Северо-Запад
АНТОШКА, АНТОШКА, ПОЙДЕМ КОПАТЬ КАРТОШКУ...
07 ноября
В середине ноября правительство Ленинградской области подведет окончательные результаты уборки урожая. Урожая, за который сельскохозяйственные организации, как и в советские годы, бились не без помощи детских рук. Корреспонденты "НВ" отправились в Волосовский район Ленобласти.
"НУ ЧТО, БУДЕМ РАБОТАТЬ ДЛЯ ШКОЛЫ И ДЛЯ СЕБЯ?"
Поселок Калитино Волосовского района. Урожай с близлежащих полей уже давно убран и засыпан в закрома. Теперь для местных школьников наконец-то наступила учеба.
- На картошке? Работали, - подросток с вихрами цвета спелой пшеницы, с которым корреспондент "НВ" столкнулся у входа в школу, лихо закидывает рюкзак за плечо. - И на морковке. У частника.
Подробнее рассказать о таинственном частнике, который делает свой бизнес при помощи детских рук, паренек не смог. В школе же нам пояснили, что был заключен договор с частным предпринимателем, арендующим землю одного из совхозов.
- Он сам к нам обратился с предложением заключить договор на уборку моркови, - поясняет директор средней общеобразовательной школы поселка Калитино Лариса Белова. - Я лично зашла в каждый класс, спросила у ребят: "Ну что, будем работать для школы и для себя?" Ребята сказали: "Будем!" Несмотря на согласие большинства, предупредила, чтобы каждый принес от родителей письменное разрешение.
Поводов сомневаться в том, что дети хотят заработать на карманные расходы, разумеется, нет. Когда родители получают зарплату, немногим превышающую пенсию по старости, или пьют с утра до ночи, даже десятка в кармане для ребенка - радость. Но насчет искреннего желания подростка собирать картошку...
- Ну а как напишешь отказ? - пожимает плечами мать двоих школьников Тамара Васильевна, живущая в деревне Извара Волосовского района. - Ведь все дети работают, а мои что? Не хватало еще, чтобы потом все пальцем показывали или в школе это постоянно припоминали!
"ЗАНЯТИЯ В ЭТИ ДНИ БЫЛИ СОКРАЩЕННЫМИ"
Каждый килограмм корнеплодов, собранных учениками калитинской школы, строго учитывался преподавателями. Заместитель директора по воспитательной работе Валентина Грибова показывает черновую тетрадь, которую она вела во время трудового десанта. Напротив фамилий учеников стоят оценки. В большинстве своем пятерки и четверки.
"Овощная" оценочная система, разработанная педагогами школы, очень проста: собрал норму - получи "отлично". Норма тоже определялась педагогами - две борозды моркови или определенное количество мешков картошки. Сделал меньше? Тогда четверка. И "гонорар", соответственно, поменьше. По словам Валентины Федоровны, в среднем на морковке школьники зарабатывали 47 рублей в день. На картошке - немного больше.
- На морковке мы работали четыре дня и столько же на картошке в совхозе, - поясняет Валентина Федоровна. - Ребят доставляли автобусами до места и обратно. Никакой дикой перегрузки учебной у наших ребят не было. Лично я свою географию уже давно догнала. Вот вы говорите "частник"... А это было для школы очень выгодным сотрудничеством. Он и самым первым с нами рассчитался, и автобус предоставляет для поездки наших ребят в Театр Ленсовета в Петербурге.
По словам Валентины Грибовой, доход поделили следующим образом: 30 процентов на нужды школы и 70 процентов на зарплату ученикам. В целом отличники сельхозтруда за восемь дней работы по 3-4 часа получили около 500 рублей. Те, кто по каким-либо причинам не ходил на уборку овощей, по словам директора калитинской школы, работали в школе: утепляли окна, мыли полы, подметали двор. Для тех, кому физические нагрузки противопоказаны, проводились уроки, на которых повторялся пройденный в прошлом году материал.
- Занятия в эти дни у нас были сокращенными, - говорит Лариса Белова. - Проводили 3-4 урока, потом дети шли домой пообедать, и после этого мы ехали на работу. Ну ведь надо же нам ребят воспитывать, чтобы они не выросли тунеядцами, прививать им уважение к труду и к людям труда!
"ТАК, НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ ЕДЕМ НА КАРТОШКУ!"
Конечно, ничего страшного и предосудительного в труде школьников и студентов на полях нет. В советские годы никому и в голову не приходило выступать против трудовых десантов. Но по доброй ли воле ехали дети и молодежь копаться в земле? Никто нас не спрашивал, хотим ли мы пару недель по нескольку часов в день стоять внаклонку, а потом нагонять пропущенную учебную программу. "Так, на следующей неделе едем на картошку!" - этими словами классного руководителя вся дискуссия относительно данной темы и исчерпывалась. Стоит ли говорить о том, что труд школьников оплачивался в лучшем случае пакетом собранной картошки или морковки? Впрочем, и на том спасибо.
Сейчас, когда власти заявляют о стабильном экономическом росте в стране, а пухнущий не по дням, а по часам Стабилизационный фонд вот-вот даст возможность, как в фильме "Ширли-мырли", всем россиянам три года проживать на Канарских островах, "овощное" начало учебного года стали практиковать во многих регионах страны.
- Мы отправляли письма по просьбе правительства в муниципальные образования, - пояснила в телефонной беседе начальник отдела муниципальной системы образования правительства Ленинградской области Валентина Клочко. - В школах решение об отправлении учеников на сельхозработы принимают только по согласованию с родителями. Да всегда школьники области помогали собирать урожай! Но в прежние времена эта форма трудового обучения не ограничивалась Законом об образовании.
Несомненно, приучать подрастающее поколение к труду необходимо. Но можно ли научить ребенка ценить то, что не ценит государство? И зачем делать труд на земле достойно оплачиваемым, если собрать урожай можно с помощью детей, которым и платить можно меньше?
- Кем хочу стать? Автомехаником! - худощавый подросток натягивает в школьной раздевалке потрепанную куртку. - Почему? Ну вы вопросики задаете... Платят потому что много!
Никто из ребят, которых мы встретили на улицах Калитино, не мечтает работать на скотных дворах и совхозных полях, где за монотонный тяжелый труд платят гроши. На дверях местного магазина еще висят остатки объявления о приглашении поработать на уборке картошки. Но в деревне говорят, что желающих было не много...
КСТАТИ
Несколько лет назад власти Испании были вынуждены обратиться к студентам за помощью в уборке рекордного урожая апельсинов. За один рабочий день продолжительностью не более 5,5 часа зарплата "добровольца" составляла около 30 евро.
Анна КОСТРОВА
"НУ ЧТО, БУДЕМ РАБОТАТЬ ДЛЯ ШКОЛЫ И ДЛЯ СЕБЯ?"
Поселок Калитино Волосовского района. Урожай с близлежащих полей уже давно убран и засыпан в закрома. Теперь для местных школьников наконец-то наступила учеба.
- На картошке? Работали, - подросток с вихрами цвета спелой пшеницы, с которым корреспондент "НВ" столкнулся у входа в школу, лихо закидывает рюкзак за плечо. - И на морковке. У частника.
Подробнее рассказать о таинственном частнике, который делает свой бизнес при помощи детских рук, паренек не смог. В школе же нам пояснили, что был заключен договор с частным предпринимателем, арендующим землю одного из совхозов.
- Он сам к нам обратился с предложением заключить договор на уборку моркови, - поясняет директор средней общеобразовательной школы поселка Калитино Лариса Белова. - Я лично зашла в каждый класс, спросила у ребят: "Ну что, будем работать для школы и для себя?" Ребята сказали: "Будем!" Несмотря на согласие большинства, предупредила, чтобы каждый принес от родителей письменное разрешение.
Поводов сомневаться в том, что дети хотят заработать на карманные расходы, разумеется, нет. Когда родители получают зарплату, немногим превышающую пенсию по старости, или пьют с утра до ночи, даже десятка в кармане для ребенка - радость. Но насчет искреннего желания подростка собирать картошку...
- Ну а как напишешь отказ? - пожимает плечами мать двоих школьников Тамара Васильевна, живущая в деревне Извара Волосовского района. - Ведь все дети работают, а мои что? Не хватало еще, чтобы потом все пальцем показывали или в школе это постоянно припоминали!
"ЗАНЯТИЯ В ЭТИ ДНИ БЫЛИ СОКРАЩЕННЫМИ"
Каждый килограмм корнеплодов, собранных учениками калитинской школы, строго учитывался преподавателями. Заместитель директора по воспитательной работе Валентина Грибова показывает черновую тетрадь, которую она вела во время трудового десанта. Напротив фамилий учеников стоят оценки. В большинстве своем пятерки и четверки.
"Овощная" оценочная система, разработанная педагогами школы, очень проста: собрал норму - получи "отлично". Норма тоже определялась педагогами - две борозды моркови или определенное количество мешков картошки. Сделал меньше? Тогда четверка. И "гонорар", соответственно, поменьше. По словам Валентины Федоровны, в среднем на морковке школьники зарабатывали 47 рублей в день. На картошке - немного больше.
- На морковке мы работали четыре дня и столько же на картошке в совхозе, - поясняет Валентина Федоровна. - Ребят доставляли автобусами до места и обратно. Никакой дикой перегрузки учебной у наших ребят не было. Лично я свою географию уже давно догнала. Вот вы говорите "частник"... А это было для школы очень выгодным сотрудничеством. Он и самым первым с нами рассчитался, и автобус предоставляет для поездки наших ребят в Театр Ленсовета в Петербурге.
По словам Валентины Грибовой, доход поделили следующим образом: 30 процентов на нужды школы и 70 процентов на зарплату ученикам. В целом отличники сельхозтруда за восемь дней работы по 3-4 часа получили около 500 рублей. Те, кто по каким-либо причинам не ходил на уборку овощей, по словам директора калитинской школы, работали в школе: утепляли окна, мыли полы, подметали двор. Для тех, кому физические нагрузки противопоказаны, проводились уроки, на которых повторялся пройденный в прошлом году материал.
- Занятия в эти дни у нас были сокращенными, - говорит Лариса Белова. - Проводили 3-4 урока, потом дети шли домой пообедать, и после этого мы ехали на работу. Ну ведь надо же нам ребят воспитывать, чтобы они не выросли тунеядцами, прививать им уважение к труду и к людям труда!
"ТАК, НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ ЕДЕМ НА КАРТОШКУ!"
Конечно, ничего страшного и предосудительного в труде школьников и студентов на полях нет. В советские годы никому и в голову не приходило выступать против трудовых десантов. Но по доброй ли воле ехали дети и молодежь копаться в земле? Никто нас не спрашивал, хотим ли мы пару недель по нескольку часов в день стоять внаклонку, а потом нагонять пропущенную учебную программу. "Так, на следующей неделе едем на картошку!" - этими словами классного руководителя вся дискуссия относительно данной темы и исчерпывалась. Стоит ли говорить о том, что труд школьников оплачивался в лучшем случае пакетом собранной картошки или морковки? Впрочем, и на том спасибо.
Сейчас, когда власти заявляют о стабильном экономическом росте в стране, а пухнущий не по дням, а по часам Стабилизационный фонд вот-вот даст возможность, как в фильме "Ширли-мырли", всем россиянам три года проживать на Канарских островах, "овощное" начало учебного года стали практиковать во многих регионах страны.
- Мы отправляли письма по просьбе правительства в муниципальные образования, - пояснила в телефонной беседе начальник отдела муниципальной системы образования правительства Ленинградской области Валентина Клочко. - В школах решение об отправлении учеников на сельхозработы принимают только по согласованию с родителями. Да всегда школьники области помогали собирать урожай! Но в прежние времена эта форма трудового обучения не ограничивалась Законом об образовании.
Несомненно, приучать подрастающее поколение к труду необходимо. Но можно ли научить ребенка ценить то, что не ценит государство? И зачем делать труд на земле достойно оплачиваемым, если собрать урожай можно с помощью детей, которым и платить можно меньше?
- Кем хочу стать? Автомехаником! - худощавый подросток натягивает в школьной раздевалке потрепанную куртку. - Почему? Ну вы вопросики задаете... Платят потому что много!
Никто из ребят, которых мы встретили на улицах Калитино, не мечтает работать на скотных дворах и совхозных полях, где за монотонный тяжелый труд платят гроши. На дверях местного магазина еще висят остатки объявления о приглашении поработать на уборке картошки. Но в деревне говорят, что желающих было не много...
КСТАТИ
Несколько лет назад власти Испании были вынуждены обратиться к студентам за помощью в уборке рекордного урожая апельсинов. За один рабочий день продолжительностью не более 5,5 часа зарплата "добровольца" составляла около 30 евро.
Анна КОСТРОВА