Культура

ВИКТОР СУХОРУКОВ: "Я ДОБАВЛЯЮ МИРУ КРАСОК..."

17 ноября
"МОЖЕТ, ДЕЛО НЕ В ГОЛОВЕ?"

- Виктор, посмотрела фильм "Остров" на вашем юбилейном вечере неделю назад в "Авроре". Фильм меня потряс. Как вы доросли от фашиста в "Бакенбардах" Мамина до священника в "Острове"?
- А никакого роста и не было в моих ролях, играл однотипные персонажи. Еще недавно и в мыслях не держал, и ни в каком сне не мог увидеть, что сыграю царя у Мельникова, генерала у Говорухина, а уж тем более святого отца. В 89-м я в образе бритоголового фашиста, националиста под знаменем Маяковского вышагивал по городу Ленинграду в "Бакенбардах" Юрия Мамина. Шесть лет спустя меня опять-таки наголо обрили для фильма "Брат". По всем показателям я должен был двигаться куда-то в сторону людоедов, вампиров. А у меня все сложилось иначе. И я собой горжусь - значит, не случайность, значит, дорос! Но лысую голову с тех пор сохранил. Мне кажется, в этом какая-то харизма есть. И потом моя голова должна быть всегда готова к творческому процессу как болванка. А может, дело совсем не в голове? Может, я просто талантлив и интересен людям? Как часто актеру говорят: "Нет, это не твоя роль, не твой типаж". А он уже дорос, он может...
- Евгению Леонову всю жизнь хотелось сыграть короля Лира. Ему не давали...
- А он бы сыграл, уверен! Я в театре очень часто с этим сталкивался. У меня в Питере случились далеко не лучшие годы жизни, когда я работал в Театре Комедии и в Театре Ленинского комсомола, и откуда я был изгнан. Об этом даже не хочется вспоминать. У меня случилась всего одна моя любимая роль у Петра Фоменко в Театре Комедии в спектакле "Добро, ладно, хорошо", где я, 26-летний, сыграл глубокого старика. Это была именно моя роль. Я ужасно, до дрожи хотел играть, я до мозга костей театральный человек, а художественные руководители не видели меня в тех ролях, которые я для себя мысленно определял. Я сейчас живу в Москве, в театре много играю, но все равно не совсем то, что я хочу. В кино у меня лучше сложилось.

ПРОВЕРКА ОГНЕМ И МЕЧОМ

- Как вас нашел Павел Лунгин?
- Не он меня увидел - это Петр Мамонов привел меня к Павлу Семеновичу. Сказал: "Смотри, вот кто отца Филарета сыграет!" Лунгин ему: "Побойся Бога, у него не получится!" Но все-таки решил меня попробовать. А моя интуиция шепнула: "Витя, справишься!" Я понял, что хочу сыграть мудрость, успокоенность, благостность. И меня действительно утвердили на роль.
- Вам что-то приходилось в себе ломать, преодолевать, когда искали образ Филарета?
- Я скорее не преодолевал, а гасил. Обычное давление у человека 120 на 80. Так вот для меня оно слишком низкое. И я иной раз себя перед камерой чувствовал растворенным в воздухе, ну будто нет меня. Потом смотришь отснятое - есть! В основной сцене в котельной, когда Мамонов - Анатолий устроил мне испытание огнем и дымом, я даже говорил Лунгину: "Позволь мне себя там выплеснуть вплоть до матерных слов". Мне нужен был выброс этот звериный, буйный, нужно было показать, что внутри человека кроется всяческая гадость и, может быть, черт с ангельскими крыльями, и ангел с хвостом.
- А в фильме ничего такого нет. Вы там сразу умиротворенный...
- Так и должно было быть. Это Сухоруков буйный. А Филарет зрителю должен предстать совсем другим. И слава Богу, что другой, что вы и не почувствовали, что он в предыдущем дубле матерился.

ЛЮБОВЬ СО СКАНДАЛОМ, С ПРИМИРЕНИЕМ

- А любовь что в вашей жизни значит?
- А что вы имеете в виду? Если то, с кем у меня секс, - так это не любовь, это труд. Для меня любимые женщины - те, которые мне помогали, к которым я мчался, стремился, которых поддерживал. Для меня любовь - это память, это дружба, это благодарность. Или о чем вы? Если о плотском, ладно, так скажу: любовь у меня беспрыщавая, любовь у меня не воняет носками, она с хорошим дыханием изо рта, с трудным характером, у меня любовь со скандалом, с примирением. Какой я в любви?.. Я глубоко влюбчивый, легко ранимый, трогательный и одновременно яростный, капризный, настроенческий, порочный и прекрасный, как каждый из нас.

В КАДРЕ СЕБЯ НЕ УЗНАЮ

- Расскажите о своей последней работе в фильме "Агитбригада "Бей врага!".
- Вот сыграл я в "Острове". Остановился и подумал: а что еще хочу? Да я уже все попробовал. И тут мне Виталий Мельников предлагает роль Никанора Васильевича Калинкина, контуженного демобилизованного солдата, которого НКВД посылает за Урал уполномоченным по культуре. В "Агитбригаде" Мельников, он же и автор сценария, будто затянул всю нашу советскую эпоху в воронку гигантскую. И смешно получается, и печально, и страшно. Я на озвучании, поверите ли, заплакал - у меня такое впервые! Я в кадре себя не узнаю, и хохочу, и рыдаю. Мельников вложил в этот фильм всего себя, весь свой прежний кинематографический опыт, свои воспоминания, и так это сделал просто, легко, доступно! Умное, великолепное кино! Будут актерские открытия, сенсации. Скажу совершенно откровенно: я обрел счастье в этом фильме.

- Этот фильм для вас главнее, чем "Остров"?
- Получается, так. Я туда втащил все то, что сыграл от Мамина до Лунгина. Если я в "Острове" трудился над буйством своим, то тут я боролся со своими штампами, перекраивал их. Думаю, что справился, может, потому, что не утратил способности удивляться миру, упиваться им. И думаю без ложной скромности, что я этому миру красок добавляю. И я... хочу жить! Для меня эта фраза особо звучит - она звонкая-звонкая и очень полная. Я весь наполнен молоком, я насыщен и я хочу всем этим делиться с миром.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно