Общество
"МНОГИМ НАШИМ ШЕРЛОК ХОЛМС ПОЗАВИДОВАЛ БЫ"
10 ноября
Об этом знает доктор юридических наук, писатель и киносценарист Евгений Худик, по произведениям которого были сняты такие популярные фильмы, как "Два билета на дневной сеанс", "Круг", "Меня это не касается", "Не оставляйте смерть без ответа"...
- С момента выхода на экран фильма "Два билета на дневной сеанс", который считался новым словом в детективном жанре, прошло более 30 лет, а смотрим мы его с удовольствием и по сей день. Чем объяснить такой успех?
- Книги, фильмы, пьесы о милицейской работе - это прежде всего произведения о людях, их характерах, которые проявляются в определенных экстремальных условиях. И если есть яркий, хорошо выписанный характер, то успех обеспечен.
- Как сейчас, на ваш взгляд, освещается работа милиции в кино и литературе?
- В современных сериалах, думаю, слишком налегают на натурализм. Пытаясь показать, что милиционеры такие же, как и все мы, начинают муссировать тему пьянства. Да, оперативники пьют спиртное, но вряд ли это нужно показывать так, чтобы наносить ущерб их авторитету. Я подчеркиваю: авторитету именно оперативных работников, потому что их работа - это ежедневное проявление мужества и героизма. Ведь преступный мир сейчас во сто крат сильнее их и по оснащению, и по разработке преступлений, и по социальному положению в обществе.
- Сейчас их принято называть ментами...
- Мы часто говорим о том, что милиция плохо работает, что нас грабят на улицах... Но столь же часто забываем, что среди сотрудников милиции немало таких, которые готовы ежедневно рисковать ради нас своей жизнью. Не получая за это ни особых премий, ни наград. И зная лишь, что проигрыш - это жизнь, а выигрыш - самоутверждение для настоящих мужчин.
Когда украдут кошелек - все бегут в милицию, жаловаться на соседей - в милицию, угрожают - тоже в милицию. Еще не так давно бежали к криминальным авторитетам, но поняли, что это ловушка для простаков, так как потом приходилось всю жизнь расплачиваться за оказанные услуги. Работа милиции связана с тайнами и загадками, а это привлекает не только внимание, но и провоцирует на высказывания своей оценки. Пока все охотно кидают камни в милицию - и такая она, и сякая... забывая классический вопрос: а кто без греха? Может быть, пора и собирать камни?
Вспомнить, например, что настоящий сыщик не может быть дилетантом, что раскрыть конкретное преступление могут только профессионалы. Возьмем, например, начальника криминальной милиции генерала Пиотровского. Могу сказать, что Владислав Юрьевич по своему научному потенциалу украсил бы любую докторантуру. Мы вот увлекаемся зарубежными криминалистами, а многие наши по своему уровню могли бы вызвать зависть самого Шерлока Холмса. Если же к теоретическим знаниям генерала Пиотровского добавить его практический опыт, то в ученом мире ему не было бы цены.
- Проблемы преступности и сыска интересовали всегда и всех. Может быть, поэтому детективный жанр все чаще называют нестареющим?
- Федор Михайлович Достоевский черпал свои сюжеты для романов из уголовных дел. Ведь детектив - это зеркало общества. Одни ищут в нем занимательное чтиво, не обремененное излишней философией, других увлекает романтика борьбы со злом. Есть и третьи, находящие героику в деяниях отдельных отважных людей.
Детектив сейчас рассматривают как "задворки" литературы, но это не так. В нем мы видим откровенно то, чего общество страшится. Детектив не только развлекательное чтиво, но и документ своего времени. И заложенная в нем разнообразная информация ценна для историков.
Классик сказал: "Все беды происходят из-за денег или их отсутствия". И детективный жанр раскрывает отношения людей в обществе, где в стремлении завладеть богатством любой ценой о человеческом забыли напрочь. В прошлом было столько занимательных мифов, благонамеренной лжи и самоуверенных иллюзий, что теперь все мы отчаянно хотим увидеть жизнь такой, какая она есть, оказаться при факте. И детектив - побратим сенсации - это способ застать жизнь врасплох, увидеть ее на изломе, в критический момент. Он выходит из рамок повседневного нашего существования, привлекает к себе.
Кроме того, хороший детектив, борясь со злом, защищая невинных и карая виновных, всегда умел сублимировать тоску человека по справедливости.
Беседовала Наталья МАТВЕЕВА
- С момента выхода на экран фильма "Два билета на дневной сеанс", который считался новым словом в детективном жанре, прошло более 30 лет, а смотрим мы его с удовольствием и по сей день. Чем объяснить такой успех?
- Книги, фильмы, пьесы о милицейской работе - это прежде всего произведения о людях, их характерах, которые проявляются в определенных экстремальных условиях. И если есть яркий, хорошо выписанный характер, то успех обеспечен.
- Как сейчас, на ваш взгляд, освещается работа милиции в кино и литературе?
- В современных сериалах, думаю, слишком налегают на натурализм. Пытаясь показать, что милиционеры такие же, как и все мы, начинают муссировать тему пьянства. Да, оперативники пьют спиртное, но вряд ли это нужно показывать так, чтобы наносить ущерб их авторитету. Я подчеркиваю: авторитету именно оперативных работников, потому что их работа - это ежедневное проявление мужества и героизма. Ведь преступный мир сейчас во сто крат сильнее их и по оснащению, и по разработке преступлений, и по социальному положению в обществе.
- Сейчас их принято называть ментами...
- Мы часто говорим о том, что милиция плохо работает, что нас грабят на улицах... Но столь же часто забываем, что среди сотрудников милиции немало таких, которые готовы ежедневно рисковать ради нас своей жизнью. Не получая за это ни особых премий, ни наград. И зная лишь, что проигрыш - это жизнь, а выигрыш - самоутверждение для настоящих мужчин.
Когда украдут кошелек - все бегут в милицию, жаловаться на соседей - в милицию, угрожают - тоже в милицию. Еще не так давно бежали к криминальным авторитетам, но поняли, что это ловушка для простаков, так как потом приходилось всю жизнь расплачиваться за оказанные услуги. Работа милиции связана с тайнами и загадками, а это привлекает не только внимание, но и провоцирует на высказывания своей оценки. Пока все охотно кидают камни в милицию - и такая она, и сякая... забывая классический вопрос: а кто без греха? Может быть, пора и собирать камни?
Вспомнить, например, что настоящий сыщик не может быть дилетантом, что раскрыть конкретное преступление могут только профессионалы. Возьмем, например, начальника криминальной милиции генерала Пиотровского. Могу сказать, что Владислав Юрьевич по своему научному потенциалу украсил бы любую докторантуру. Мы вот увлекаемся зарубежными криминалистами, а многие наши по своему уровню могли бы вызвать зависть самого Шерлока Холмса. Если же к теоретическим знаниям генерала Пиотровского добавить его практический опыт, то в ученом мире ему не было бы цены.
- Проблемы преступности и сыска интересовали всегда и всех. Может быть, поэтому детективный жанр все чаще называют нестареющим?
- Федор Михайлович Достоевский черпал свои сюжеты для романов из уголовных дел. Ведь детектив - это зеркало общества. Одни ищут в нем занимательное чтиво, не обремененное излишней философией, других увлекает романтика борьбы со злом. Есть и третьи, находящие героику в деяниях отдельных отважных людей.
Детектив сейчас рассматривают как "задворки" литературы, но это не так. В нем мы видим откровенно то, чего общество страшится. Детектив не только развлекательное чтиво, но и документ своего времени. И заложенная в нем разнообразная информация ценна для историков.
Классик сказал: "Все беды происходят из-за денег или их отсутствия". И детективный жанр раскрывает отношения людей в обществе, где в стремлении завладеть богатством любой ценой о человеческом забыли напрочь. В прошлом было столько занимательных мифов, благонамеренной лжи и самоуверенных иллюзий, что теперь все мы отчаянно хотим увидеть жизнь такой, какая она есть, оказаться при факте. И детектив - побратим сенсации - это способ застать жизнь врасплох, увидеть ее на изломе, в критический момент. Он выходит из рамок повседневного нашего существования, привлекает к себе.
Кроме того, хороший детектив, борясь со злом, защищая невинных и карая виновных, всегда умел сублимировать тоску человека по справедливости.
Беседовала Наталья МАТВЕЕВА