Культура
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ТЕАТР
07 ноября
Марко ди Стефано уже 22 года занимается необычным социальным проектом "Театр людей". Спектакли, в которых участвуют десятки непрофессиональных актеров, приглашенных буквально с улицы, были показаны более полусотни раз в 22 странах мира. В рамках международного театрального фестиваля "Вертикаль", состоявшегося в Петербурге, "Театр людей" был впервые организован в нашем городе в киноцентре "Родина" и собрал аншлаг.
Когда под дверью зала собралась гудящая толпа, показался взволнованный и совершенно взмокший Марко - седой итальянец с благородным лицом, юношеской пластикой и по-детски светящимися глазами. "Ого!" - радостно воскликнул он и попросил подождать еще чуть-чуть.
Шли последние лихорадочные приготовления. Задержка спектакля была вполне объяснима: уж больно сжатые сроки были выделены для постановки. Обычно Марко ди Стефано делает подобный перформанс за две недели, а тут пришлось работать всего пять дней. И если с профессиональными актерами можно и за сутки поставить вполне сносный спектакль (такие опыты часто проводят в низкопробной антрепризе), то обычные люди нуждаются хотя бы в минимальном тренинге. Марко, не владеющий, кстати, русским языком, учит их не бояться публики, помогает раскрепоститься и буквально вытаскивает из каждого его глубинную сущность.
Мастер-классы, проходившие пять дней подряд, выглядели странно: нормальные, приличные с виду люди выли, ползали на четвереньках, прыгали и бегали, танцевали и пели, кувыркались и тузили друг друга. Некоторые не выдерживали и сбегали, но в результате около 50 человек вышли на сцену.
Со всех сторон по проходам шествуют под музыку люди, всяк в своем образе. Возраст - от студентов до пенсионеров. Они явно волнуются, но предельно сконцентрированы.
Среди персонажей - бодрая старушка-милиционерша, нервная уборщица, смешная алкоголичка, секретарша, трепетная библиотекарша, томная писательница в розовых очках, серьезная оперная певица, ярая поклонница фитнеса. Вы правильно заметили - в основном в проекте участвовали женщины. Мужчин было всего двое: страшно зажатый юноша, изображавший курсанта-моряка, и веселый мальчик в мешковатых одежках, разыгравший сценку "Утро одного студента" (это когда первую пару проспал, любимая девушка смертельно обиделась, а мамаша-наседка попыталась оградить от трудностей окружающего мира).
...Любой перформанс под названием "Театр людей", который Марко ди Стефано ставит в разных странах, посвящен проблемам, волнующим местных жителей. Поэтому в киноцентре "Родина" говорили и о краже в Эрмитаже, и о том, что у нас "нет секса", и о последствиях революции. Невероятно забавно была разыграна сцена драки "стенка на стенку", напоминавшая истеричные предвыборные дебаты по телевизору. Жутковато становилось, когда повсюду лежали "убитые" и "раненые", а оставшиеся добивали друг друга. И совсем уж мрачно целая толпа готовилась к побегу из тюрьмы, скребла стены, пробивала подземный ход и вырывалась словно бы из-под гнета к свету, к радости, к людям.
На Марко его ученики смотрели с нескрываемым обожанием. Он для них чуть ли не бог: посмотрит выразительно, рукой взмахнет, и они преданно и доверчиво следуют за ним, с готовностью подчиняются его воле. По указанию режиссера люди показали странные упражнения, с помощью которых умудрились раскрепоститься: издавали утробные звуки и изображали сложные эмоциональные переживания.
- Это очень социальный проект, - уверен Марко ди Стефано. - Он сродни фиесте, потому что объединяет людей в радости и помогает им обмениваться положительной энергией. Он напоминает мост между реальностью и внутренним миром каждого горожанина.
В кинотеатре "Родина" состоялась как бы промо-акция, или "проба пера", как назвал это сам синьор Марко. Городские власти и организаторы фестиваля "Вертикаль" - своеобразные "родители" проекта "Театр людей" - остались очень довольны работой итальянца. Он, в свою очередь, обещал, что непременно повторит этот опыт в следующем году, причем намерен приехать надолго и вести мастер-классы в течение нескольких недель. Как и в этот раз, не будет никакого кастинга: пригласят всех подряд, молодых и пожилых, богатых и бедных, студентов и пенсионеров.
Кстати, Марко ди Стефано уже четыре года готовит в Италии перформанс с участием людей с ограниченными возможностями. Марко уверен, что они гораздо глубже и интереснее так называемых обычных и здоровых людей. А по поводу спектакля, где актерами станут "другие петербуржцы", уже ведутся переговоры с комитетом по культуре.
Мария КИНГИСЕПП
Когда под дверью зала собралась гудящая толпа, показался взволнованный и совершенно взмокший Марко - седой итальянец с благородным лицом, юношеской пластикой и по-детски светящимися глазами. "Ого!" - радостно воскликнул он и попросил подождать еще чуть-чуть.
Шли последние лихорадочные приготовления. Задержка спектакля была вполне объяснима: уж больно сжатые сроки были выделены для постановки. Обычно Марко ди Стефано делает подобный перформанс за две недели, а тут пришлось работать всего пять дней. И если с профессиональными актерами можно и за сутки поставить вполне сносный спектакль (такие опыты часто проводят в низкопробной антрепризе), то обычные люди нуждаются хотя бы в минимальном тренинге. Марко, не владеющий, кстати, русским языком, учит их не бояться публики, помогает раскрепоститься и буквально вытаскивает из каждого его глубинную сущность.
Мастер-классы, проходившие пять дней подряд, выглядели странно: нормальные, приличные с виду люди выли, ползали на четвереньках, прыгали и бегали, танцевали и пели, кувыркались и тузили друг друга. Некоторые не выдерживали и сбегали, но в результате около 50 человек вышли на сцену.
Со всех сторон по проходам шествуют под музыку люди, всяк в своем образе. Возраст - от студентов до пенсионеров. Они явно волнуются, но предельно сконцентрированы.
Среди персонажей - бодрая старушка-милиционерша, нервная уборщица, смешная алкоголичка, секретарша, трепетная библиотекарша, томная писательница в розовых очках, серьезная оперная певица, ярая поклонница фитнеса. Вы правильно заметили - в основном в проекте участвовали женщины. Мужчин было всего двое: страшно зажатый юноша, изображавший курсанта-моряка, и веселый мальчик в мешковатых одежках, разыгравший сценку "Утро одного студента" (это когда первую пару проспал, любимая девушка смертельно обиделась, а мамаша-наседка попыталась оградить от трудностей окружающего мира).
...Любой перформанс под названием "Театр людей", который Марко ди Стефано ставит в разных странах, посвящен проблемам, волнующим местных жителей. Поэтому в киноцентре "Родина" говорили и о краже в Эрмитаже, и о том, что у нас "нет секса", и о последствиях революции. Невероятно забавно была разыграна сцена драки "стенка на стенку", напоминавшая истеричные предвыборные дебаты по телевизору. Жутковато становилось, когда повсюду лежали "убитые" и "раненые", а оставшиеся добивали друг друга. И совсем уж мрачно целая толпа готовилась к побегу из тюрьмы, скребла стены, пробивала подземный ход и вырывалась словно бы из-под гнета к свету, к радости, к людям.
На Марко его ученики смотрели с нескрываемым обожанием. Он для них чуть ли не бог: посмотрит выразительно, рукой взмахнет, и они преданно и доверчиво следуют за ним, с готовностью подчиняются его воле. По указанию режиссера люди показали странные упражнения, с помощью которых умудрились раскрепоститься: издавали утробные звуки и изображали сложные эмоциональные переживания.
- Это очень социальный проект, - уверен Марко ди Стефано. - Он сродни фиесте, потому что объединяет людей в радости и помогает им обмениваться положительной энергией. Он напоминает мост между реальностью и внутренним миром каждого горожанина.
В кинотеатре "Родина" состоялась как бы промо-акция, или "проба пера", как назвал это сам синьор Марко. Городские власти и организаторы фестиваля "Вертикаль" - своеобразные "родители" проекта "Театр людей" - остались очень довольны работой итальянца. Он, в свою очередь, обещал, что непременно повторит этот опыт в следующем году, причем намерен приехать надолго и вести мастер-классы в течение нескольких недель. Как и в этот раз, не будет никакого кастинга: пригласят всех подряд, молодых и пожилых, богатых и бедных, студентов и пенсионеров.
Кстати, Марко ди Стефано уже четыре года готовит в Италии перформанс с участием людей с ограниченными возможностями. Марко уверен, что они гораздо глубже и интереснее так называемых обычных и здоровых людей. А по поводу спектакля, где актерами станут "другие петербуржцы", уже ведутся переговоры с комитетом по культуре.
Мария КИНГИСЕПП