландию", давно стали именами-брэндами. Японец выиграл 34 национальных и международных архитектурных конкурса из 38, в которых участвовал. Поэтому победа 72-летнего мэтра в конкурсе на проект новой арены для "Зенита" была воспринята специалистами как должное.
В начале выступления на совете японец сделал реверанс в адрес архитектора "Кировского" Александра Никольского:
- Я знаю, что Никольский разработал 170 эскизов стадиона. Я ознакомился с многими из них - их делал выдающийся архитектор. Жаль, что не все мечты Никольского осуществились, но некоторые нереализованные фрагменты я использовал в своей работе.
Автор "Космического корабля" доложил совету, что в доработанном варианте арены число VIP-лож увеличивается с 250 до 300, на подходах к стадиону появятся салоны красоты, платные теннисные корты, оздоровительные центры и ряд других коммерческих объектов.
Парковка расширится до 1700 мест вместо первоначальных 1400, но дальнейшее развитие сети стоянок проблематично из-за специфики планировки парка. Доставку зрителей будет производить надземный экспресс, ветка которого окольцует подходы к стадиону. Существует и другой способ решения транспортной проблемы болельщиков. Неподалеку от арены расположен причал, и нет препон для организации паромной переправы между Васильевским и Крестовским островами.
К творческим находкам своего проекта Кишо Курокава отнес выдвижную конструкцию весом 500 тонн и стоимостью 6 миллионов долларов, при помощи которой футбольное поле в пасмурную погоду и зимой можно выносить на "просушку" за пределы "Космического корабля", и раздвижную крышу с приспособлениями для таяния снега.
По регламенту градостроительного совета доклад комментировали два рецензента. Первым выступил доктор архитектуры Сергей Митягин, который был краток:
- Отмечу тактичное отношение господина Курокавы к насыпному холму, парку и его аллеям. Западная часть Крестовского острова в его планировке выглядит особенно эффектно. Многофункциональный комплекс должен стать любимым местом отдыха горожан, а надземный экспресс - не только транспортом, но и местом обзорных экскурсий. Мне понравился облик стадиона, который с моря напоминает корабль с 8 мачтами. В сочетании с Финским заливом и будущим Морским фасадом ансамбль будет смотреться очень органично.
Представляя следующего оратора, председатель КГА Александр Викторов осторожно заметил: "Сергей Петрович Шмаков - скорее не рецензент, а оппонент. В команде "ЛенНИИпроекта" он участвовал в конкурсе вместе с господином Курокавой и проиграл его".
...Один из лидеров команды, которая за свой проект "Золотой глаз" запросила у заказчика (в случае победы в конкурсе) самую высокую стартовую цену - 290 миллионов долларов (Курокава - почти на 100 миллионов меньше), начал критиковать удачливого конкурента по многим пунктам его проекта:
- Стоянка у стадиона рассчитана на 1700 мест, что в шесть раз меньше требований, предъявляемых ФИФА к международным матчам. Проход на Крестовский остров обеспечивают всего 3 моста, и только два из них - автомобильные. Необходимо расширять мосты и строить новые, но об этом в проекте победителя ничего не сказано. Выдвижное поле мешает загрузке арены перед матчами, так как своей конструкцией рассекает насыпной холм. Вантовая конструкция мачт небезопасна с точки зрения террористической угрозы - вант можно срезать даже пилой-"болгаркой". Я не верю, что Курокава уложится в заявленные 225 миллионов долларов. При такой смете себестоимость строительства одного зрительского места обойдется в 3,6 тысячи долларов. Для сравнения: одно место на "Стад де Франс" стоит 6,5 тысячи долларов, на немецком стадионе "Шальке" - 7 тысяч, на "Уэмбли" - все 8. А новый стадион в Манчестере вместимостью 60 тысяч зрителей вообще обошелся налогоплательщикам в 800 миллионов долларов.
Сергей Шмаков критиковал с цифрами в руках. Если брать его слова на веру, Кишо Курокава предлагает Питеру не арену мирового класса, а какую-то дешевку. Но маститый архитектор, по крайней мере в случае с Манчестером, приводил лукавые цифры.
Вместимость City of Manchester Stadium не 60 тысяч зрителей, о которых говорил Сергей Шмаков, а 50, а строительная смета - не 800 миллионов долларов, а 220. Себестоимость одного кресла, таким образом, составляет 4,4 тысячи американских долларов - сопоставимо с питерским "кораблем".
В прениях выступил еще один "потерпевший" в международном футбольном конкурсе - директор столичного института "Моспроект-4" Андрей Боков. Он тоже проявил бдительность и подчеркнул, что "в проекте "Космический корабль" не предусмотрено двукратное дублирование несущих конструкций на прочность".
Словом, наши архитекторы показали, "кто в доме хозяин". Но резюме градостроительного совета носит рекомендательный, необязательный характер, а председатель КГА Александр Викторов, чей вердикт носит обязательный характер, пока поддерживает все идеи японца.
Контракт с архитектурным бюро Kisho Kurokawa architect будет подписан в конце 2006 года, а в конце ноября станет известно имя генподрядчика на проектирование и строительство "космического" стадиона на Крестовском острове.
Сергей ТАЧАЕВ
В мировом архитектурном сообществе имена Кишо Курокавы, как и Нормана Фостера, который проектирует в Питере "Сверхновую Голландию", давно стали именами-брэндами. Японец выиграл 34 национальных и международных архитектурных конкурса из 38, в которых участвовал. Поэтому победа 72-летнего мэтра в конкурсе на проект новой арены для "Зенита" была воспринята специалистами как должное.
В начале выступления на совете японец сделал реверанс в адрес архитектора "Кировского" Александра Никольского:
- Я знаю, что Никольский разработал 170 эскизов стадиона. Я ознакомился с многими из них - их делал выдающийся архитектор. Жаль, что не все мечты Никольского осуществились, но некоторые нереализованные фрагменты я использовал в своей работе.
Автор "Космического корабля" доложил совету, что в доработанном варианте арены число VIP-лож увеличивается с 250 до 300, на подходах к стадиону появятся салоны красоты, платные теннисные корты, оздоровительные центры и ряд других коммерческих объектов.
Парковка расширится до 1700 мест вместо первоначальных 1400, но дальнейшее развитие сети стоянок проблематично из-за специфики планировки парка. Доставку зрителей будет производить надземный экспресс, ветка которого окольцует подходы к стадиону. Существует и другой способ решения транспортной проблемы болельщиков. Неподалеку от арены расположен причал, и нет препон для организации паромной переправы между Васильевским и Крестовским островами.
К творческим находкам своего проекта Кишо Курокава отнес выдвижную конструкцию весом 500 тонн и стоимостью 6 миллионов долларов, при помощи которой футбольное поле в пасмурную погоду и зимой можно выносить на "просушку" за пределы "Космического корабля", и раздвижную крышу с приспособлениями для таяния снега.
По регламенту градостроительного совета доклад комментировали два рецензента. Первым выступил доктор архитектуры Сергей Митягин, который был краток:
- Отмечу тактичное отношение господина Курокавы к насыпному холму, парку и его аллеям. Западная часть Крестовского острова в его планировке выглядит особенно эффектно. Многофункциональный комплекс должен стать любимым местом отдыха горожан, а надземный экспресс - не только транспортом, но и местом обзорных экскурсий. Мне понравился облик стадиона, который с моря напоминает корабль с 8 мачтами. В сочетании с Финским заливом и будущим Морским фасадом ансамбль будет смотреться очень органично.
Представляя следующего оратора, председатель КГА Александр Викторов осторожно заметил: "Сергей Петрович Шмаков - скорее не рецензент, а оппонент. В команде "ЛенНИИпроекта" он участвовал в конкурсе вместе с господином Курокавой и проиграл его".
...Один из лидеров команды, которая за свой проект "Золотой глаз" запросила у заказчика (в случае победы в конкурсе) самую высокую стартовую цену - 290 миллионов долларов (Курокава - почти на 100 миллионов меньше), начал критиковать удачливого конкурента по многим пунктам его проекта:
- Стоянка у стадиона рассчитана на 1700 мест, что в шесть раз меньше требований, предъявляемых ФИФА к международным матчам. Проход на Крестовский остров обеспечивают всего 3 моста, и только два из них - автомобильные. Необходимо расширять мосты и строить новые, но об этом в проекте победителя ничего не сказано. Выдвижное поле мешает загрузке арены перед матчами, так как своей конструкцией рассекает насыпной холм. Вантовая конструкция мачт небезопасна с точки зрения террористической угрозы - вант можно срезать даже пилой-"болгаркой". Я не верю, что Курокава уложится в заявленные 225 миллионов долларов. При такой смете себестоимость строительства одного зрительского места обойдется в 3,6 тысячи долларов. Для сравнения: одно место на "Стад де Франс" стоит 6,5 тысячи долларов, на немецком стадионе "Шальке" - 7 тысяч, на "Уэмбли" - все 8. А новый стадион в Манчестере вместимостью 60 тысяч зрителей вообще обошелся налогоплательщикам в 800 миллионов долларов.
Сергей Шмаков критиковал с цифрами в руках. Если брать его слова на веру, Кишо Курокава предлагает Питеру не арену мирового класса, а какую-то дешевку. Но маститый архитектор, по крайней мере в случае с Манчестером, приводил лукавые цифры.
Вместимость City of Manchester Stadium не 60 тысяч зрителей, о которых говорил Сергей Шмаков, а 50, а строительная смета - не 800 миллионов долларов, а 220. Себестоимость одного кресла, таким образом, составляет 4,4 тысячи американских долларов - сопоставимо с питерским "кораблем".
В прениях выступил еще один "потерпевший" в международном футбольном конкурсе - директор столичного института "Моспроект-4" Андрей Боков. Он тоже проявил бдительность и подчеркнул, что "в проекте "Космический корабль" не предусмотрено двукратное дублирование несущих конструкций на прочность".
Словом, наши архитекторы показали, "кто в доме хозяин". Но резюме градостроительного совета носит рекомендательный, необязательный характер, а председатель КГА Александр Викторов, чей вердикт носит обязательный характер, пока поддерживает все идеи японца.
Контракт с архитектурным бюро Kisho Kurokawa architect будет подписан в конце 2006 года, а в конце ноября станет известно имя генподрядчика на проектирование и строительство "космического" стадиона на Крестовском острове.
Сергей ТАЧАЕВ