Культура
А БОЕВИЧОК ВРОДЕ ТАК СЕБЕ...
06 декабря
На телеэкранах царствует кино в суровом жанре "супер". Авторы таких произведений уверены, что всем интересны только остросюжетные ленты с драками и морями крови. И чем больше этой остроты, тем лучше. Потому ее столько, что кажется: они все про один и тот же долгий-предолгий мордобой и стрельбу с погоней.
"Мы равняемся на рейтинг", - говорят создатели этой кинопродукции, то есть зрители другого спроса погоду не делают. Правда, регулярно протестуют, пугаясь особенно за детей, которые растут на экранных примерах злыми и агрессивными. А Генпрокуратура утверждает даже, что "материалы ряда уголовных дел и обстоятельства преступлений подростков свидетельствуют: их криминальные приемы нередко заимствованы из телефильмов". Но телекинопредпринимателей не это волнует, на дворе рынок, надо зарабатывать. С чем трудно было спорить, пока не появился контрпример: американцы Эндрю Адамсон и Викки Дженсон получили за детскую мультяшку "Шрек" премию "Оскар". Впервые награду Американской киноакадемии получил полнометражный мультфильм. Он также претендовал на "Пальмовую ветвь" в Каннах. А предварительно этот "детский боевик" посмотрели так много зрителей всех возрастов, что выяснилось: побиты самые высокие рекорды кассовых сборов. И в Америке, и во всех странах, где показывали. Благодаря этому создатели "Шрека" обратили его в сериал.
И это при том, что ни кошмарных сцен побоищ с дикими воплями, ни загадочных жутких смертоубийств там нет. По тем же рыночным стандартам - боевичок так себе. Да и главный персонаж, именем которого назван мульт, дяденька в общем вида не героического, хотя и великан. Но все равно далеко не красавец атлет Джеймс Бонд, а всего лишь тролль, лесной житель в годах, которому ничего, кроме спокойствия на родном болоте, не надо. А вот стал знаменит, любим и почитаем не меньше агента 007.
Чем взял Шрек? Мультик не простой, анимационный, как поясняют создатели. Что означает: компьютерная графика нового поколения может все, даже уловить и представить такую по-человечески живую мимику персонажей, что кажется, мы где то встречались. И в первую очередь это относится к добродушному увальню Шреку и плутоватому острослову Ослику, у которых лица приличных людей, хотя - что важно - вовсе не идеальных. Во всяком случае на звание "рыцарей без страха и упрека" они не претендуют. Но именно поэтому на их фоне тот же Джеймс Бонд, как и другие знаменитости многих прежде известных киношных боевиков, как раз могут показаться рисованными мультяшными героями не от мира сего. А Шрек с Осликом, можно сказать, свои люди. И заботы у них не такие уж сказочные: выстоять в схватке с корыстной властью за право жить нормально.
Сюжет как сюжет, без особых, казалось бы, затей. Но самое интересное не в этом, а в том, как все происходит.
Как, например, хитрый Фархуад обращается к Шреку с речью (по образцу узурпаторов всех времен), полной ложного пафоса: "Ты удостоен чести пожертвовать собой во имя великой цели..." И как Шрек, свободный "болотный житель", знающий цену высокому слогу вдохновенного вранья, тут же все ставит на свое место: "...Цели? У меня одна цель - вернуть болото себе, это мой дом". И как Ослик, посланный отвлечь чудище от обязанностей стеречь принцессу, оказывается в безнадежном положении прямо перед драконовой пастью, и с перепугу в нем просыпается большой дипломат и психолог. В решающие доли секунды, сделав неожиданное открытие, что перед ним действительно змеюка, то есть настоящего женского роду создание, и тут же смекнув, в чем шанс на спасение, он принялся нахваливать "глазки", "зубки", "горделивую осанку" драконши, что немедля возымело действие. (А принцессу в это время Шрек и умыкнул.) Как галантность Ослика произвела столь неизгладимое впечатление на отзывчивую особу, что драконша после по первому зову пришла друзьям на помощь и спасла их от расправы Фархуада, а самого злодея, возомнившего себя уже мужем принцессы Фионы и королем, попросту съела, выплюнув корону под язвительное замечание своего ушастого кавалера: "Браки по расчету скоротечны". И это, между прочим, был самый кровожадный эпизод в необычайно полюбившемся детско-взрослой аудиторией на всех континентах боевике.
В общепринятую по нынешним телевизионным канонам теорию завоевания зрителя и кинорынка фильм вроде бы вовсе не вписывается. Но первый "Шрек" принес создателям и студии Dreamwоrks около 500 миллионов долларов. "Шрек-2" - 950 миллионов. А от "Шрека-3" (премьера в мае наступающего года) ждут еще большего дохода. Стало быть, можно и так зарабатывать - без расчета на рейтинг убойной халтуры?
Лев АНИКИН
"Мы равняемся на рейтинг", - говорят создатели этой кинопродукции, то есть зрители другого спроса погоду не делают. Правда, регулярно протестуют, пугаясь особенно за детей, которые растут на экранных примерах злыми и агрессивными. А Генпрокуратура утверждает даже, что "материалы ряда уголовных дел и обстоятельства преступлений подростков свидетельствуют: их криминальные приемы нередко заимствованы из телефильмов". Но телекинопредпринимателей не это волнует, на дворе рынок, надо зарабатывать. С чем трудно было спорить, пока не появился контрпример: американцы Эндрю Адамсон и Викки Дженсон получили за детскую мультяшку "Шрек" премию "Оскар". Впервые награду Американской киноакадемии получил полнометражный мультфильм. Он также претендовал на "Пальмовую ветвь" в Каннах. А предварительно этот "детский боевик" посмотрели так много зрителей всех возрастов, что выяснилось: побиты самые высокие рекорды кассовых сборов. И в Америке, и во всех странах, где показывали. Благодаря этому создатели "Шрека" обратили его в сериал.
И это при том, что ни кошмарных сцен побоищ с дикими воплями, ни загадочных жутких смертоубийств там нет. По тем же рыночным стандартам - боевичок так себе. Да и главный персонаж, именем которого назван мульт, дяденька в общем вида не героического, хотя и великан. Но все равно далеко не красавец атлет Джеймс Бонд, а всего лишь тролль, лесной житель в годах, которому ничего, кроме спокойствия на родном болоте, не надо. А вот стал знаменит, любим и почитаем не меньше агента 007.
Чем взял Шрек? Мультик не простой, анимационный, как поясняют создатели. Что означает: компьютерная графика нового поколения может все, даже уловить и представить такую по-человечески живую мимику персонажей, что кажется, мы где то встречались. И в первую очередь это относится к добродушному увальню Шреку и плутоватому острослову Ослику, у которых лица приличных людей, хотя - что важно - вовсе не идеальных. Во всяком случае на звание "рыцарей без страха и упрека" они не претендуют. Но именно поэтому на их фоне тот же Джеймс Бонд, как и другие знаменитости многих прежде известных киношных боевиков, как раз могут показаться рисованными мультяшными героями не от мира сего. А Шрек с Осликом, можно сказать, свои люди. И заботы у них не такие уж сказочные: выстоять в схватке с корыстной властью за право жить нормально.
Сюжет как сюжет, без особых, казалось бы, затей. Но самое интересное не в этом, а в том, как все происходит.
Как, например, хитрый Фархуад обращается к Шреку с речью (по образцу узурпаторов всех времен), полной ложного пафоса: "Ты удостоен чести пожертвовать собой во имя великой цели..." И как Шрек, свободный "болотный житель", знающий цену высокому слогу вдохновенного вранья, тут же все ставит на свое место: "...Цели? У меня одна цель - вернуть болото себе, это мой дом". И как Ослик, посланный отвлечь чудище от обязанностей стеречь принцессу, оказывается в безнадежном положении прямо перед драконовой пастью, и с перепугу в нем просыпается большой дипломат и психолог. В решающие доли секунды, сделав неожиданное открытие, что перед ним действительно змеюка, то есть настоящего женского роду создание, и тут же смекнув, в чем шанс на спасение, он принялся нахваливать "глазки", "зубки", "горделивую осанку" драконши, что немедля возымело действие. (А принцессу в это время Шрек и умыкнул.) Как галантность Ослика произвела столь неизгладимое впечатление на отзывчивую особу, что драконша после по первому зову пришла друзьям на помощь и спасла их от расправы Фархуада, а самого злодея, возомнившего себя уже мужем принцессы Фионы и королем, попросту съела, выплюнув корону под язвительное замечание своего ушастого кавалера: "Браки по расчету скоротечны". И это, между прочим, был самый кровожадный эпизод в необычайно полюбившемся детско-взрослой аудиторией на всех континентах боевике.
В общепринятую по нынешним телевизионным канонам теорию завоевания зрителя и кинорынка фильм вроде бы вовсе не вписывается. Но первый "Шрек" принес создателям и студии Dreamwоrks около 500 миллионов долларов. "Шрек-2" - 950 миллионов. А от "Шрека-3" (премьера в мае наступающего года) ждут еще большего дохода. Стало быть, можно и так зарабатывать - без расчета на рейтинг убойной халтуры?
Лев АНИКИН