Культура
"МУДРЕЦ" "МУДРЕЦУ" РОЗНЬ
30 ноября
В Театре имени Ленсовета сегодня и завтра - премьера. Режиссер Василий Сенин предлагает свою версию комедии Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты". На репетиции присутствовала наш корреспондент.
Василий Сенин славен тем, что умеет делать из набившей оскомину классики современные аншлаговые спектакли. Как ему это удается - вопрос каждый раз открытый. Приемов "ниже пояса" вроде не использует, зато тактично и с завидным чувством юмора берет за душу. Задумав историю о хитром карьеристе, светской львице, скучающих богатеях и продажных журналюгах, он наделил их чертами представителей современного высшего общества, политической и светской элиты, очень даже узнаваемых, - Иосифа Кобзона, Людмилы Нарусовой, некоего депутата Госдумы и советского маршала времен застоя.
Сенин разрешил маститым артистам на сцене вести себя смело, кокетничать и откровенно ерничать, откровенно пародировать нашу действительность. Так, артист Евгений Филатов играет делового депутата нетрадиционной ориентации, который ловко "решает вопросы". Сергей Мигицко (Крутицкий) поет дуэтом с Владимиром Матвеевым (Нилом Федосеичем Мамаевым) героическую песню о гордом "Варяге", показывая сильную духом "старую гвардию" партийцев, а с Ларисой Луппиан (купчихой Турусиной) жалобно тянет романс о безвозвратно ушедшей юности, намекая на тоску по "тем временам". В персонаже гадалки Манефы, изрекающей сплошные поговорки, просматриваются москвички, застрявшие в телевизионных шоу. Елена Маркина в этой роли блистательна: вокруг нее моментально возникает бешеная энергетика, в которой коллеги буквально купаются. Артистам репетиция вообще нравится несказанно - они чувствуют себя всемогущими. Режиссеру нравится еще пуще: он глядит на артистов с обожанием, хлопает себя по коленкам и то и дело оглушительно смеется.
Вот он катается по сцене, демонстрируя Диме Лысенкову (собственно главный герой пьесы - молодой карьерист Глумов), как нужно обхаживать "нужного человека". Лысенков тщательно повторяет вслед за Сениным скрюченные позы, зависает в полуприседе, ложится у ног Матвеева с явным подобострастием. Матвеев волнуется: "Ты в своей одежде пришел?" - "Нет, это репетиционная", - отмахивается Лысенков и снова ужом крутится по полу.
"Я поняла, - заявляет вдруг Елена Маркина, величаво подбоченясь. - На сцене нужно испытывать восторг!"
Пожалуй, именно "восторг" - ключевое слово для сенинского "Мудреца". Если лучшие актеры театра в восторге от предложенной игры, а режиссер катается от хохота на репетициях, то уж зрителя точно ждет праздник.
Мария КИНГИСЕПП
Василий Сенин славен тем, что умеет делать из набившей оскомину классики современные аншлаговые спектакли. Как ему это удается - вопрос каждый раз открытый. Приемов "ниже пояса" вроде не использует, зато тактично и с завидным чувством юмора берет за душу. Задумав историю о хитром карьеристе, светской львице, скучающих богатеях и продажных журналюгах, он наделил их чертами представителей современного высшего общества, политической и светской элиты, очень даже узнаваемых, - Иосифа Кобзона, Людмилы Нарусовой, некоего депутата Госдумы и советского маршала времен застоя.
Сенин разрешил маститым артистам на сцене вести себя смело, кокетничать и откровенно ерничать, откровенно пародировать нашу действительность. Так, артист Евгений Филатов играет делового депутата нетрадиционной ориентации, который ловко "решает вопросы". Сергей Мигицко (Крутицкий) поет дуэтом с Владимиром Матвеевым (Нилом Федосеичем Мамаевым) героическую песню о гордом "Варяге", показывая сильную духом "старую гвардию" партийцев, а с Ларисой Луппиан (купчихой Турусиной) жалобно тянет романс о безвозвратно ушедшей юности, намекая на тоску по "тем временам". В персонаже гадалки Манефы, изрекающей сплошные поговорки, просматриваются москвички, застрявшие в телевизионных шоу. Елена Маркина в этой роли блистательна: вокруг нее моментально возникает бешеная энергетика, в которой коллеги буквально купаются. Артистам репетиция вообще нравится несказанно - они чувствуют себя всемогущими. Режиссеру нравится еще пуще: он глядит на артистов с обожанием, хлопает себя по коленкам и то и дело оглушительно смеется.
Вот он катается по сцене, демонстрируя Диме Лысенкову (собственно главный герой пьесы - молодой карьерист Глумов), как нужно обхаживать "нужного человека". Лысенков тщательно повторяет вслед за Сениным скрюченные позы, зависает в полуприседе, ложится у ног Матвеева с явным подобострастием. Матвеев волнуется: "Ты в своей одежде пришел?" - "Нет, это репетиционная", - отмахивается Лысенков и снова ужом крутится по полу.
"Я поняла, - заявляет вдруг Елена Маркина, величаво подбоченясь. - На сцене нужно испытывать восторг!"
Пожалуй, именно "восторг" - ключевое слово для сенинского "Мудреца". Если лучшие актеры театра в восторге от предложенной игры, а режиссер катается от хохота на репетициях, то уж зрителя точно ждет праздник.
Мария КИНГИСЕПП