Экономика
ГОРОД В СЕТЯХ ГИПЕРМАРКЕТОВ
07 ноября
75-80 процентов горожан регулярно посещают сетевые магазины. Здесь производится каждая вторая покупка. По итогам прошлого года такие торговые сети заняли до 50 процентов городского товарооборота.
Сегодня в Петербурге около
2 тысяч магазинов входит в состав более чем 180 торговых сетей (60 из них - продуктовые). Рынок сетевой торговли стремительно расширяется...
АППЕТИТЫ СЕТЕВИКОВ РАСТУТ
Простой горожанин впадает в недоумение, видя, к примеру, на Пулковском шоссе три огромных торговых комплекса, стоящих чуть ли не вплотную. Хватит ли на всех продавцов покупателей? И зачем городу столько магазинов?
Ответ на первый вопрос прост: риск разориться лежит на владельцах магазина. Пойдут ли к ним покупатели - их проблема. Но пока активность торговых сетей свидетельствует, что открывать магазины в Петербурге выгодно. Результаты исследований петербургского филиала компании Colliers International показывают, что если в 2000 году оборот сетевой торговли в нашем городе был чуть выше нуля, то сейчас он составляет около
7 миллиардов долларов. За последний год общая площадь сетевых магазинов увеличилась вдвое. И хотя развитие вширь становится все более проблематичным, дефицит площадей под торговую застройку в Петербурге составляет 1 миллион квадратных метров, аппетиты у торговцев растут, особенно у иностранцев.
Что же касается количества и масштабов магазинов, необходимых городу, то, по данным городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Петербург еще не достиг европейского стандарта по количеству торговых площадей на душу населения.
Пока они были представлены только небольшим числом иностранцев - компаниями METRO (Германия), "Рамстор" (Турция). Стопроцентным учредителем компании ЗАО "Доринда" - инвестора сети супермаркетов "О‘Кей" - является "Доринда-Холдинг" (Люксембург). А оператором сети "Пятерочка" - голландская компания Pyaterochka Holding. Хотя средняя покупательная способность петербуржцев в 3-4 раза уступает Англии и Франции и примерно в 6 раз - Германии, сегодня возможность выхода на сетевой рынок Петербурга изучают такие гигантские холдинги, как ALD, Carrefour, Ahold.
ЕВРОПЕЙЦЫ ХОТЯТ ВЕРНУТЬ НЕФТЯНЫЕ ДЕНЬГИ
Тем временем уже действующие на рынке сетевики стремятся упрочить свои позиции, занимая все большие пространства в разных районах города и не жа-лея для этого средств. Так, инвестиции в развитие сети гипермаркетов "О‘Кей" в 2006 году составят более 200 миллионов долларов. В Петербурге планируется открыть 7 новых гипермаркетов с этим брэндом, а в 2009 году умножить их число до 15-20. Если в прошлом году товарооборот сети составил 450 миллионов долларов, то в 2006 году за счет открытия новых объектов его планируется довести до 750 миллионов долларов.
С макроэкономической точки зрения активность иностранных "магазинщиков" и поставщиков товаров - это способ вывезти из России те деньги, которые Западная Европа платит нам за нефть и природный газ.
Отечественные ритейлеры тоже предпринимают усилия, чтобы завоевать петербургский рынок. Московский холдинг "Марта" открывает в Петербурге в торговом комплексе "Гранд каньон" и центре "Мега" торговые точки "Наш гипермаркет", а еще одна московская компания "Седьмой континент" - супермаркет Grossmart в торговом центре "Измайловский". По мнению экспертов, предельный уровень насыщенности - один гипермаркет на 200 тысяч жителей - в Петербурге еще не достигнут, поэтому ниша может и дольше заполняться.
КТО ПЛАТИТ ЗА ДЕШЕВИЗНУ?
Стратегия привлечения покупателей новыми сетевыми компаниями, вторгающимися на рынок, как правило, базируется на предложении более низких цен, причем нередко они идут на заведомые убытки. Однако, как отмечает генеральный директор Лиги предпринимателей торговли Петербурга Владимир Туляков, низкие цены устанавливаются на год-два, а затем, завоевав положение на рынке, сетевики ростом оборота компенсируют свои потери. Поставщики продукции помогают сократить им расходы. С ними устанавливаются взаимоотношения по принципу "большой заказ - меньшая цена". И многие предприятия отечественной пищевой промышленности вынуждены соглашаться с диктатом розничных сетей, хотя те и заставляют их снижать отпускные цены чуть ли не до границ рентабельности. Вообще нашествие розничных сетей не очень-то стимулирует развитие отечественных пищевых предприятий, многие из которых и так работают не слишком эффективно из-за сложного финансового положения и устаревших производственных мощностей. И некоторые просто не в состоянии выиграть тендер на поставку продуктов питания в сетевые магазины у западных производителей, торговые марки которых все прочнее завоевывают там место.
И ГИПЕРМАРКЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЫТЫ, И МАГАЗИНЧИКИ ЦЕЛЫ
Сетевых магазинов в Петербурге уже сейчас такое количество, что глаза разбегаются. Теперь горожане поставлены перед большим выбором, когда в одном микрорайоне функционируют "Находка" и "Лента", "Патэрсон" и "Метро", однако в КЭРППиТ считают, что конкуренции это не создает, поскольку магазины рассчитаны на разные категории покупателей. Вообще политика городских властей поддерживает широкое распространение сетевой торговли, гипермаркетов. Согласно принятой концепции развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 годы за этот период будет открыто 65 новых супер- и гипермаркетов. При этом прирост торговых площадей составит более 20 процентов, а обеспеченность торговыми площадями достигнет 470 квадратных метров на 1000 жителей, что уже приближается к европейским стандартам.
Правда, в европейские стандарты входит и обязательное наличие в каждом квартале на каждой улице небольших магазинчиков со свежими продуктами и товарами первой необходимости. Принята такая программа и в Петербурге. Но есть опасения - не опоздала ли она. Передел рынка - это всегда серьезно, и "акулы" торговли вряд ли позволят выжить рядом с ними "корюшкам" малого бизнеса.
В 2005 году были открыты многофункциональный торговый комплекс "Французский бульвар" площадью 20 тысяч квадратных метров, торговые комплексы "Лента" общей площадью 50,5 тысячи квадратных метров, три супермаркета "Рамстор" общей площадью 18,3 тысячи квадратных метров, гипермаркеты "О‘Кей" площадью 15 тысяч метров, супермаркет "Супер-Сива" - 1,3 тысячи метров.
В итоге в Петербурге более полутора сотен "Пятерочек", около сотни "Дикси", 4 гипермаркета "О‘Кей", 4 гипермаркета "Рамстор", 9 супермаркетов "Перекресток", 14 "Патэрсонов", 5 "Мегамартов", а также "Ленты", "Находки" и прочее.
мнения
Николай Петров, владелец магазина-склада "Продукты":
- Сейчас много говорят о необходимости магазинов шаговой доступности. Мой магазин, в сущности, именно такой. У нас давно сложилась постоянная клиентура из жителей близлежащих домов. Но малому бизнесу у нас, видимо, законодатели спокойно развиваться не дадут. Вышло указание, ставящее под запрет торговлю алкогольными напитками для частных предприятий. Отныне это разрешено только торговым учреждениям, имеющим статус общества с ограниченной ответственностью. Ликвидация секции по продаже алкоголя крайне отрицательно сказалась на экономических показателях моего магазина и, я уверен, на показателях большинства малых частных торговых предприятий города. А изменить форму организации я не могу - для этого требуется большой уставной капитал, дорогостоящая лицензия. В такой ситуации выживать сложно.
Игорь Мальтинский, директор ООО "Торэкс":
- Согласно маркетинговым исследованиям 60 процентов петербуржцев предпочитают посещать крупные торговые организации. Однако финансово раскрутить торговую точку с дорогостоящим товаром непросто. Открытие такого магазина окупится не раньше, чем через полтора-два года. Кроме того, развитию бизнеса мешают высокие (а зачастую и неоправданно высокие) арендные ставки. Тем не менее в Петербург приходит все больше сетевиков, создавая конкуренцию тем, кто уже здесь обосновался.
Марина ВОЛОДИНА
Сегодня в Петербурге около
2 тысяч магазинов входит в состав более чем 180 торговых сетей (60 из них - продуктовые). Рынок сетевой торговли стремительно расширяется...
АППЕТИТЫ СЕТЕВИКОВ РАСТУТ
Простой горожанин впадает в недоумение, видя, к примеру, на Пулковском шоссе три огромных торговых комплекса, стоящих чуть ли не вплотную. Хватит ли на всех продавцов покупателей? И зачем городу столько магазинов?
Ответ на первый вопрос прост: риск разориться лежит на владельцах магазина. Пойдут ли к ним покупатели - их проблема. Но пока активность торговых сетей свидетельствует, что открывать магазины в Петербурге выгодно. Результаты исследований петербургского филиала компании Colliers International показывают, что если в 2000 году оборот сетевой торговли в нашем городе был чуть выше нуля, то сейчас он составляет около
7 миллиардов долларов. За последний год общая площадь сетевых магазинов увеличилась вдвое. И хотя развитие вширь становится все более проблематичным, дефицит площадей под торговую застройку в Петербурге составляет 1 миллион квадратных метров, аппетиты у торговцев растут, особенно у иностранцев.
Что же касается количества и масштабов магазинов, необходимых городу, то, по данным городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Петербург еще не достиг европейского стандарта по количеству торговых площадей на душу населения.
Пока они были представлены только небольшим числом иностранцев - компаниями METRO (Германия), "Рамстор" (Турция). Стопроцентным учредителем компании ЗАО "Доринда" - инвестора сети супермаркетов "О‘Кей" - является "Доринда-Холдинг" (Люксембург). А оператором сети "Пятерочка" - голландская компания Pyaterochka Holding. Хотя средняя покупательная способность петербуржцев в 3-4 раза уступает Англии и Франции и примерно в 6 раз - Германии, сегодня возможность выхода на сетевой рынок Петербурга изучают такие гигантские холдинги, как ALD, Carrefour, Ahold.
ЕВРОПЕЙЦЫ ХОТЯТ ВЕРНУТЬ НЕФТЯНЫЕ ДЕНЬГИ
Тем временем уже действующие на рынке сетевики стремятся упрочить свои позиции, занимая все большие пространства в разных районах города и не жа-лея для этого средств. Так, инвестиции в развитие сети гипермаркетов "О‘Кей" в 2006 году составят более 200 миллионов долларов. В Петербурге планируется открыть 7 новых гипермаркетов с этим брэндом, а в 2009 году умножить их число до 15-20. Если в прошлом году товарооборот сети составил 450 миллионов долларов, то в 2006 году за счет открытия новых объектов его планируется довести до 750 миллионов долларов.
С макроэкономической точки зрения активность иностранных "магазинщиков" и поставщиков товаров - это способ вывезти из России те деньги, которые Западная Европа платит нам за нефть и природный газ.
Отечественные ритейлеры тоже предпринимают усилия, чтобы завоевать петербургский рынок. Московский холдинг "Марта" открывает в Петербурге в торговом комплексе "Гранд каньон" и центре "Мега" торговые точки "Наш гипермаркет", а еще одна московская компания "Седьмой континент" - супермаркет Grossmart в торговом центре "Измайловский". По мнению экспертов, предельный уровень насыщенности - один гипермаркет на 200 тысяч жителей - в Петербурге еще не достигнут, поэтому ниша может и дольше заполняться.
КТО ПЛАТИТ ЗА ДЕШЕВИЗНУ?
Стратегия привлечения покупателей новыми сетевыми компаниями, вторгающимися на рынок, как правило, базируется на предложении более низких цен, причем нередко они идут на заведомые убытки. Однако, как отмечает генеральный директор Лиги предпринимателей торговли Петербурга Владимир Туляков, низкие цены устанавливаются на год-два, а затем, завоевав положение на рынке, сетевики ростом оборота компенсируют свои потери. Поставщики продукции помогают сократить им расходы. С ними устанавливаются взаимоотношения по принципу "большой заказ - меньшая цена". И многие предприятия отечественной пищевой промышленности вынуждены соглашаться с диктатом розничных сетей, хотя те и заставляют их снижать отпускные цены чуть ли не до границ рентабельности. Вообще нашествие розничных сетей не очень-то стимулирует развитие отечественных пищевых предприятий, многие из которых и так работают не слишком эффективно из-за сложного финансового положения и устаревших производственных мощностей. И некоторые просто не в состоянии выиграть тендер на поставку продуктов питания в сетевые магазины у западных производителей, торговые марки которых все прочнее завоевывают там место.
И ГИПЕРМАРКЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЫТЫ, И МАГАЗИНЧИКИ ЦЕЛЫ
Сетевых магазинов в Петербурге уже сейчас такое количество, что глаза разбегаются. Теперь горожане поставлены перед большим выбором, когда в одном микрорайоне функционируют "Находка" и "Лента", "Патэрсон" и "Метро", однако в КЭРППиТ считают, что конкуренции это не создает, поскольку магазины рассчитаны на разные категории покупателей. Вообще политика городских властей поддерживает широкое распространение сетевой торговли, гипермаркетов. Согласно принятой концепции развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 годы за этот период будет открыто 65 новых супер- и гипермаркетов. При этом прирост торговых площадей составит более 20 процентов, а обеспеченность торговыми площадями достигнет 470 квадратных метров на 1000 жителей, что уже приближается к европейским стандартам.
Правда, в европейские стандарты входит и обязательное наличие в каждом квартале на каждой улице небольших магазинчиков со свежими продуктами и товарами первой необходимости. Принята такая программа и в Петербурге. Но есть опасения - не опоздала ли она. Передел рынка - это всегда серьезно, и "акулы" торговли вряд ли позволят выжить рядом с ними "корюшкам" малого бизнеса.
В 2005 году были открыты многофункциональный торговый комплекс "Французский бульвар" площадью 20 тысяч квадратных метров, торговые комплексы "Лента" общей площадью 50,5 тысячи квадратных метров, три супермаркета "Рамстор" общей площадью 18,3 тысячи квадратных метров, гипермаркеты "О‘Кей" площадью 15 тысяч метров, супермаркет "Супер-Сива" - 1,3 тысячи метров.
В итоге в Петербурге более полутора сотен "Пятерочек", около сотни "Дикси", 4 гипермаркета "О‘Кей", 4 гипермаркета "Рамстор", 9 супермаркетов "Перекресток", 14 "Патэрсонов", 5 "Мегамартов", а также "Ленты", "Находки" и прочее.
мнения
Николай Петров, владелец магазина-склада "Продукты":
- Сейчас много говорят о необходимости магазинов шаговой доступности. Мой магазин, в сущности, именно такой. У нас давно сложилась постоянная клиентура из жителей близлежащих домов. Но малому бизнесу у нас, видимо, законодатели спокойно развиваться не дадут. Вышло указание, ставящее под запрет торговлю алкогольными напитками для частных предприятий. Отныне это разрешено только торговым учреждениям, имеющим статус общества с ограниченной ответственностью. Ликвидация секции по продаже алкоголя крайне отрицательно сказалась на экономических показателях моего магазина и, я уверен, на показателях большинства малых частных торговых предприятий города. А изменить форму организации я не могу - для этого требуется большой уставной капитал, дорогостоящая лицензия. В такой ситуации выживать сложно.
Игорь Мальтинский, директор ООО "Торэкс":
- Согласно маркетинговым исследованиям 60 процентов петербуржцев предпочитают посещать крупные торговые организации. Однако финансово раскрутить торговую точку с дорогостоящим товаром непросто. Открытие такого магазина окупится не раньше, чем через полтора-два года. Кроме того, развитию бизнеса мешают высокие (а зачастую и неоправданно высокие) арендные ставки. Тем не менее в Петербург приходит все больше сетевиков, создавая конкуренцию тем, кто уже здесь обосновался.
Марина ВОЛОДИНА