Культура
ГОГОЛЬ ПОШЕЛ НА ИМПОРТ
07 декабря
Как уже повелось на Руси, бурная рекламная кампания сопровождала премьеру фильма Олега Фесенко "Ведьма". Мол, самый первый российский фильм ужасов. Что есть абсолютная неправда. Во-первых, потому, что первый наш фильм ужасов - это "Кощей Бессмертный". А во-вторых, особых ужасов в американизированной версии гоголевского шедевра я особо не заметил. Все в этой картине сделано так, будто бы ее предназначали для проката за океаном. А потому и местом действия выбрали американскую провинцию, которую снимали в эстонском захолустье.
Те, кто ждет от "Ведьмы" бурных и страшных сцен в духе гоголевского текста, могут расслабиться. Хотя пару раз ойкнуть все же придется. Некий репортер Айван (Валерий Николаев) приезжает в провинциальный городок, чтобы расследовать серию странных убийств. Жители наперебой утверждают, что виной всему некая Мэрил (Евгения Крюкова), которая как ведьмой была, так ведьмой и осталась. Она умерла, да только вот никак не могут ее отпеть и похоронить. Понятно, что Айван выдает себя за священника и проводит наедине с умершей три ночи в запертой церкви.
Компьютерных трюков в картину режиссер вставил немало, но то, что они искусственного происхождения, видно невооруженным глазом. Тем более что стилистика остальной, "реальной" части "Ведьмы" сильно смахивает на какой-нибудь "Твин Пикс" с многозначительными паузами и немыми сценами. Господин Фесенко явно ориентировался на вкусы заокеанских обывателей, "Вия", очевидно, не читавших, а потому абсолютно равнодушных к нему, и предложенная им киноверсия имеет такое же отношение к Гоголю, как "Ночной дозор" к голливудской продукции.
На память приходят детские воспоминания о нашем, советском "Вие" с Натальей Варлей в роли Панночки. Вот уж где был страх! И фраза: "Поднимите мне веки" - вызывала жуткое смятение в ребячьих сердцах. Те давние, сорок лет назад, игры с Рогатым и Хвостатым закончились после выхода на экран для некоторых участников проекта весьма плачевно. По признанию Натальи Варлей, ей чуть ли не в церкви пришлось замаливать свой грех лицедейства в связи с лежанием в гробу в образе ведьмы.
Нынешняя дива Евгения Крюкова тоже, по слухам, испрашивала у священника разрешения играть в "Ведьме". Да и на ведьму в фильме госпожа актриса никак не походит. Скорее это некая фотомодель с модным гримом и нейлодизайном. Недаром роскошное белое авто увозит мадам Крюкову куда-то вдаль. А бедняге Айвану - Николаеву только и остается, что с содроганием вспоминать невольные ночные бдения у гроба. Николай Васильевич за такое развитие событий - абсолютно не ответчик. Он написал совсем другую книгу. Она называется "Вий".
Сергей ИЛЬЧЕНКО