Культура
РЕСТАВРАТОР, КАК И ХИРУРГ, РАБОТАЕТ СКАЛЬПЕЛЕМ
01 ноября
Реставратор Галина Преображенская говорит, что любит работать со скульптурой: "Мне кажется, это интереснее, чем масляная живопись".
Ее мастерская в Музее истории религии похожа на больничную палату, где сейчас "на лечении" - деревянный Будда, католическая святая и Иисус Христос. Каждому прописан свой набор процедур. Например, Христос лежит с компрессом из растворителя на боку - доктор-реставратор снимает слои краски, которыми "оброс" Спаситель с конца XIV века. На столе у Галины Александровны "Христос в узах" проведет около года. А вообще реставратор, как и хирург, работает скальпелем, возвращая произведению искусства первоначальный вид. Попутно с этим специалисты разгадывают такие загадки: откуда скульптура родом, кому служила, когда была сделана?
- У нас был как-то один художник и яхтсмен из Дании, он обратил внимание на то, что очень хорошо и подробно сделаны веревки, а руки Христа связаны необычным способом - так средневековые пираты связывали пленников. Кроме того, в Средневековье убирали сердцевину тыльной стороны скульптуры для алтарей, таким образом она лучше сохранялась, а здесь - гладкая с тыльной стороны и огромные два отверстия. И вот появилось предположение, что это молельный корабельный образ, он крепился к мачте. Состояние древесины подтверждает, что такое могло быть, - говорит реставратор.
Неизвестная святая, попавшая в музей предположительно из Прибалтики, смотрит, как кукла, широко раскрытыми голубыми глазами на своего доктора.
- Вот беленькое на ее розовой юбочке - это гриб, сначала пропитаю специальным составом, затем скальпелем вычищу все, и будем укреплять, - объясняет Галина Александровна.
Укреплять куклу-святую будут специальным клеем, с помощью которого уже спасены деревянные идолы, изъеденный жуком крест, который специалисты считают сделанным не позже 1310 года, и многие другие деревянные предметы. Этот клей был известен реставраторам уже давно, но Галина Преображенская разработала методику консервации деревянной пластики с его помощью. Суть метода именно в способе применения клея, где важен каждый шаг. В результате сгнившему или потрескавшемуся дереву не грозит дальнейшее разрушение, следов пропитки не видно, клей выдерживает низкие температуры и сырость. Это изобретение петербургских реставраторов представлено к Госпремии. Сама изобретательница считает разработку не сенсацией, а обычным этапом работы.
- Раньше пропитывала дерево кремниево-органической смесью, но при этом может измениться его цвет. Тогда поняла, что надо искать какой-то другой материал, и вот нашла. Иногда, бывает, годами лежит вещь, реставраторы ищут пути ее сохранения. Вот кусочек от японского алтаря, сплошное шелушение позолоты, ломаем голову над тем, как ее укрепить, - притронуться к ней невозможно, сразу рассыпается, а приклеить надо. Но обязательно найдем способ.
Дарья ОСИНСКАЯ
Ее мастерская в Музее истории религии похожа на больничную палату, где сейчас "на лечении" - деревянный Будда, католическая святая и Иисус Христос. Каждому прописан свой набор процедур. Например, Христос лежит с компрессом из растворителя на боку - доктор-реставратор снимает слои краски, которыми "оброс" Спаситель с конца XIV века. На столе у Галины Александровны "Христос в узах" проведет около года. А вообще реставратор, как и хирург, работает скальпелем, возвращая произведению искусства первоначальный вид. Попутно с этим специалисты разгадывают такие загадки: откуда скульптура родом, кому служила, когда была сделана?
- У нас был как-то один художник и яхтсмен из Дании, он обратил внимание на то, что очень хорошо и подробно сделаны веревки, а руки Христа связаны необычным способом - так средневековые пираты связывали пленников. Кроме того, в Средневековье убирали сердцевину тыльной стороны скульптуры для алтарей, таким образом она лучше сохранялась, а здесь - гладкая с тыльной стороны и огромные два отверстия. И вот появилось предположение, что это молельный корабельный образ, он крепился к мачте. Состояние древесины подтверждает, что такое могло быть, - говорит реставратор.
Неизвестная святая, попавшая в музей предположительно из Прибалтики, смотрит, как кукла, широко раскрытыми голубыми глазами на своего доктора.
- Вот беленькое на ее розовой юбочке - это гриб, сначала пропитаю специальным составом, затем скальпелем вычищу все, и будем укреплять, - объясняет Галина Александровна.
Укреплять куклу-святую будут специальным клеем, с помощью которого уже спасены деревянные идолы, изъеденный жуком крест, который специалисты считают сделанным не позже 1310 года, и многие другие деревянные предметы. Этот клей был известен реставраторам уже давно, но Галина Преображенская разработала методику консервации деревянной пластики с его помощью. Суть метода именно в способе применения клея, где важен каждый шаг. В результате сгнившему или потрескавшемуся дереву не грозит дальнейшее разрушение, следов пропитки не видно, клей выдерживает низкие температуры и сырость. Это изобретение петербургских реставраторов представлено к Госпремии. Сама изобретательница считает разработку не сенсацией, а обычным этапом работы.
- Раньше пропитывала дерево кремниево-органической смесью, но при этом может измениться его цвет. Тогда поняла, что надо искать какой-то другой материал, и вот нашла. Иногда, бывает, годами лежит вещь, реставраторы ищут пути ее сохранения. Вот кусочек от японского алтаря, сплошное шелушение позолоты, ломаем голову над тем, как ее укрепить, - притронуться к ней невозможно, сразу рассыпается, а приклеить надо. Но обязательно найдем способ.
Дарья ОСИНСКАЯ