Культура
"ТЕРЕМ-КВАРТЕТ" НАЧИНАЛСЯ С ШАЙКИ-ЛЕЙКИ..."
06 декабря
Многочисленные выступления "Терем-квартета" - в Москве перед Путиным и Шредером, в Ватикане перед папой римским и матерью Терезой, на площади Святого Марка в Венеции, в резиденции принца Чарльза в Лондоне - привели к тому, что ансамбль наряду с Эрмитажем, Мариинским театром, Русским музеем стали ассоциировать с Санкт-Петербургом. Его называют визитной карточкой нашего города. С одним из участников коллектива - Андреем Константиновым - и встретился наш корреспондент.
- Скажите, Андрей, 20 лет для ансамбля - это много или мало?
- Все относительно. Если сравнивать с другими коллективами или вообще с творческой жизнью единицы, то много. А если исходить из внутреннего ощущения возраста - мало. Нам кажется, что мы находимся еще в самом начале творческого пути. Конечно, наше мировоззрение изменилось, но нам удалось сохранить ребячество, которое помогает искать новое и нарушать правила. Это одна из главных причин, почему мы еще остаемся интересны друг другу и зрителям. Когда мы собираемся вместе, тогда и начинается построение терема. У каждого из нас свои умения, но мы делаем одно общее дело - строим терем.
- То есть время собирать камни еще не пришло?
- Построение терема как раз и состоит из собирания камней и постоянного их разбрасывания. Итоги, конечно, подводить надо, но одновременно и строить планы на будущее. Не дай бог начать почивать на лаврах.
- А как все начиналось?
- Мы учились в Консерватории, академическое образование получали, там и познакомились, но наше возмужание и созревание произошло в армии. После первого года службы нас перевели в музыкальный ансамбль, причем в большой армейский, где был хор, балет, оркестр. В какой-то момент возникла необходимость создать небольшой коллектив. Инструменты и некий опыт у нас были, а некоторые наши музыканты не знали нот вообще. Это-то и заставило нас искать особый язык. То есть мы вспоминали какие-то известные произведения, соединяли их с народными мелодиями и обрабатывали. Назвались "Русским сувениром", сделали программу, которая пользовалась огромным успехом. Второй год армейской службы в Германии мы провели в гастрольных поездках. А когда вернулись в Консерваторию, поняли: заниматься будем тем, что у нас хорошо получается. В конце 80-х народная музыка пришла к какому-то тупику, невозможно было все время играть "калинки-малинки", "светит месяц", превращаясь в разрисованных матрешек. Но и играть классику на домрах и балалайках тоже как-то странно. Большинство произведений написано не для этих инструментов. Никто это не пойдет слушать. Поэтому мы вышли на очень простой для нас тогда путь. Раз мы современные люди и играем на этих инструментах, а на них уже потрачено много лет, мы должны сделать их интересными для себя и других. Первый концерт "Терем-квартета" состоялся 26 ноября 1986 года в музыкально-педагогическом училище на Петроградской стороне. Там собралась тогда вся профессура Консерватории.
- Педагоги оценили ваше творчество?
- Да, старики оценили и очень помогали, дав нам первое подтверждение того, что мы на верном пути. Они сразу обратили на нас внимание. Потому что сами в 30-40-е годы играли на эстраде фокстроты и чарльстоны. Они как раз застали то время, когда к народным инструментам относились с уважением. А вот педагоги среднего возраста называли нас шайкой-лейкой и всерьез не воспринимали.
- Вы себя кем позиционируете - музыкантами или эксцентриками?
- Не так и не этак. Но играть на народных инструментах с серьезными лицами невозможно. Лицедеи всегда говорили и о смешном, и о печальном, но в основе их творчества была игра с текстом, подтекстом, ирония. Основная черта русской культуры - чувство юмора, умение посмотреть со стороны на себя и на ситуацию. Мы давно осознали, что именно это роднит нас с древними русскими корнями. Кроме того, наша жажда полноты жизни заставляет нас каждый концерт играть как последний. Мы не делаем музыку, а лишь подчиняемся ей. Это психологический процесс. И каждый раз, выходя на сцену, мы друг друга психологически настраиваем. Происходит это зачастую весьма забавным образом. Знаете, как иногда штангистов бьют по щекам, чтобы разозлить и вывести из ступора. У нас тоже иногда тумаки случаются. И вот тогда все происходит по-настоящему. Если зрители еще не разогреты, то прежде всего мы должны друг друга зажечь - впасть в то психологическое состояние, когда коллектив становится генератором настроения, и тогда заразятся все.
- Наверняка за 20 лет у вас не раз появлялась возможность осесть в какой-нибудь другой стране, но вы остаетесь верны Петербургу...
- Да, нам не раз предлагали остаться. Еще в 1991-м, когда в России случился путч, а мы в это время находились в Англии. Но вот заметьте, мы все время говорим о русской культуре. Нам и сознательно, и подсознательно работается только здесь. Такого глубокого понимания и проникновения в наше творчество, как в России, нигде нет. Везде мы гости. Мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы русская культура стала всеобщей. Ну а уж раз мы представители русской культуры, то чего ж нам жить где-то далеко. Это немыслимо, мы ведь играем на русских народных инструментах.
Александра ОЛЬГИНА
- Скажите, Андрей, 20 лет для ансамбля - это много или мало?
- Все относительно. Если сравнивать с другими коллективами или вообще с творческой жизнью единицы, то много. А если исходить из внутреннего ощущения возраста - мало. Нам кажется, что мы находимся еще в самом начале творческого пути. Конечно, наше мировоззрение изменилось, но нам удалось сохранить ребячество, которое помогает искать новое и нарушать правила. Это одна из главных причин, почему мы еще остаемся интересны друг другу и зрителям. Когда мы собираемся вместе, тогда и начинается построение терема. У каждого из нас свои умения, но мы делаем одно общее дело - строим терем.
- То есть время собирать камни еще не пришло?
- Построение терема как раз и состоит из собирания камней и постоянного их разбрасывания. Итоги, конечно, подводить надо, но одновременно и строить планы на будущее. Не дай бог начать почивать на лаврах.
- А как все начиналось?
- Мы учились в Консерватории, академическое образование получали, там и познакомились, но наше возмужание и созревание произошло в армии. После первого года службы нас перевели в музыкальный ансамбль, причем в большой армейский, где был хор, балет, оркестр. В какой-то момент возникла необходимость создать небольшой коллектив. Инструменты и некий опыт у нас были, а некоторые наши музыканты не знали нот вообще. Это-то и заставило нас искать особый язык. То есть мы вспоминали какие-то известные произведения, соединяли их с народными мелодиями и обрабатывали. Назвались "Русским сувениром", сделали программу, которая пользовалась огромным успехом. Второй год армейской службы в Германии мы провели в гастрольных поездках. А когда вернулись в Консерваторию, поняли: заниматься будем тем, что у нас хорошо получается. В конце 80-х народная музыка пришла к какому-то тупику, невозможно было все время играть "калинки-малинки", "светит месяц", превращаясь в разрисованных матрешек. Но и играть классику на домрах и балалайках тоже как-то странно. Большинство произведений написано не для этих инструментов. Никто это не пойдет слушать. Поэтому мы вышли на очень простой для нас тогда путь. Раз мы современные люди и играем на этих инструментах, а на них уже потрачено много лет, мы должны сделать их интересными для себя и других. Первый концерт "Терем-квартета" состоялся 26 ноября 1986 года в музыкально-педагогическом училище на Петроградской стороне. Там собралась тогда вся профессура Консерватории.
- Педагоги оценили ваше творчество?
- Да, старики оценили и очень помогали, дав нам первое подтверждение того, что мы на верном пути. Они сразу обратили на нас внимание. Потому что сами в 30-40-е годы играли на эстраде фокстроты и чарльстоны. Они как раз застали то время, когда к народным инструментам относились с уважением. А вот педагоги среднего возраста называли нас шайкой-лейкой и всерьез не воспринимали.
- Вы себя кем позиционируете - музыкантами или эксцентриками?
- Не так и не этак. Но играть на народных инструментах с серьезными лицами невозможно. Лицедеи всегда говорили и о смешном, и о печальном, но в основе их творчества была игра с текстом, подтекстом, ирония. Основная черта русской культуры - чувство юмора, умение посмотреть со стороны на себя и на ситуацию. Мы давно осознали, что именно это роднит нас с древними русскими корнями. Кроме того, наша жажда полноты жизни заставляет нас каждый концерт играть как последний. Мы не делаем музыку, а лишь подчиняемся ей. Это психологический процесс. И каждый раз, выходя на сцену, мы друг друга психологически настраиваем. Происходит это зачастую весьма забавным образом. Знаете, как иногда штангистов бьют по щекам, чтобы разозлить и вывести из ступора. У нас тоже иногда тумаки случаются. И вот тогда все происходит по-настоящему. Если зрители еще не разогреты, то прежде всего мы должны друг друга зажечь - впасть в то психологическое состояние, когда коллектив становится генератором настроения, и тогда заразятся все.
- Наверняка за 20 лет у вас не раз появлялась возможность осесть в какой-нибудь другой стране, но вы остаетесь верны Петербургу...
- Да, нам не раз предлагали остаться. Еще в 1991-м, когда в России случился путч, а мы в это время находились в Англии. Но вот заметьте, мы все время говорим о русской культуре. Нам и сознательно, и подсознательно работается только здесь. Такого глубокого понимания и проникновения в наше творчество, как в России, нигде нет. Везде мы гости. Мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы русская культура стала всеобщей. Ну а уж раз мы представители русской культуры, то чего ж нам жить где-то далеко. Это немыслимо, мы ведь играем на русских народных инструментах.
Александра ОЛЬГИНА