Культура
В ТО ВРЕМЯ ЧАПАЕВЫМ МОГ СТАТЬ КАЖДЫЙ
10 ноября
-Алексей Геннадьевич, Богдан Сильвестрович, вы никак на премьеру "Парка советского периода" пришли? - неожиданная встреча с известными актерами Алексеем Гуськовым и Богданом Ступкой в дверях киноцентра "Пик" говорила о том, что питерская премьера нового фильма Юлия Гусмана обещает стать не менее богатой на знаменитых зрителей, нежели московская, состоявшаяся 7 ноября.
- Конечно! Мы ведь в Москве на премьере не были! - признался Алексей Гуськов, обнимая за плечо сына. Причина же нынешнего визита звезд кино в Питер - проходящие в Царском Селе съемки фильма с рабочим названием "1814", в которых заняты и Гуськов, и Ступка.
По случаю премьеры персонал киноцентра был одет в белые рубашки и пионерские галстуки, духовой оркестр играл популярные советские мелодии. У зрителя "40-70-х годов выпуска" такой "аперитив" создавал в душе ностальгический настрой, что не могло не отразиться на лучшем восприятии новой картины Юлия Гусмана.
ЮЛИЙ ГУСМАН: "ВИНО ПО 30 КОПЕЕК, МОРЕ, СОЛНЦЕ И БАБЫ БЕСПЛАТНО"
Последней работой режиссера, которого мы уже давно привыкли видеть среди членов жюри КВН, в телепрограммах и даже в свое время замечали в зале заседаний Госдумы, был музыкальный фильм "Не бойся, я с тобой", вышедший на экраны еще в далеком 1981 году. И вдруг в 2004 году Юлий Соломонович решился вновь выйти на съемочную площадку в качестве режиссера.
- Все эти годы я занимался Домом кино, политикой, но все время думал о кино, - признался Гусман корреспонденту "НВ". - И вот когда идея фильма пришла, я сразу взялся за ее реализацию.
- Толчок был, как у многих художников, случайным?
- Да. Я летел в самолете и услышал беседу двух молодых олигархов, которые делились впечатлениями об отдыхе в Африке, где они зебру убили, слона за 100 тысяч долларов застрелили. И тут один говорит: "Но если честно, по-настоящему хорошо я отдыхал только в советские годы в Коктебеле... Вино по 30 копеек, море, солнце и бабы бесплатно". Этот разговор я привел дословно в "Парке советского периода". Мы сейчас живем в каком-то странном обществе между социализмом и капитализмом. Гимн - советский, флаг - республиканский, орел - имперский. Одной ногой стоим в капитализме, ненавидя при этом богатых людей, другой - в социализме, проклиная большевиков. А надо, на мой взгляд, воспитывать нового человека и строить новое общество, избавляясь от мифов, а не жить с этими мифами, многие из которых заимствованы из советских фильмов.
- Можно ожидать, что таких длительных перерывов в вашей режиссерской работе больше не будет?
- Надеюсь. У меня уже есть идеи. Но главное, чтобы были деньги на съемки. Так что как получится...
Елизавете пришлось покинуть зал до начала фильма и бежать на репетицию в театр. Гусман тоже был вынужден спешно ехать в аэропорт. Единственным членом съемочной группы, который остался в зале, был Александр Лазарев-младший.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ: "ГУСМАН ОТКРЫЛ НИШУ АВАНТЮРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ"
-У Юлия Соломоновича есть видение того, что он хочет сделать, он знает, чего хочет добиться, - поделился актер с корреспондентом "НВ". - Он не мечется по площадке и может рассказать историю своим языком. И потом, Гусман сейчас открыл нишу авантюрной лирической комедии, которая до сих пор была прикрыта. Мне кажется, это новое направление в современном российском кино.
- Первые дни вашего героя в "Парке советского периода" могут заставить зрителя позавидовать Олегу Зимину. А лично у вас какие остались воспоминания о советских временах?
- О, это можно очень долго рассказывать, поскольку я большую часть своей сознательной жизни провел в том времени, в котором было и много прекрасного, и много отвратительного. С одной стороны, немало честного, доброго, искреннего, но в то же время вранья масса. Так что я к этому времени очень неоднозначно отношусь.
- Но в целом оно для вас было светлым или темным?
- Наверное, по большей части серым. Что, впрочем, свойственно всем временам...
ЕЛИЗАВЕТА БОЯРСКАЯ: "НА МОЮ РОЛЬ БЫЛО МНОГО ПРЕТЕНДЕНТОВ"
Среди массы современных российских фильмов, в большинстве своем не несущих никакой интеллектуальной нагрузки, фильм Гусмана придется по вкусу зрителям, не разучившимся думать. "Парк советского периода" - это некий симбиоз ВДНХ и Диснейленда, куда посчастливилось попасть популярному телеведущему Олегу Зимину (Александр Лазарев-младший), где у него есть возможность забыть об огромном долге, "крыше" и прочих "прелестях" современной России. Здесь каждый может на время стать Чапаевым, ударником-стахановцем, членом политбюро или космонавтом. На улицах продают газировку с сиропом по три копейки, а в "стекляшке" - разбавленное пиво. С экрана телевизора звучит всем знакомый баритон Игоря Кириллова, а не картавая и шепелявая речь современных дикторов и телеведущих. В пруду рыбу ловят руками, а на целине с грузовика поет Иосиф Кобзон.
Но встреча главного героя с медсестрой Аленой (Елизавета Боярская) очень скоро дает ему возможность ощутить на себе, что Парк советского периода - это не только дружба народов, вино по 30 копеек и услужливый персонал, но и ложь, диктат и стремление задавить каждого, кто не подчиняется порядку.
В ролях самих себя снялись Полад Бюль-Бюль-оглы, Владимир Зельдин, Владимир Этуш, экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. "Парк советского периода" стал последней работой Клары Лучко, которая в этом фильме играет... Дашу Шелест. Но озвучить свою героиню актриса уже не успела, и тогда Гусман решил при помощи современных технологий восстановить голос Лучко, наотрез отказавшись от услуг других актрис.
- Лиза, как вы попали в картину?
- Это была одна из первых моих серьезных полнометражных работ, - вспоминает Елизавета Боярская. - Я с удовольствием согласилась сниматься, хотя было неожиданным то, что меня утвердили, поскольку на эту роль проводился достаточно большой кастинг.
Анна КОСТРОВА
- Конечно! Мы ведь в Москве на премьере не были! - признался Алексей Гуськов, обнимая за плечо сына. Причина же нынешнего визита звезд кино в Питер - проходящие в Царском Селе съемки фильма с рабочим названием "1814", в которых заняты и Гуськов, и Ступка.
По случаю премьеры персонал киноцентра был одет в белые рубашки и пионерские галстуки, духовой оркестр играл популярные советские мелодии. У зрителя "40-70-х годов выпуска" такой "аперитив" создавал в душе ностальгический настрой, что не могло не отразиться на лучшем восприятии новой картины Юлия Гусмана.
ЮЛИЙ ГУСМАН: "ВИНО ПО 30 КОПЕЕК, МОРЕ, СОЛНЦЕ И БАБЫ БЕСПЛАТНО"
Последней работой режиссера, которого мы уже давно привыкли видеть среди членов жюри КВН, в телепрограммах и даже в свое время замечали в зале заседаний Госдумы, был музыкальный фильм "Не бойся, я с тобой", вышедший на экраны еще в далеком 1981 году. И вдруг в 2004 году Юлий Соломонович решился вновь выйти на съемочную площадку в качестве режиссера.
- Все эти годы я занимался Домом кино, политикой, но все время думал о кино, - признался Гусман корреспонденту "НВ". - И вот когда идея фильма пришла, я сразу взялся за ее реализацию.
- Толчок был, как у многих художников, случайным?
- Да. Я летел в самолете и услышал беседу двух молодых олигархов, которые делились впечатлениями об отдыхе в Африке, где они зебру убили, слона за 100 тысяч долларов застрелили. И тут один говорит: "Но если честно, по-настоящему хорошо я отдыхал только в советские годы в Коктебеле... Вино по 30 копеек, море, солнце и бабы бесплатно". Этот разговор я привел дословно в "Парке советского периода". Мы сейчас живем в каком-то странном обществе между социализмом и капитализмом. Гимн - советский, флаг - республиканский, орел - имперский. Одной ногой стоим в капитализме, ненавидя при этом богатых людей, другой - в социализме, проклиная большевиков. А надо, на мой взгляд, воспитывать нового человека и строить новое общество, избавляясь от мифов, а не жить с этими мифами, многие из которых заимствованы из советских фильмов.
- Можно ожидать, что таких длительных перерывов в вашей режиссерской работе больше не будет?
- Надеюсь. У меня уже есть идеи. Но главное, чтобы были деньги на съемки. Так что как получится...
Елизавете пришлось покинуть зал до начала фильма и бежать на репетицию в театр. Гусман тоже был вынужден спешно ехать в аэропорт. Единственным членом съемочной группы, который остался в зале, был Александр Лазарев-младший.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ: "ГУСМАН ОТКРЫЛ НИШУ АВАНТЮРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ"
-У Юлия Соломоновича есть видение того, что он хочет сделать, он знает, чего хочет добиться, - поделился актер с корреспондентом "НВ". - Он не мечется по площадке и может рассказать историю своим языком. И потом, Гусман сейчас открыл нишу авантюрной лирической комедии, которая до сих пор была прикрыта. Мне кажется, это новое направление в современном российском кино.
- Первые дни вашего героя в "Парке советского периода" могут заставить зрителя позавидовать Олегу Зимину. А лично у вас какие остались воспоминания о советских временах?
- О, это можно очень долго рассказывать, поскольку я большую часть своей сознательной жизни провел в том времени, в котором было и много прекрасного, и много отвратительного. С одной стороны, немало честного, доброго, искреннего, но в то же время вранья масса. Так что я к этому времени очень неоднозначно отношусь.
- Но в целом оно для вас было светлым или темным?
- Наверное, по большей части серым. Что, впрочем, свойственно всем временам...
ЕЛИЗАВЕТА БОЯРСКАЯ: "НА МОЮ РОЛЬ БЫЛО МНОГО ПРЕТЕНДЕНТОВ"
Среди массы современных российских фильмов, в большинстве своем не несущих никакой интеллектуальной нагрузки, фильм Гусмана придется по вкусу зрителям, не разучившимся думать. "Парк советского периода" - это некий симбиоз ВДНХ и Диснейленда, куда посчастливилось попасть популярному телеведущему Олегу Зимину (Александр Лазарев-младший), где у него есть возможность забыть об огромном долге, "крыше" и прочих "прелестях" современной России. Здесь каждый может на время стать Чапаевым, ударником-стахановцем, членом политбюро или космонавтом. На улицах продают газировку с сиропом по три копейки, а в "стекляшке" - разбавленное пиво. С экрана телевизора звучит всем знакомый баритон Игоря Кириллова, а не картавая и шепелявая речь современных дикторов и телеведущих. В пруду рыбу ловят руками, а на целине с грузовика поет Иосиф Кобзон.
Но встреча главного героя с медсестрой Аленой (Елизавета Боярская) очень скоро дает ему возможность ощутить на себе, что Парк советского периода - это не только дружба народов, вино по 30 копеек и услужливый персонал, но и ложь, диктат и стремление задавить каждого, кто не подчиняется порядку.
В ролях самих себя снялись Полад Бюль-Бюль-оглы, Владимир Зельдин, Владимир Этуш, экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. "Парк советского периода" стал последней работой Клары Лучко, которая в этом фильме играет... Дашу Шелест. Но озвучить свою героиню актриса уже не успела, и тогда Гусман решил при помощи современных технологий восстановить голос Лучко, наотрез отказавшись от услуг других актрис.
- Лиза, как вы попали в картину?
- Это была одна из первых моих серьезных полнометражных работ, - вспоминает Елизавета Боярская. - Я с удовольствием согласилась сниматься, хотя было неожиданным то, что меня утвердили, поскольку на эту роль проводился достаточно большой кастинг.
Анна КОСТРОВА